Папки-передвижки

Проект «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира»

Ольга Марковская
Проект «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира»

«Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира»

Тема: «Наша планета - Земля»

Цель: Создать условия для ознакомления детей со свойствами почвы; обобщить знания о Земле, как планете.

Ход:

Воспитатель, под спокойную музыку плавно вращая глобус, обращает внимание детей на то, что глобус прообраз нашей Земли.

-Земля, на которой мы живем, имеет форму шара. Это доказали космонавты во время полетов в космос. Ученые сделали модель Земли и назвали ее глобусом. Посмотрите, вода на нем показана синим цветом, суша — зеленым, желтым, коричневым. Земля окутана слоем воздуха, которым мы дышим. Мы с вами познакомимся со свойствами земли, воды и воздуха.

Публикация «Проект „Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира“» размещена в разделах

И начнем с земли. (Слайд или мультфильм)

Верхний слой земли, на котором растут растения, называется почвой. У многих трав, деревьев, кустарников корни уходят глубоко в землю и извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития. Но растения могут жить не во всякой почве. В плодородной почве много старых отмерших листьев, травы, корешков. Они перегнивают и дают растениям питание. В песке и глине нет питательных веществ или их там мало, поэтому растения там не могут жить или плохо развиваются. Но у песка есть свои отличия и у глины тоже есть и они тоже приносят пользу.

Опыт: Взять три стакана и поместить в них воронки. В одну воронку насыпать почву, в другую — столько же песку, в третью — размягченной глины. Налить одновременно в три стакана одинаковое количество воды.

Вывод: для лучшего роста растений необходима почва.

Воспитатель: Где можно применять глину и песок? Какую пользу они приносят природе? (Зарисовать результаты опыта в «Тетрадь для экспериментирования»)

Тема: «Вода»

Цель:

Создать условия для ознакомления детей со свойствами воды, ее характерными особенностями, об использовании ее человеком,о пользе для человека и всего живого на Земле. Довести до понимания, что о воде нужно тоже заботиться и охранять ее.

Ход:

В гости к детям пришел Капитошка. В руках — стакан с водой.

Воспитатель: Здравствуй, Капитошка. А что ты такое принес?

Капитошка: Я только что проходил мимо родника и решил водицы попить. Да так она мне понравилась, что я ее и вам принес. (Воспитатель берет стакан).

Изображение на экране разных водных стихий.

Вода бывает разная: соленая морская, пресная речная. А кто-нибудь пробовал родниковую воду? Родниковая вода — самая полезная и чистая вода. Она выходит из самых глубин земли. Но в наших домах тоже есть вода. А она откуда? Рядом реки нет, моря или озера тоже нет. (Ответы детей)

• Мы пользуемся речной водой. Речную воду очищают (показ слайдов) в специальном месте. Это водоочистительное сооружение. Сначала вода проходит через специальные решетки, дальше через сетку, потом через фильтры, где вода становится совсем чистой. Чистую воду насосы качают в подземные трубопроводы. Вода по эти трубам доходит до самых высоких этажей и в самые отдаленные районы.

Капитошка предлагает детям познакомиться с водой получше. А для этого он предлагает выполнить несколько простых упражнений.

Упражнения:

1. Возьмите стакан с чистой водой и понюхайте ее. Имеет ли она запах?

2. Налить немного воды на стекло. Что происходит? Она растекается.

3. Взять стакан с водой, опустить туда ложку. Видна ли она? Вода прозрачная.

4. Бросить в стакан с водой сахар или соль. Попробовать. Растворилось в воде.

5. Немного воды налить на поверхность и поставить на солнце. Через некоторое время воды не станет. Она испаряется.

-Под воздействием солнечных лучей вода испаряется и поднимается в виде невидимого пара наверх. В воздухе пер охлаждается и превращается в капельки воды. Из них образуются облака. Из облака на землю вода выпадает в виде дождя или снега. (Показ слайда)

Воспитатель: Спасибо, Капитошка за интересный рассказ. Вот только я думаю, что хотя на Земле воды много, но ее нужно охранять. А вы, ребята, как думаете? (ответы детей)

-Я предлагаю подумать ребятам: как можно воду охранять. А затем проведем соревнование: чья команда больше ответов назовет — та и победит. Свои ответы можно нарисовать.

Чтобы разделиться на команды предлагаю взять или красные кружочки или синие и пройти к своим столикам. Через несколько минут заслушиваем ответы детей.

-Капитошка: Какие вы молодцы! Вы все правильно сказали. А сейчас вместе составим памятку по охране воды, разукрасим ее и вывесим у входа в детский сад.

Памятка:

1. Закрывать кран с водой.

2. Не пускать воду сильной струей.

3. Набирать столько воды, сколько необходимо, не наполнять ванну доверху.

4. Содержать реки, озера, пруды в чистоте, не засорять берега.

Воспитатель: Спасибо, Капитошка, ты нас многому научил. Дети вместе с Капитошкой вывешивают памятку у центрального входа.

Тема: «Снег и лед»

Цель:

Создать условия для развития интереса к наблюдению за снегом и льдинками; для выявления их характерных особенностей; развивать способность сравнивать.

Оборудование: альбомы, краски, ватные тампоны, ватные палочки, кисти, шерстяные нити; льдинки, снег в стакане, стаканчики.

Ход:

Капитошка в теплой одежде приглашает ребят понаблюдать за падающими снежинками.

После наблюдения за падающим снегом предлагает их нарисовать, применяя разные техники. Рассмотреть работы детей, выслушать объяснения своего рисунка.

Предложить поставить опыты:

1. Положить в один стакан кусочек льда, в другой — комочек снега. Поставить в сторону. Что быстрее растает? Сравни по цвету. Почему их нельзя есть?

2. Положи картинки под кусочек льда и кусочек снега. Что ты заметил? Как это свойство можно назвать? (прозрачный)

3. Положить лед и снежок на ткань на столе. Ударить чем-то тяжелым. Что ты увидишь? Как это свойство называется? (хрупкий)

4. Подумай, как из воды получить лед? Проведи опыт дома. Предложить сделать цветные гирлянды и принести в детский сад для украшения участка.

Результаты опытов зарисовать в «Тетрадь для экспериментирования».

Тема: «Роса»

Цель:Создать условия для развития интереса к наблюдению за росой; для выявления характерных особенностей росы (прозрачная, холодная, жидкая); дать сведения о пользе росы.

Ход:

Воспитатель зачитывает загадки о росе.

-Как вы догадались? (ответы детей)

Вопросы:

Чем роса похожа на капельки дождя?

В какое время суток она образуется? Почему утром?

В какое время года можно наблюдать росу?

Почему роса не появляется зимой?

Роса — это хорошо или плохо?

В группу входит Капитошка. Видя, что дети заняты рассуждениями о росе, предлагает поиграть в игру. Дети — это маленькие капельки-человечки. Днем они очень подвижны, летают в воздухе, резвятся. А с наступлением темноты, когда становится холоднее, они замедляют свое движение. Чтобы им согреться и отдохнуть — они опускаются на землю в виде капелек росы.

Воспитатель: А теперь вызовем росу к нам в группу.

1. Холодную металлическую крышку поднести к носику горячего чайника. На крышке появляются капельки воды.

2. Горлышко стеклянной банки поднести к носику горячего чайника, банку затем перевернуть вверх дном и поставить на стол. Через некоторое время воздух в ней охладится и «выпадет» роса.

Свои наблюдения дети рисуют в «Тетради экспериментирования».

Воспитатель:

-Капитошка, а я знаю интересную закличку про росу. Хочешь вместе с нами выучить?

Утренняя роса-

Добрая слеза.

Ею лес умывается,

С ночкой прощается.

-А еще я знаю много народных примет. (Воспитатель зачитывает приметы)

-На этом наше занятие заканчивается. Давайте в дальнейших наших наблюдениях попробуем проверить правильность примет.

Тема: «Воздух»

Занятие 1.

Цель:

Создать условия для ознакомления детей с физическими свойствами воздуха, для развития любознательности и расширения кругозора.

Оборудование: Аквариум с водой, стеклянная банка, стакан, целлофановый пакет, резиновые мешочки, бумажная салфетка, кубики, шарики.

У каждой подгруппы детей тазик с водой, стаканчики по количеству детей, кубики, шарики, резиновые и целлофановые мешочки.

Ход:

В гости к детям пришел Кузя-домовенок, но не с пустыми руками, а с подарками.

Воспитатель: Кузя, здравствуй. Как мы рады тебя видеть! Я знаю, что ты с пустыми руками к детям не ходишь. Что ты принес на этот раз ребятам?

Кузя: А вот посмотрите, какое чудо-чудное я приготовил. (Показывает баночку).

Воспитатель: Кузя, ты, что решил пошутить над детьми? Ведь это просто баночка.

