Марина Пушкарева
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Люблю свою семью»
▼ Скачать + Заказать документы
ЧДОУ «Д/с №136» ОАО "РЖД"
ПРОЕКТ
«Люблю свою семью!»
Возраст детей :
от 6 до 7 лет
Срок реализации:
1 год
Руководитель проекта
воспитатель Пушкарёва М. В.
Пермь, 2015 г
Пушкарeва Марина Викторовна
воспитатель ОАО "РЖД" ЧДОУ № 136
Паспорт проекта «Люблю свою семью»
для детей 6 – 7 лет
(подготовительная группа группа детского сада)
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Люблю свою семью“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Актуальность проекта Современный ребёнок 6 лет - маленький гражданин со своими первичными представлениями о мире вокруг него, знаниями о себе, о своих желаниях, возможностях. Знания, умения, которые даются ребёнку в детском саду обязательно претерпевают коррекцию со стороны его семьи, где менталитет семьи малыша для него главнее всех знаний, которые дают ему воспитатели. Отсюда неотъемлемой задачей для воспитателя при организации воспитательно - образовательного процесса в возрастной группе детского сада является знакомство с семьями воспитанников в разных формах взаимодействия, содержание непосредственно - организованной деятельности и совместной деятельности с ребёнком не должно далеко разница с представлениями ребёнка 6 лет о родных, о его семье. Чтение детям сказок, художественной литературы, рассматривание энциклопедий помогает взрослому создать условия для решений множественных педагогических задач и самому ребёнку посредством персонажей сказок, бесед с воспитателем после прочитанного, просмотренного понять разнообразие мира вокруг них, особенно, сопереживая героям, прикоснуться к неизведанному миру – социальные отношения. Конечно, не все вопросы может разрешить воспитатель, потому как представления ребёнка о многих вещах в жизни могут не совпадать с рассказом и ответами воспитателя, поэтому эти не разрешённые вопросы ребёнок несёт домой (Ачто происходит дальше дома?- не знает никто). Ребёнок 6 – 7 лет учиться жить среди людей, но его собственные желания и намерения могут и не совпадать со взрослыми, ребёнок должен понимать, то что он делает, захотеть это сделать и только тогда приступает к действию. Воспитать у дошкольника 6 - 7 лет нужное (соответствующее нравстенным нормам жизни общества) отношение к себе, к миру семьи, края, государства, всей планеты невозможно, даже если начинать эту работу с дошкольниками с младшего дошкольного возраста, но заложить "зерно" желания понять и поинтересоваться тем или иным вопросом - можно. "Научить ребёнка учиться" сейчас это важно в образовательном процессе детского сада, научить малыша искать ответы на свои вопросы в этом поможет проект "Люблю свою семью!". От того, как малыш слышит, слушает, видит, как он воспринимает мир через органы чувств, во многом зависит его нервно – психическое развитие. От того как мы взрослые представим ребёнку ту или иную информацию, с которой он в дальнейшем будет работать, пользоваться ею, как примет её, захочет ли он с нею взаимодействовать зависит очень многое. В 6 лет у ребёнка складывается свой стиль поведения, сотрудничества с окружающими (живое и не живое, представления крепнут и переходят в состояние привычки. Информация с компьютера, игры на экране заполняет жизнь дошкольника 6 - 7 лет всё больше и больше, порой желание поиграть в компьютерную игру становиться навязчивой идеей и семейные, тёплые взаимоотношения и любовь мамы для ребёнка у ходит на второй план. Современные дети часто не могут сконцентрироваться на каком – либо деле, они находятся в постоянном движении (гиперактивность, их трудно удержать на одном месте.
Ребёнок дошкольного возраста отлично откликается на интонацию взрослого, чувствует палитру разнообразия интонации в речи людей и это качество используется в проекте. Демонстрация педагогом спокойной интонации голоса и дружелюбие в нём порой вносит дисонанс в понимание ребёнком как нужно разговаривать с другими людьми, порой домашние в семье у него разговаривают только на повышенных нотах речи, говор может отличаться от интеллигентных предложений воспитателя. Одна из задач проекта вызвать у дошкольника 6- 7 лет чувства дисонанса, "а всё ли правильно говорит мама или папа?", вызвать у него желание поискать ответы на свои вопросы с помощью книг, информации в компьютере, у воспитателя, у любого другого близкого взрослого в семье, побудить у ребёнка желание найти самому ответ на свой вопрос, активно и самостоятельно. Интеллектуальный, познавательный и социальный потенциал детей 6 лет значительно варьируется в рамках единой возрастной группы в зависимости от того, сколько внимания взрослые (родители) уделяют воспитанию и развитию ребёнка. Проект "Люблю свою семью!" – самый оптимальный и доступный для понимания содержания малышом форма работы, в рамках которого дети любят и хотят общаться друг с другом по теме "Моя семья". Для детей подготовительной группы важно осознавать зону безопасности и положительный эмоциональный настрой, что его поймут, примут спокойно все его высказывания, т. к. устойчивые элементы произвольного поведения, самосознания, чувства гордости и стыда уже имеются, а значит, можно воздействовать на продуктивность работы ребёнка, поощряя его словесно или использовать другие приёмы поощрения. В работе со старшими дошкольниками эффективным является сочетание наглядности со словом, использование игрового (сказочного) персонажа в сочетании с социальной мотивацией (Л. В. Ворошнина).
Детский сад реализует примерную основную образовательную программу дошкольного образования «Радуга». Новизна заключается в качестве поддержания у детей базовых мотиваций-познания,общения,созидания. В программе нет комплексной работы со старшими дошкольниками по и воспитанию доброго отношения к своей семье. Подойти к решению этих сложных вопросов у воспитанников 6 - 7 лет поможет воспитателям и детям проект «Люблю свою семью!».
*Новизна Посредством проекта "Люблю свою семью!" дети подготовительной группы детского сада научаться поиску информации для своих вопросов по теме "Моя семья", потому что воспитатель будет в рамках проекта создавать образовательные проблемные ситуации, где для ребёнка будет иметь место противоречие, а именно, что он видит и слышит в семье и что им рассказывает и демонстрирует воспитатель. Решая это противоречие, доступными ему (ребёнку 6 - 7 лет) способами сам дошкольник подготовительной группы будет находить решение. а именно, будет искать помощи извне. Параллельно в действие поиска решения ответа на проблемный вопрос, возможно, и подключиться семья воспитанника. В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к взрослому как к человеку,который может ввести его в мир,пока недоступным непосредственному восприятию. Отношение к взрослому формируется как к авторитету в сфере знаний и культуры.
Практическая значимость Проект будет способствовать решению познавательных и социальных, воспитательных и интеллектуальных задач примерной основной образовательной программы детского сада "Радуга" в старшем дошкольном возрасте по нескольким образовательным областям:
• Социально – коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Художественно - эстетическое развитие
• Речевое развитие
Проект объединит в совместной работе по его реализации и воспитателей (сотрудников) группы и родителей воспитанников.
Дети познакомятся с разнообразными формами подхода к своим взрослым по тому или иному вопросу, игра интонации при обращении к родителям.
Дети научаться смело говорить и высказываться, строить диалоги друг с другом и воспитателем и с любимыми взрослыми.
Миссия проекта Донести до педагогов и родителей важность совместной работы с ребятами 6 - 7 лет по развитию и воспитанию у них любви к своей семье, независимо от того, что дошкольник 6 - 7 лет будет видеть, что родители порой ошибаются и не правы.
Ведущая идея: Благодаря проекту "Люблю свою семью!" ребёнок 6 - 7 лет будет чувствовать возникающее противоречие между информацией в детском саду и информацией, которую он будет получать в семье от любящих взрослых. Он будет уметь видеть противоречие в потоке информации, сумеет сформулировать вопрос к взрослому и самому себе, начнёт поиск ответа на него.
Цель проекта Посредством серии воспитательных, образовательных мероприятий воспитать у дошкольника 6 - 7 лет умение уважать и любить свою семью.
Тип проекта по доминирующему методу Педагогический проект
По характеру содержания Развитие любознательности и познавательной мотивации через речевое развитие и социально - коммуникативное.
По характеру контактов Личностный контакт, субъект субъектное взаимодействие, коллективное общение.
По продолжительности Один год. (сентябрь 2015г. по июнь 2016г.)
Задачи • Подобрать перечень русских народных сказок и фольклора Прикамья, художественной и познавательной энциклопедической литературы.
• Продумать содержание продуктивной деятельности с детьми по принципу интеграции с содержанием возникающих вопросов у детей по теме "Семья".
• Составить систему совместной организованной деятельности с детьми 6 - 7 лет по их изучению и принятию ими своей семьи.
• Создать условия для ребёнка старшего дошкольного возраста посредством организованных образовательных ситуаций, чтобы он самостоятельно увидел противоречие в информации и начал поиск ответа на её разрешение.
• Подключить к совместной работе по реализации проекта "Люблю свою семью!" родителей воспитанников.
Методологическая основа По вопросу детско - родительских взаимоотношений много написано литературы, но проект предусматривает, что воспитатель может и умеет реагировать на ситуацию сразу и мгновенно. Ребёнок приходит из дома всегда в не предсказуемом для воспитателя состоянии, а работу нужно вести системно, т. е. даже в режимные моменты воспитатель предлагает ребёнку эталоны поведения и речи со взрослым в той или иной ситуации.
В работе с ребятами 6 - 7 лет воспитателем используются разные виды обучающего рассказывания:
• Рассказывание по восприятию
• Рассказывание по памяти
• Рассказывание по воображению
• Рассказ – пояснение
• Рассказ близко к тексту
• Рассказ в сокращении
• Рассказ с изменением лица рассказчика…
Используются в совместной работе и в общении с ребятами и вопросы:
• Репродуктивные вопросы (кто, что, где, какой).
• Поисковые вопросы (почему, зачем, для чего).
• Обобщающие вопросы.
• Вопросы сравнения.
• Вопросы, требующие размышления.
• Проблемные вопросы.
• Вопрос в форме «скажи – повтори».
• Вопросы подсказывающего характера (воспроизводящие содержание, требующие установления внутренних связей в произведении, выявляющие эмоциональное отношение к прочитанному, обращающие внимание на языковую форму произведения).
В проекте используются методы : наглядные, словесные, игровые, практические (проблемные).
В содержании проекта используется материал, который изложен в примерной основной общеобразовательной программе «Радуга» в разделе развитие речи, поскольку он соответствует решению цели проекта «Люблю свою семью!». Проект создаёт воспитательно – образовательную среду для ребёнка 6 - 7 лет, где он вынужден подключать свои природные творческие способности и развиваться в детской речевой деятельности, с прибавлением речевого опыта в общении возрастает активность самой личности ребёнка. Таким образом, создаётся предпосылка для дальнейшей работы по развитию осознанного восприятия ребёнком информации и возможности её анализа в новой среде и в усложнённых условиях. Для того, чтобы развиваться, то нужно опираться на внутренние потребности личности человека. А потребность ребёнка старшего дошкольного возраста – быть услышанным другими, а для этого нужно высказываться, грамотно формулировать свои мысли. Этому и учит проект «Люблю свою семью!».