МААМ-картинки

Проект для детей дошкольного возраста «Помоги мне сделать это самому»

Варвара Бригадных
Проект для детей дошкольного возраста «Помоги мне сделать это самому»

Проект

для детей дошкольного возраста.

«Помоги мне сделать это самому»

Срок реализации: октябрь2012 – май 2013 года

Руководитель проекта :

Панюшкина Ирина Владимировна-методист

Участники проекта :

Воспитатель -Бригадных В. А.

Целевая группа:

Родители и дети 3 - 4 лет.

Основание для разработки, проблема

Публикация «Проект для детей дошкольного возраста „Помоги мне сделать это самому“» размещена в разделах

Тема данной проектной работы была выбрана в связи с возникшими сложностями в адаптации детей младшего возраста к детскому саду из-за отсутствия у них элементарных навыков самообслуживания и самостоятельности.

Современная теория личности рассматривает самостоятельность как стержневое, интегральное личностное качество. Фундамент самостоятельности закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Дальнейшее развитие самостоятельности как значимого личностного качества в период дошкольного детства связано с освоением ребёнком разнообразных видов детской деятельности. Успешность ребёнка в разных видах деятельности во многом зависит от умения действовать самостоятельно. Но, одни малыши, оказавшись в детском саду, самостоятельно едят, одеваются, легко находят общий язык со сверстниками. Адаптация таких детей к детскому саду проходит легко. С другими же возникает масса проблем, потому что прежде каждый момент их жизни: одевание, кормление, прогулку и даже игры с детьми – обеспечивали взрослые. Оказавшись в новой для себя ситуации (посещение детского сада, они не могут к ней адаптироваться.

Кроме того, что все эти умения необходимы ребёнку для проявления самостоятельности, они тренируют пальцы рук для последующего владения карандашом, координируют движения, концентрируют внимание, развивают ловкость и аккуратность.

Воспитание самостоятельности ребёнка актуально при выполнении действий бытового характера (умывание, туалет, одевание, раздевания, приём пищи). В то же самое время такие простые и привычные, по мнению взрослого, процессы – отличное поле для самореализации малыша. Например, при обучении одеванию после сна и на прогулку важно закрепить знания о последовательности действий (что надевать сначала, что потом, уточнить ориентировочные действия (где низ, изнаночная и лицевая сторона одежды, какой сапог на какую ногу и пр.).

Взрослым легче бывает самим натянуть на малыша колготки, завязать шнурки на ботинках, чем предоставить ему возможность сделать это самостоятельно. Ребёнок оказывается лишённым опыта самостоятельной деятельности.

Детей, не владеющих навыками самообслуживания на достаточном для младшего возраста уровне оказалось 12, и 9 детей на среднем уровне (см. приложение №1) Мы решили помочь нашим малышам стать самостоятельными.

Цель: создание организационных, методических, дидактических условий для формирования самостоятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста. Задачи:

1. Изучить методическую литературу по формированию самостоятельности у детей младшего возраста;

2. Отобрать разнообразные формы работы;

3. Создать в группе развивающую материальную среду;

4. Расширить родительскую компетентность по проблеме воспитания самостоятельности;

5. Помочь родителям осознать ценность родительского участия в формировании самостоятельности.

Стратегия:

Исследовательская работа в дошкольных образовательных учреждениях позволила выявить основные педагогические условия формирования элементарного самоконтроля и самооценки у младших дошкольников :

*последовательное освоение ребёнком деятельности самообслуживания от микро до целостного трудового процесса;

*наличие у воспитателя многообразия приёмов, стимулирующих стремление ребёнка к самостоятельности, освоение способов самоконтроля, оценки результата и его коррекции для достижения удовлетворительного качества;

*гибкое изменение тактики руководства по отношению к конкретному ребёнку в зависимости от его умелости, индивидуальных особенностей;

*создание в группе развивающей материальной среды;

*взаимодействие воспитателя с родителями малыша;

Основные этапы пошагового конструирования педагогического процесса

1. Приобретение детьми отчётливых представлений о направленности, содержании и структуре конкретных процессов по самообслуживанию. Вызвать положительный эмоциональный настрой и побудить малышей при этом к освоению позиции субъекта в самообслуживании позволяют короткие стихи (приложение №3)

2. Целенаправленное развитие оценочных умений в самостоятельной деятельности малышей по самообслуживанию. Главная задача – помочь ребёнку научиться адекватно принимать оценку своей деятельности другими, оценивать сверстника, а затем и самого себя.

3. Важность конструирования в детском саду и в семье единого педагогического процесса, где ребёнок представлен взрослыми в позицию субъекта посильного ему самообслуживания.

План работы:

1. Пополнить методическое сопровождение данного направления деятельности.

2. Создать пособия: «Алгоритм одевания», «Алгоритм умывания», тренажеры с разными видами застёжек.

3. Разработать методические рекомендации для родителей для развития самостоятельности детей. (приложение 2)

Ожидаемые результаты:

1. Овладение детьми навыков самообслуживания на более высоком уровне.

2. стремление детей к самостоятельности.

3. сформированность умения выполнять целостные процессы самообслуживания.

Оценка результатов:

Педагогическая диагностика

Для выявления успешности овладения детьми навыков в самообслуживании целесообразно использовать педагогическую диагностику.

Воспитатель, наблюдая за ребёнком в процессе одевания, раздевания, еды, умывания, пользования туалетом, фиксирует стремление ребёнка к самостоятельности и конкретные её проявления в самообслуживании. Педагог отмечает при этом сформированность умения следить за своим внешним видом, самостоятельно выполнять микро - (надеть или снять трусики, намылить руки и пр.) и целостные процессы (одеться на прогулку, умыться) самообслуживания, связанные с определёнными физическими нагрузками (надеть пальто, шубу, требующие развития мелкой моторики (растёгивание и застёгивание кнопок, пуговиц, молний, развязывание и завязывание шнурков, шарфов и пр.); сформированность контрольно-проверочных умений; характер необходимой ребёнку помощи со стороны сверстников и взрослых; затраченное ребёнком время.

Для уточнения сформированности умений зашнуровывать, застёгивать пуговицы можно использовать специальные дидактические пособия. (приложение 3)

Уровни освоения ребёнком навыков самообслуживания

Низкий уровень. Ребёнок выполняет действия с помощью взрослого; стремление к самостоятельности недостаточно выражено; ожидает помощи даже в освоенных микропроцессах.

Средний уровень. Ребёнок выполняет действия самостоятельно; требуется помощь взрослого в выполнении целостных трудовых процессов и в контроле качества. Ярко выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться. По предложению воспитателя охотно оказывает помощь сверстникам (завязать шарф сзади, помочь стянуть шубку с плеч и пр.)

Высокий уровень. Ребёнок выполняет самообслуживание самостоятельно, с хорошим качеством, при небольшой помощи взрослого или сверстника. Активно отстаивает самостоятельность, обнаруживает устойчивое стремление к оказанию помощи взрослому и сверстнику.

Вывод: Результаты повторной диагностики показали, что осуществлять микропроцессы научились все обследуемые дети. Целостные процессы не полностью освоили только 5 детей и занимают низкий уровень самообслуживания. 16 детей выведено на средний уровень (приложение№4)

Список литературы

1. Елена Хилтунен «Помоги мне стать самостоятельным» (упражнения для маленьких детей в повседневной жизни)

2. Дошкольное воспитание №12 2007г.

3. Дошкольное воспитание №4 2010г.

4. Справочник старшего воспитателя №3

5. Справочник старшего воспитателя №7

6. Справочник старшего воспитателя №9

7. Дошкольник и рукотворный мир.

Публикации по теме:

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Проект «Ах, эти сказки!» Проект был создан с условиями внедрение ФГТ в структуру программы ДОУ и показан на Районном методическом объединении в Коелгинском МКДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей дошкольного возраста «Помоги мне сделать это самому»
Опубликовано: 5 октября 2014 в 14:41
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД