МААМ-картинки

Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания». (10 фото)

Наталья Рябова
Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания».

В наши дни экологические проблемы как никогда, являются наиболее актуальными. Поэтому основы экологического воспитания должны закладываться в самом раннем детстве нами – дошкольными работниками. Нам необходимо постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к природе. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В связи с этим я считаю, что метод экспериментирования является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребёнка. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребёнка с природой и для посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Публикация «Проект „Детское экспериментирование как метод экологического воспитания“,» размещена в разделах

ПРОТИВОРЕЧИЯ. *Между традиционным решением проблемы экологического воспитания дошкольников и необходимостью создания условий для самовыражения и самореализации ребенка.

* Между необходимостью развития детского экспериментирования, как метода экологического воспитания, и отсутствием системы организации работы по внедрению его в практическую деятельность.

Проблема.

Как сохранить равновесие между необходимостью экологических знаний и методами их получения?

Цель проекта. Создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Задачи проекта.

1. Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (символов, моделей, условных знаков, схем и т. д.)

2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.

3. Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, ставить цель, планировать свои действия и делать выводы.

4. Приобщать детей к красоте окружающего мира.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

6. Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Новизна. В проекте использовала творческий  метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Экологическое экспериментирование развивает реальные представления детей о различных сторонах изучаемого объекта, даёт возможности для детей и педагога выполнять  общее дело.

Знания, добытые детьми самостоятельно, путём экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребёнок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые,всё более сложные,цели.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

*Повышение собственной профессиональной компетентности (Интернет-ресурсы, ППО).

*Обеспечение воспитательно- образовательного процесса методическим материалом.

*Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

*Обогащение предметно-развивающей среды (обновление и пополнение уголка природы, подборка детской литературы экологического содержания,экологических дидактических игр, организация мини-лаборатории, кружка «Юные экспериментаторы», создание огорода на окне).

*Разработка диагностического материала.

*Проведение диагностики детей (Выявление уровня развития экологической воспитанности детей, навыков экспериментирования).

*Анкетирование родителей «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» .

* Педагогическое просвещение родителей: консультации «Зелёный мир на окне», «Игры для детей по экологии», «Методы экологического воспитания детей дошкольного возраста», «Игры с песком и водой», «Безопасность наших детей, через ознакомление с правилами работы в мини-лаборатории», «Маленькие экспериментаторы».

* Планирование экологических акций, творческих выставок.

*Консультирование педагогов.

Основной этап.

* Проведение бесед «О чём рассказал корень», «Красная книга природы», «Что нужно растению для жизни?», «Меры безопасности при экспериментировании», «Человек украшает Землю».

*Ознакомление детей с детской литературой экологического содержания : Д. Мамин-Сибиряк «Лесная сказка»; Шорыгина Т. А. Стихи и сказки о родной природе; Е. Чарушин, В. Бианки.

* Знакомство детей с экологическими дидактическими играми «С какого дерева листочек?», «Отгадай,что за растение», «Мои зелёные друзья», «Научи Мишку мыть растение», «Вершки и корешки», «Ходят капельки по кругу».

* Проведение творческих выставок: «Чудеса своими руками», «Природная мастерская», «Сделаем мир прекраснее!», «Подарки осени», «Осенний букет».

*Фотовыставка «Экспериментировать-здорово

* Непосредственная образовательная деятельность: «Земля – наш общий дом»,

«Поможем Незнайке вылепить посуду», «Почему растаяла Снегурочка?», «Дежурство в уголке природы», «Мир комнатных растений», «В гости к деду Природоведу».

*Экологические акции :«Ёлочка – зелёная иголочка», «Берегиня», «День Земли», «Берегите птиц!», «Расти, дубок», «Сделаем планету чистой».

*Развлечения «Солнечные зайчики», «Праздник воздушных шариков», «День цветов».

*Работа кружка «Юные экспериментаторы» : опыты в мини –лаборатории, «Огород на окне», работа в цветнике, в уголке природы, проекты «Наше дерево», «Огород круглый год», «Расти, росток»

*Экологическая мастерская для педагогов ДОУ.

Обобщающий этап.

*Диагностика и мониторинг качества экологического воспитания детей.

* Оценка эффективности работы с родителями:

Оформление тематической ширмы «Войди в природу другом», практикум для родителей «Домашняя мини-лаборатория», родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности».

* Подведение итогов работы:

Праздник экологической сказки – драматизация сказки «Одуванчик»; участие детей в Интернет – конкурсах (в Международном творческом конкурсе «Маленькой ёлочке холодно зимой», конкурсе детских поделок); Мастер – класс для педагогов ДОУ, обобщение результатов проекта и представление их коллегам. Презентация проекта на педсовете.

Планируемые результаты. * Дети: у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней. У детей разовьётся интерес к явлениям и объектам природы. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

* Педагоги: приобретут новый опыт работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повысится профессиональное мастерство в области экологического образования дошкольников. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

* Родители: повысится уровень экологических знаний и экологическая культура родителей, родители поймут необходимость экологического воспитания детей. Родители станут активными участниками экологических мероприятий, совместно с педагогами и дошкольниками образуют единое воспитательно-образовательное пространство.

РЕЗУЛЬТАТЫ.

Дети приобрели опыт самостоятельной деятельности, опыт исследовательской работы, новые знания, умения и навыки.

Дошкольники :

*проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

*выдвигают гипотезы, предположения, находят способы их решения, предоставляют

доказательства;

*самостоятельно планируют предстоящую деятельность; осознанно выбирают предметы и

материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и

назначением; помнят о цели работы на протяжении всей деятельности;

*проявляют инициативу и творчество в решении поставленных задач;

*в диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности; доводят дело до конца;

*устанавливают разнообразные временные, последовательные, причинные связи;

*делают выводы о результате проведённых исследований;

*дети стали добрее, научились сопереживать;

*овладели навыками ухода за растениями;

*научились любить родную природу, бережно относиться к ней.

Выводы. Реализация проекта, его результаты позволяют говорить о правильности выбора активного экспериментирования как метода экологического воспитания дошкольников.

Элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребёнка данной деятельности. В результате закреплённые в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.

Занятия с элементами экспериментирования в окружающем мире являются хорошей базой для саморазвития детей.

Практическая значимость. Данный опыт работы используется педагогами нашего филиала, может быть использован педагогами других дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждениями дополнительного образования.

Перспектива- разработка презентационных материалов, распространение опыта работы на районном уровне;

методическое оформление инноваций, дающих возможность их массового использования;

разработка и реализация других педагогических проектов экологической направленности.

Информационные источники.

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.

2. Иванова А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология». М. ,2006.

3. Волостникова А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности. М. ,1994.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М: Мозаика-синтез, 2012.

5. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. -М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001.

6. Соломенникова О. А. Диагностика экологических знаний дошкольников. Дошкольное воспитание. Ежемесячный научно-

методический журнал, - 2004. - № 7.

7. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений. М6 Мозаика-Синтез, 2010.

8. Дыбина О. В. Неизведанное рядом :занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : Сфера,2005.

9. Аксёнова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. М. ,2008.

10. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. ТЦ «Учитель»Воронеж,2004.

11. Давыдов В. В. Психология. М. :Академия,1999.

12. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С-П «Детство- Пресс»,2001.

12. Интернет ресурсы : sh-sad.morshr@mail.ru

https://www.maam.ru/

https://68cdo.ru/ipk_mediawiki/index.php

Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания».
Фото «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания»
Проект . - фото
В наши дни экологические проблемы как никогда являются наиболее актуальными Поэтому основы Экология экологическое воспитание природа экологического воспитания должны закладываться в самом раннем детстве нами дошкольными работниками Нам необходимо постепенно повышать экологическое сознание ребёнка стимулируя его интерес к природе Знания добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными В связи с этим я считаю что метод экспериментирования является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребёнка
Публикации по теме:

«Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста через дидактические игры» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?.

Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей в средней группе как известно, зарождение первичного образа мира происходит в самом раннем детстве благодаря познавательной активности ребенка. На каждом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания».
Опубликовано: 17 апреля 2015 в 22:24
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД