Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Фирюза Мангутова
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву.

Зову тебя Россиею - единственной зову.

Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой.

Грустить с тобой Земля моя и праздновать с тобой.

Актуальность

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы- значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе и понятнее детям

Возрастные особенности детей 5-7 лет.

Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики.

Игра продолжает оставаться ведущей деятельностью этого возраста.

После 5 лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское сообщество, развивается диалогическая речь.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным появляются элементы словесно-логического мышления.

Старших дошкольниковвсе больше интересует природа: животные, растения, камни, различные природные явления и др.

Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета (формы, пропорции, цвет, замысел становится более устойчивым.

Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.

Цель: развитие личностной культуры ребенка посредством воспитания высоких духовных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

-формировать у детей чувство причастности к духовному наследию

своего народа;

-воспитывать любовь к Родине;

-знакомить детей с устным народным творчеством и народно-

декоративным искусством;

-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа,

укладу жизни;

-формировать нравственные качества для установления позитивных

межличностных отношений;

-способствовать созданию благоприятного психологического климата в группе,

- способствовать сплочению детского коллектива.

Паспорт проекта

Тип проекта: практико - ориентированный, открытый, коллективный

По количеству участников: фронтальный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от рождения до получения результатов.

По характеру контактов: в контакте с семьей.

Участники проекта: дети от 5 до 7 лет, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, муз. руководитель, инструктор по физ. Воспитанию

По продолжительности: долгосрочный (2 года)

Гипотеза

Приобщение детей к истокам русской народной культуре, к традициям русского народа, способствует духовно - нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.

Ожидаемые результаты:

Выпускники детского сада:

- должны использовать в речи русский фольклор;

- должны знать былинных и сказочных героев, уметь сопереживать им;

- должны знать историю русского костюма;

- должны уметь различать изделия разных народных промыслов;

- должны знать и уметь играть в русские народные игры;

- должны знать особенности русских песен, плясок;

-должны знать историю своего края, села, семьи

Формы работы

• рассказ;

• беседа;

• чтение детских художественных произведений;

• разучивание с детьми стихотворений;

• рассматривание иллюстраций, тематических альбомов;

• прослушивание музыкальных произведений;

• досуги, развлечения, праздники;

• выставки творческих работ детей и родителей;

• продуктивная деятельность детей и др.

Принципы реализации:

• гуманизации

• развивающего образования

• научной обоснованности и практической применяемости

• полноты, необходимости и достаточности

• интеграции образовательных областей

• тесного сотрудничества педагогов и родителей

Этапы и сроки реализации

1. Организационно-подготовительный.

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, дидактических материалов, подвижных игр. Составление альбомов. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.

2. Практический.

Разработка мероприятий в соответствии планом работы. Создание тематических альбомов. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей. Проведение бесед, рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, продуктивная деятельность детей.

3. Заключительный

Обобщение результатов работы. Анализ деятельности.

Проектсостоит из четырех разделов:

Старшая группа:

1. Народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки.

2. Русские народные подвижные игры.

Подготовительная группа:

3. Национальный костюм, его элементы. Создание мини-музея в группе «Куклы в национальных костюмах».

4. Народные промыслы.

План работы с детьми:

Старшая группа:

1. Народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки

Задачи:

-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками

-разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение;

-вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной

жизни, в нужных ситуациях.

-познакомить с многообразием русских народных сказок;

-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,

выражением лица и глаз;

-развивать чувство юмора;

-вызвать интерес к театрализованным представлениям.

Беседа «Кто придумал поговорки?»

Разучивание пословиц, поговорок. Объяснение их значений.

День пословиц и поговорок «Без пословиц нам нельзя, без поговорок никуда».

Рассказ «Зачем нужны поговорки?»

ЧХЛ: Сказы П. И. Бажова «Каменный цветок», «Серебряное копытце».

Рассматривания иллюстраций «Русская изба».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Рассматривание и чтение книг с пословицами, поговорками.

Прослушивание русских народных мелодий. Разучивание песен

«На горе-то калина», «Мы на ярмарку идем».

Рассказывание русских народных сказок.

Театрализованные представления по мотивам русских народных сказок

Рассматривание и чтение книг с русскими народными сказками.

ЧХЛ: Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.

Инсценировка русских народных сказок в театрализованном уголке.

Беседа о правилах поведения во время представления.

Рисование «Моя любимая сказка».

Лепка «Сказочные животные».

Аппликация «Жар-птица».

Организация выставки поделок детей и родителей по мотивам русских

народных сказок.

Разучивание стихов, песен, танцев для театрализованных представлений.

Новогоднее представление «Как для Бабы яги друзей искали»(по мотивам детских сказок).

Подготовительная группа.

3. Народные промыслы.

Задачи:

-познакомить с народными промыслами

-воспитывать бережное отношение к народной игрушке.

Рассматривание фигурок, выполненных в стиле дымковской игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома.

Беседа о народных промыслах: гжель, дымковская игрушка,

ЧХЛ: Сказки П. И. Бажова «Хозяйка медной горы».

Настольно-печатная игра «Народные промыслы».

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».

Рассматривание иллюстраций и поделок по народным промыслам.

Рисование «Золотая хохлома», «Дымковские барышни», «Голубая гжель».

Лепка «Кувшинчик», «Пасхальное яйцо».

Разучивание колыбельной песни. Прослушивание колыбельных.

4. Национальный костюм и его элементы.

Задачи:

-показать красоту национального костюма, выделить его элементы;

-организовать мини-музей «Куклы в национальных костюмах»;

-воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в

театрализованных представлениях.

Беседа о русском национальном костюме.

Рассматривание журналов с национальными костюмами.

Чтение стихов национальных поэтов.

Экскурсия в мини-музей «Куклы в национальных костюмах».

Инсценировка русских народных сказок в театральных костюмах.

Художественное творчество: рисование «Орнамент», «Девочка в сарафане».

Раскрашивание цветными карандашами книжек-раскрасок «Русские красавицы».

Разучивание русских народных танцев «Самовар», «Веночек»

2. Русские народные подвижные игры.

Задачи:

-познакомить с русскими народными подвижными играми;

-вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные

подвижные игры;

-воспитывать чувство коллективизма.

Разучивание правил русских народных подвижных игр.

Рассказ «Во что играли на Руси?»

Рассматривание тематических альбомов о народных играх.

Чтение худ.литературы: разучивание фольклорного материала для игр

Русские народные подвижные игры.

Изготовление атрибутов для подвижных игр.

Беседа о правилах поведения во время игр.

Художественное творчество: рисование «Дети играют».

Разучивание хороводных игр.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Приглашаем в гости к нам» Государственное бюджетное образовательное учреждения города Москвы средняя общеобразовательная школа №1002 дошкольное отделение №1 «Приобщение.

Музыкальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к истокам русской народной культуры» ПРОЕКТ «Путешествие к истокам русской народной культуры» Вид: информационно-практико-творческий, групповой Участники: музыкальный руководитель,.

Народный праздник «Капустница». Развлечение для детей средней группы. Приобщение детей к истокам русской народной культурыНародный праздник «Капустница». Развлечение для детей средней группы. Приобщение детей к истокам русской народной культуры Народный праздник "Капустница"(развлечение для детей средней группы, приобщение детей к истокам русской народной культуры)Отчет о проведении.

«Приобщение детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры» (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Радость» общеразвивающего вида» Приобщение детей третьего.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры Дошкольные образовательные учреждения получили возможность свободно обращаться ко всему ценному, накопленному национальной культурой. Традиции.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Направление проекта: познавательно-творческий. Тип проекта: Среднесрочный. Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель,.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к источникам русской народной культуры» Информационная карта Название проекта: «Приобщение детей дошкольного возраста к источникам русской народной культуре» Автор проекта: Хопкина.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладываются базовые качества личности.

Развлечение «Ярмарка». Приобщение детей к истокам русской народной культуры Воспитатель Щербакова Татьяна Леонидовна МБДОУ д/с № 23 «Радуга» общеразвивающего вида город Щелково Московская область подготовительная.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 27 февраля 2016 в 09:31
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 декабря. Международный день инвалидов

День инвалидов во всем мире отмечается уже почти тридцать лет. Этот тематический праздник был учрежден ООН, чтобы привлечь внимание всего мира к проблемам людей с ограниченными возможностями. Только в...

3 декабря. День неизвестного солдата

С 2014 года каждое 3 декабря в России отмечается День неизвестного солдата. Наша страна чтит память павших защитников Родины, чьи имена не удалось установить. Символичным стал шаг, сделанный 3 декабря...


Горячие темочки