Приложение МААМ

Социально-педагогический проект «Детство без границ»

Надежда Беломестнова
Социально-педагогический проект «Детство без границ»
▼ Скачать + Заказать документы

«Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении как средство социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в новую социальную среду» в условиях введения ФГОС в дошкольное образование. [/b]

Паспорт проекта

Название проекта

«Детство без границ»

Поддерживающая организация

МДОУ «КАПЕЛЬКА», Забайкальский край пгт. Оловянная, ул. Невская,2

т. 8 (34938) 28224; 42 – 3 – 62.

Публикация «Социально-педагогический проект „Детство без границ“» размещена в разделах

Практическая значимость Может применяться в практике обычных дошкольных учреждений для оказания образовательных услуг с ОВЗ и детям-инвалидам при нынешних финансово-экономических обстоятельствах.

Руководитель проекта

Беломестнова Надежда Михайловна Учитель-логопед

География проекта Пространство детского сада и прилегающая территория.

Сроки выполнения проекта 2014-2016 г.

Исполнители:Воспитатели, специалисты, руководители дошкольного учреждения

Предполагаемые результаты

1. Пакет нормативно-правового обеспечения каждой модели инклюзивного образования.

2. Скорректированная образовательная программа ДОУ с учетом включения раздела связанного с инклюзивным образованием.

3. Методические рекомендации по организации инклюзивного образования в ДОУ:

организационно-педагогическое обеспечение,

оптимизация образовательной среды для функционирования моделей инклюзивного образования,

система взаимодействия с родителями, социальным окружением.

4. Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в организации инклюзивного образования.

5. Пакет диагностического инструментария с перечнем критериев и показателей оценки качества инклюзивного образования.

6. Мониторинг состояния благополучия и продвижения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в развитии:

- достижение оптимальной адаптации ребёнка к ДОУ,

- повышение степени включённости и интеграции ребёнка в среду детей функционирующей группы,

- сохранение и укрепление психофизического здоровья ребёнка,

- социально-коммуникативное развитие ребёнка,

- познавательное развитие ребёнка,

- речевое развитие ребенка, - художественно- эстетическое развитие ребёнка

Обоснование проекта

В Российской Федерации проживает 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, из них значительное число детей – инвалидов.

По сведениям Министерства здравоохранения за 5 лет количество детей – инвалидов увеличилось на 1/3 (со 150 детей-инвалидов на 100000 населения до 206).

На ближайшее десятилетие работа с детьми-инвалидами объявлена ЮНЕСКО приоритетной. Законом РФ «Об образовании» установлено, что государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Своевременное оказание необходимой социально -психолого-педагогической помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в массовой школе и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.

Практика показывает - более половины детей, имевших различные отклонения в развитии и получивших качественную коррекционную помощь, могут обучаться в массовой школе. Однако исследования, доказывают, что значительная часть детей, обучающихся на дому или в специализированных образовательных учреждениях, став взрослыми, оказываются неподготовленными к интеграции в социально-экономическую жизнь (Л. С. Выготский).

Известно, что в Забайкальском краевом регистре учета детей-инвалидов на 01.09.2014 числится детей (за 1 год увеличилось на 25 человек

Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребёнок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.

В последние годы в России получила распространение идея интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормально развивающими детьми.

Развитие в ДОУ интегрированного воспитания и обучения, особенно детей раннего возраста, позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и социальной помощью, приблизить ее к месту жительства ребенка, а также обеспечить родителей (законных представителей) необходимой консультативной поддержкой. Ранняя психолого-педагогическая помощь дошкольникам с различными отклонениями в развитии позволяет добиться положительных результатов в обучении и воспитании детей в детском саду, создать благоприятные условия для дальнейшего обучения в школе.

Актуальность проблемы социализации детей с ОВЗ и-инвалидов и интеграции их в образовательные учреждения поселка Оловянная в частности, обусловлена статистическими данными о наличии детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста (25 человек на 01.03.2014г.) и результатами ежегодно проводимого мониторинга запросов на образовательные услуги родителей неорганизованных детей. Большинство родителей детей с особыми образовательными запросами нуждаются в оказании профессиональной систематической помощи ребенку. Однако в районе отсутствуют специализированные дошкольные образовательные учреждения.

Выявилось противоречие между необходимостью удовлетворения запросов родителей на дошкольные образовательные услуги и отсутствием налаженной инфраструктуры специализированной коррекционной, психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.

Для разрешения противоречия возникла необходимость организации инклюзивного образования на базе ДОУ общеразвивающего вида без создания специальных условий (материально-технических, требующих финансовых затрат) в ДОУ, в связи с финансовыми проблемами нет полного обеспечения кадрами (педагог – дефектолог, тьютора, социальный педагог).

Не имеется возможности создать эти условия, но систематическую специализированную помощь ребенку можно оказывать за счет:

•создания модели психолого-педагогического сопровождения в рамках ДОУ,

•организации консультативного центра,

•расширения связей с социумом.

По результатам практической деятельности зарубежных коллег, видно что, в обществе, где принято, приветствовать и принимать различия людей, а не делить их на здоровых людей и людей с отклонениями в развитии или инвалидов, есть позитивные результаты социализации и развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ.

Акцент ставится на том, что каждый ребенок нуждается в создании благоприятных для него условий для развития, воспитания и обучения, для удовлетворения его образовательных потребностей.

В детском саду «Капелька» п. Оловянная организация инклюзивного образования предусматривается без создания специальных условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, без расширения штатов (в связи с финансово-экономических проблемами, с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

При этом не исключается возможность получения им образования на равных условиях с другими детьми в различных формах обучения: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная. Коррекционная работа проводится педагогами ДОУ, имеющими элементарные дефектологические знания и не владеющие специальными педагогическими технологиями.

.

Коллектив считает, что дошкольное образовательное учреждение может стать одним из институтов социализации и интеграции детей- с ОВЗ и детей - инвалидов п. Оловянная.

Оказание образовательных услуг детям с ОВЗ и детям-инвалидам на базе МДОУ предусматривает внедрение в деятельность детского сада разных моделей. Это обусловлено тем, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды имеют разные стартовые возможности для развития и коррекции в зависимости от степени нарушения здоровья и развития.

Теоретическая база

В современной научной литературе понятия «социальная адаптация», «интеграция», «инклюзия» определяются следующим образом:

- Социальная адаптация – «активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе» ( Дефектология: Словарь-справочник. - М. :1996.-С. 7).

- Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями – «процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей» (Специальная педагогика/ Под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2000.- С. 352).

- Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения (По материалам РООИ "Перспектива" www.perspektiva-inva.ru).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-педагогический проект «Детство без границ»
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 07:20
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Социально-педагогический проект «Детство без границ»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Беломестнова (УИ 181006) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД