Ольга Пышненко
Проект для дошкольников «По морям, по волнам»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: исследовательский – творческий, кратковременный, групповой.
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: начало 13 сентября 2013 года, окончание 30 ноября 2013 года.
Цели проекта: Воспитывать у детей умение осознанно относиться к выбору деятельности и действий, развивать произвольность поведения, учить детей самостоятельно и осознанно делать выбор, поддерживать и стимулировать у детей инициативу и активность.
Публикация «Проект для дошкольников „По морям, по волнам“» размещена в разделах
Актуальность темы: Разнообразный живой мир моря всегда привлекателен и несёт с собой множество тайн и открытий. Морская флора и фауна достаточно знакома детям по многочисленным телевизионным передачам, сказкам, разговорам взрослых, и наконец, из собственного опыта общения с морем. Выбранный детьми проект позволяет более широко познакомить их с удивительным природным объектом – морем. Проект дарит ребёнку возможность почувствовать себя настоящими первооткрывателем, исследователем и путешественником.
Технология проектной деятельности: Тематический проект представляет собой совокупность целей, значимых для всех участников (желание узнать, сделать); содержания (конкретные знания, умения, навыки); активности (видов и форм деятельности, инициированной как детьми, так и взрослыми (воспитателями, специалистами); результатов, значимых для всех участников проекта и каждого в отдельности.
«Познание» моря осуществляется в разнообразных уголках группы, которые мы с детьми решили назвать «Центрами». Центры затрагивают основные направления и образовательные области в развитии ребёнка - изобразительное искусство, формирование элементарных математических представлений, физическое развитие, развитие речи, а также наиболее интересные и значимые для детей виды деятельности, реализуемые в доступной и увлекательной форме – конструирование, игровая деятельность, экспериментирование. Задания для выполнения в Центрах мы подбирали, опираясь не только на интересы большинства детей, но и учитывая развивающую значимость для каждого ребёнка. Свой выбор дети определяли самостоятельно по личному желанию, но мы старались «рекламировать» Центры таким образом, чтобы они становились привлекательными для всех. Для детей логопедической группы большое значение имеет Центр развития речи. Работа в нём позволяет формировать у ребёнка навыки связной речи, умение правильно выражать свои мысли, а также предоставляет возможность обогатить скудный словарный запас. Поэтому мы постарались привлечь к работе в этом Центре практически всех детей, используя занимательные рассказы и игровые моменты. Согласование идей, инициатив детей и воспитателей мы организовывали в виде диалога. Это позволило нам установить партнёрский стиль взаимоотношений, характеризующийся позитивным эмоциональным настроем всех участников. Работа в Центрах проекта направлена на развитие познавательной сферы дошкольника, изобразительных навыков, а также формирование высших психических функций: памяти, мышления, воображения. Привлечение детей в Центры мы всегда начинали с вопросов:
• Кто напомнит нам тему нашего проекта?
• Что мы с вами уже успели сделать?
• В каком Центре ты сегодня хотел бы поработать?
• Что предполагаешь сегодня сделать?
• Чему ты хочешь научиться?
• Какие инструменты тебе могут понадобиться?
• С чего ты начнёшь?
• Тебе нужны помощники?
• Какую часть работы ты будешь выполнять?
• Как вы распределите работу?
• Кто будет ответственным за выполнение работы?
• Что ты можешь оставить на завтра?
Реализовать проект целесообразнее осенью, так как многие дети отдыхали на море и могут с удовольствием поделиться своими яркими впечатлениями. В обмене новостями может быть затронута тема поездок, путешествий, а также любопытных встреч и открытий.
Оформление группы:
На рабочей панели:
«Расскажите детям о морских обитателях» (карточки для занятий в детском саду и дома, Мозаика – синтез, 2009 год
Иллюстрации «Море». Рисование красками. Автор Лыкова И. А., 2010 год.
Игрушки – самоделки «Осьминожки» из пряжи. Журнал «Весёлый художник» № 12
Игрушки – самоделки «Осьминожки» из бумаги. Автор
Сюжетные резиновые игрушки.
Конструктор – мобиль «Подводный мир». Автор Клер Астон, Москва, «Росмен», 2009 год.
Выставка морских ракушек (по замыслу воспитателя).
Выставка разнообразных книг по тематике моря.
Выставка художественных работ, выполненных в семьях воспитанников.
К приходу детей в группе появляется множество (по возможности детского сада) «морских» игрушек: рыбы, киты, дельфины; на полочке красуются диковинные ракушки, свисают медузы и осьминоги, изготовленные взрослыми. Звучит аудиозапись «Звуки моря». В первый день воспитатель предлагает детям подружиться с морем, узнать о нём много нового, интересного, поделиться своими впечатлениями из личного опыта, а также отправиться вместе с воспитателем в увлекательное морское путешествие. Ребята рассматривают группу, Детям предлагается выбрать, в каком Центре активности им хотелось бы поработать.
Работа в центрах активности.
Центр развития речи
Оформление коллективной фото – выставки на тему «Мои морские приключения».
Беседа с детьми о полученных впечатлениях при помощи вопросов:
• Где ты отдыхал летом?
• Что ты видел на море?
• Чем ты занимался на море?
• Что тебе больше всего понравилось?
Рассматривание картины «У моря»
Анализируем, рассуждаем, пополняем запас знаний, сочиняем о море, используя вопросы:
• Кем могут быть друг другу люди, изображённые на картине?
• Где они сидят? Около чего?
• Как можно назвать это водное пространство?
• Какое время года изобразил художник?
• В какую сторону дует ветер? Как по морю можно это определить?
• Для чего дети надевают летом головной убор?
• Каким транспортом можно добраться до моря?
• Какие напитки лучше пить на пляже?
• Какие птицы могут летать над морем?
• Чем мальчик может ещё заниматься на пляже? Что надо купить, чтобы научиться плавать на море?
• Как ты думаешь, чем полезен отдых на берегу моря?
• Как ты думаешь, чем отличается море от реки?
Автор Ткаченко Т. А. «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников»
Выучить стишок А. Барто «Кораблик»
Рассматривание иллюстраций на тему «Морские обитатели». Проводится в два этапа. 1 этап – воспитатель рассказывает детям про каждого представленного морского обитателя. 2 этап – воспитатель читает детям загадки про морских обитателей, а дети отгадывают, о ком идёт речь.
Чтение произведений А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане»
Игра с мячом «Подбери слово». Дети становятся в круг. Воспитатель или ведущий называет существительное по теме «море» и бросает мяч участнику игры. Тот, на кого упал выбор, подбирает прилагательные к данному существительному. Выигрывают те дети, которым удалось подобрать больше всего слов. Например, «Кит» - серый, огромный, опасный, скользкий, хищный. «Волны» - быстрые, высокие, тёмные, пенные. «Морской песок» - мокрый, солёный, белый, липкий, и т. д.
Центр искусства
Центр искусства предполагает организацию с детьми коллективных и индивидуальных работ по изобразительному искусству с использованием нетрадиционной техники рисования, аппликации, а также конструирования из бумаги.
Рисование «Осьминог» (использование нетрадиционной техники – отпечаток ладошкой, рисование пальчиками)
Рисование «Дельфин». Работа с технологическими картами. Автор Лыкова И. А.
Рисование с элементами аппликации «На морском дне». Коллективная работа (рисование по трафарету цветными карандашами, рисование краской при помощи пальчиков, выдувание трубочкой, работа с наклейками). По замыслу воспитателя.
Рисование – экспериментирование «Я рисую море». Коллективная работа. Автор Лыкова И. А.
Аппликация с элементами рисования «Рыбки в море». Коллективная работа с использованием разнообразных жанров изобразительного искусства (оригами, рельефная аппликация, обрывание бумаги, рисование ватными палочками). По замыслу воспитателя
Аппликация «Морская звезда» (рельефная аппликация). По замыслу воспитателя.
Изготовление и роспись барельефов (кулонов) из гипса «Морские украшения». По замыслу воспитателя.
Конструирование из бумаги. «Кораблик» (оригами)
Центр движения
Игра «Море волнуется раз». По замыслу воспитателя.
«Прыжки по камушкам». По замыслу воспитателя.
Физкультминутка «Море». Автор Метельская Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях».
Физкультминутка «Рыбка». Автор Метельская Н. Г. «100 физкультминуток на логопедических занятиях».
Центр математики.
Работа с карточками.
«Посчитай, сколько морских звёзд». Журнал «Воробышек»;№5 2004г.
«Учимся считать ракушки». По замыслу воспитателя.
«Раскрась две одинаковые рыбки». Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет».
«Дорисуй недостающую рыбку, лодочку». Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет».
«Составь рыбку из геометрических фигур». Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет».
«Посчитай, сколько геометрических фигур в лодочке». Колесникова Е. В. «Рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет».
Центр игры.
Настольно – печатная игра «Дайверы» Журнал «Непоседа» №14, 2010 г.
Сюжетно – ролевая игра «Морские обитатели». По замыслу воспитателя.
Домино «Морские животные». По замыслу воспитателя.
Игра с водой «Морская регата» (развитие силы выдоха). По замыслу логопеда и воспитателя.
Игра на развитие мелкой моторики «Ловим рыбку». По замыслу логопеда.
Центр Строительства
Конструирование лодочек из конструктора «Лего». По замыслу воспитателя.
Сборка мобиль – конструктора «Подводный мир арктического моря». Книга «Подводный мир». Клер Астон.
Центр науки.
Изучение и заполнение альбома «Мир ракушек»
Работа с карточками «Найди 10 отличий», «Отыщи предметы на морском дне» (журнал «Непоседа» №5 за 2004г., «Помоги рыбке проплыть по волнам» (журнал «Кроссвордёнок» №3 2009г., «Сравни рыбок и найди отличия» (журнал «Воробышек» №5 за 2004г.)
«Завязывание морского узла». Журнал «Братишка», июнь 2010 г.
Задание «Найди в энциклопедии самого необычного обитателя моря». По замыслу воспитателя.
Беседа «Почему морская вода солёная? Автор Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах».
Занятие «Путешествие по морю». Автор Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
Викторина «Кто больше всех знает про море?». По замыслу воспитателя.
Проведение эксперимента на тему «Почему в море легко плавать?» Энциклопедия «Тайны моря». Автор Эмили Бомон.
Занятие «Море в опасности». Автор Мулько И. Ф. «Социально – нравственное воспитание детей 5 – 7 лет».
Центр кулинарии
Изготовление бутербродов «Кораблики». По замыслу воспитателя.
Изготовление фруктового десерта «Дельфинчики». Автор Лыкова И. А. «Мастерилка».
Чаепитие с конфетами «Морские».