Кузя: Нет просто баночка. В ней что-то есть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, может, вы увидите, что здесь спрятано?

(ответы детей)

Кузя: Нет, в ней есть кое-что, просто вы это не смогли увидеть. Кузя предлагает детям наполнить мешочек кубиками. Добавляя кубики, обращает внимание детей на то, что мешочек делается выпуклым. Тоже самое проделывают, наполняя мешочек шариками. По мере наполнения, мешочек делается выпуклым.

-Вот видите, чем больше содержимого в мешочке, тем больше туда положили чего-то.

Воспитатель предлагает Кузе и детям взять целлофановые мешочки, закрутить отверстие. Продолжая скручивать, наблюдать, как мешочек надувается, увеличивается в размерах.

Воспитатель: Как вы думаете, почему мешочек стал выпуклым? Но ведь выпуклым можно сделать мешочек, если в него что-нибудь положить. А что же с нашим мешочком произошло? (ответы детей)

Кузя: Конечно, ваши мешочки раздувал воздух. Вот только как вы думаете, воздух был до скручивания, или только появился в момент скручивания? (ответы детей)

Какой же тогда подарочек я вам приготовил в своей баночке? (воздух)

Воспитатель: Кузя, ты принес детям очень интересный, необычный подарок. Скажи, пожалуйста, а воздух можно обнаружить только таким способом или ты знаешь еще что-нибудь интересное?

Кузя: Конечно знаю. Слушайте и смотрите. (Просит воспитателя помочь). Вначале нужно смять салфетку, прикрепить ее властелином ко дну стакана. Стакан перевернуть отверстием вниз и, не наклоняя, опустить в аквариум с водой.

-Как вы думаете, вода в стакане есть (Большинство детей ответит «да»). Давайте проверим: вытащим стакан из воды. Салфетка сухая, не намокла — значит, воды в стакане не было. Тоже делают дети за своими столами.

Воспитатель: Кузя, ты такой интересный подарочек принес детям. Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А что нового вы узнали? А что понравилось и почему? Спасибо большое, Кузя. Приходи к нам еще. А мы с ребятами нарисуем сегодняшнее занятие. (Работа в тетради для экспериментирования)

Итог проекта : Предложить детям дома с родителями изготовить книгу-сказку «Путешествие Капитошки или домовенка Кузи», с использованием полученных знаний, которые запишут родители со слов ребенка, самостоятельно иллюстрируя в технике рисования, аппликации, смешанных техниках. Оформить выставку детских работ.

Публикации по теме:

Формирование речи у детей раннего дошкольного возраста через познания окружающего мира Актуальность данной темы обусловлена недостаточной теоретической и практической разработанность данной проблемы формирования речи детей.

Фотоотчет об экскурсии на ипподром «Уроки добра и познания окружающего мира»Фотоотчет об экскурсии на ипподром «Уроки добра и познания окружающего мира» Желание узнать что-то новое о тех, кто был самым первым и самым выносливым другом человека, возникло у нас давно. И как только представился.

Отчёт по самообразованию «Детское экспериментирование»Отчёт по самообразованию «Детское экспериментирование» Отчёт о проделанной работе по самообразованию. Тема: "Детское экспериментирование".Цель: Ознакомление с понятием экспериментирование. Задача:.

Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания».Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания». В наши дни экологические проблемы как никогда, являются наиболее актуальными. Поэтому основы экологического воспитания должны закладываться.

Проект «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС» Теоретическое обоснование детского экспериментирования, как способа познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС.

Рекомендации для родителей «Детское экспериментирование» Консультация для родителей «Детское экспериментирование» Консультация для родителей: «Детское экспериментирование» Живут на свете дети.

Тайны окружающего мира. Мои наблюденияТайны окружающего мира. Мои наблюдения Окружающий нас мир, несмотря на свое многообразие, пребывающий в гармонии, хранит в себе множество тайн и не разгаданных загадок. Линии.

Урок окружающего мира «Весна пришла» Тема урока: Весна – природа пробуждается. Цель: -познакомить с новыми народными названиями месяцев («капельник», «водолей», «цветень»,.

Урок окружающего мира «Апрель-водолей» МОУ «Новоилимская общеобразовательная средняя школа имени Н. И. Черных» Урок окружающего мира по теме «Апрель – водолей» (1 класс).

Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельностиДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира»
Опубликовано: 16 сентября 2015 в 13:21
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД