Марина Коришева
Проект для первой младшей группы «Этикет для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-практический проект
«Этикет для малышей»
Подготовила:
Коришева М. В. ,
воспитатель.
Детство – самая яркая, неповторимая пора в жизни каждого человека. Именно дошкольное детство - это время, в котором начинает складываться личность, формируются основы самосознания. Ребенок с раннего возраста включается в систему взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, ведь ему необходимо учиться жить в обществе, которое его окружает. Общество, в свою очередь, диктует определенные требования для успешного существования личности. Ребенка необходимо знакомить с основами этикета с раннего возраста, так как это является залогом успешной адаптации в обществе. В связи с этим встает проблема поиска эффективных методов и средств формирования культуры поведения и общения у дошкольников с учетом возрастных особенностей.
Публикация «Проект для первой младшей группы „Этикет для малышей“» размещена в разделах
Цель проекта – формирование культуры поведения и основ речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования культуры поведения и навыков речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста.
2. Выстроить систему работы по формированию культуры поведения и общения у детей младшего дошкольного возраста.
3. Создать необходимые условия для формирования культуры поведения и навыков речевого этикета у детей младшего дошкольного возраста.
Тип проекта : информационно-практический, долгосрочный.
Методы исследования:
• теоретические: чтение, изучение, конспектирование методической литературы, обобщение, систематизация;
• практические: наблюдения, беседы, опросы, анкетирование.
Формы работы с детьми: НОД, игровые ситуации, чтение художественной литературы, игровые упражнения, беседы, поручения, наблюдения, дидактические и сюжетно-ролевые игры.
Ожидаемы результаты.
Для детей:
• овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания в соответствии с возрастом;
• повышение уровня культуры поведения за столом;
• ознакомление с основами речевого этикета и использование их в повседневном общении;
• повышение уровня культуры поведения в общественных местах.
Для педагогов:
• повышение уровня компетентности в вопросах формирования культуры поведении и общения у младших дошкольников;
• использование материалов проекта в организации воспитательно-образовательного процесса.
Для родителей:
• повышение уровня компетентности в этической культуре;
• использование материалов проекта в этическом воспитании детей в семье.
Этапы реализации проекта.
1 этап – предварительный: изучение методической литературы по теме; подбор методов и приемов, средств, форм работы с младшими дошкольниками; составление перспективного плана работы с детьми; прогнозирование результатов.
2 этап – основной: реализация перспективного плана работы с детьми.
Перспективный план работы по реализации проекта
Дата Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
Сентябрь Игровое упражнение «Доброе утро».
Пальчиковая гимнастика «С добрым утром».
Игровая ситуация «Мишка не умеет здороваться».
Дидактическая игра «Вежливый зайчик».
Цель: воспитывать культуру общения детей, учить здороваться при встрече и прощаться перед уходом домой. Анкетирование родителей «Этикет в вашей семье». Обогащение игрового центра новыми игрушками-персонажи.
Октябрь Чтение стихотворений А. Барто «Зайка», «Уронили мишку на пол». Цель: воспитывать сопереживание, сочувствие, вызвать желание помочь.
Беседа «Игрушки на полу».
Игровое упражнение «У нас порядок».
Чтение З. Петрова «Мои игрушки».
Игровое упражнение «Книжкин домик».
Цель: воспитывать бережное отношение к игрушкам, книгам, учить убирать игрушки на места. Буклет «Этикет. Виды этикета».
Обогащение книжного центра новыми книгами.
Ноябрь Беседа «Как вести себя за столом».
Игровое упражнение «Научим куклу Катю сидеть за столом».
Беседа «Для чего нам ложка».
Чтение К. Чуковский «Федорино горе».
Игровое упражнение «Помоги Федоре Егоровне».
Цель: формировать у детей культуру поведения за столом, воспитывать бережное отношение к посуде.
Цель: познакомить гостей с элементарными правилами приема гостей, воспитывать культуру поведения в гостях. Консультация «Формирование культуры поведения ребенка за столом». Обогащение игрового центра новой посудой, сервировка столика в игровом центре.
Декабрь Чтение К. Чуковский «Мойдодыр».
Чтение А. Барто «Девочка чумазая».
Игровая ситуация «Научим куклу Катю умываться и мыть ручки».
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Беседа «Для чего нам платочек».
Цель: формировать культурно-гигиенические навыки у детей, воспитывать опрятность, аккуратность.
Игровая ситуация «К нам пришел Дед Мороз».
Цель: воспитывать культуру общения со взрослыми, знакомство с элементарными правилами приема гостей.
Консультация «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживание у младших дошкольников». Обогащение игрового центра дидактическими играми, иллюстрациями, направленными на развитие культурно-гигиенических навыков.
Январь Чтение Л. Воронкова «Маша-растеряша».
Игровая ситуация «Кукла Катя потеряла носочки».
Беседа «Мы пришли с прогулки».
Цель: воспитывать бережное отношение к своим вещам, учить аккуратно убирать одежду в шкафчик, на стульчик.
Беседа «Кто такой друг».
Беседа «Волшебные слова».
Дидактическая игра «Назови ласково».
Дидактическая игра «Попроси вежливо».
Цель: воспитывать культуру общения детей со взрослыми и сверстниками, учить вежливо выражать просьбу, дать представления о дружбе. Папка-передвижка «Учим ребенка общаться со взрослыми и сверстниками». Обогащение книжного центра иллюстрациями «Маша-растеряша», «Мы дружные ребята».
Февраль Чтение К. Чуковский «Телефон».
Игровая ситуация «Мне позвонил друг».
Игровая ситуация «Мне позвонила бабушка».
Цель: формировать у детей навыки общения по телефону со взрослыми и сверстниками.
Чтение Л. Н. Толстой «Был у Пети и Миши конь».
Рассматривание сюжетных картин с проблемными ситуациями.
Игровая ситуация «В группе новая игрушка».
Чтение Э. Мошковская «Жадина».
Поручение «Помоги товарищу».
Чтение С. Прокофьева «Сказка о высунутом язычке».
Цель: воспитывать культуру поведения детей в группе, воспитывать желание играть вместе, учитывая интересы сверстников, учить сотрудничать друг с другом. Привлечь родителей к подготовке подарков для детей к праздникам. Обогащение игрового центрами игрушечными телефонами, сюжетными картинками с проблемными ситуациями.
Март Чтение Е. Благинина «Мамин день».
Рисование «Цветок для мамы».
Игровая ситуация «Мама пришла с работы».
Конструирование «Кресло для бабушки».
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Игровая ситуация «Праздник в семье».
Лепка «Пирожки для бабушки».
Цель: воспитывать любовь и уважение к членам семьи, желание заботиться о них. Организация выставки рисунков «Моя семья». Фотовыставка «Маму очень я люблю».
Апрель Игровая ситуация «У Мишки деть рождения».
Лепка «Пряники для Мишки».
Цель: воспитывать желание радоваться вместе с другими, познакомить с культурой празднования дня рождения.
Игровая ситуация «Мы пришли в магазин».
Сюжетно-ролевая игра «Кафе».
Сюжетно-ролевая игра «На концерте».
Цель: воспитывать культуру поведения детей в общественных местах. Памятка «Ведем ребенка в общество». Обогащение книжного центра иллюстрациями, сюжетными картинками «Дети в общественных местах».
Май Игровая ситуация «В общественном транспорте».
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Цель: воспитывать культуру поведения детей в общественных местах.
Прогулка «В гости к старшим дошкольникам.
Цель: воспитывать культуру общения детей со старшими дошкольниками.
Наблюдение за трудом няни, дворника.
Цель: воспитывать уважение к труду взрослых, желание помочь.
Рассматривание картин «Что такое хорошо, что такое плохо».
Цель: выявить знания детей о правилах поведении и общения, определить результативность проекта. Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Мы дружные ребята». Коллаж «Этикет с малых лет».
3 этап – заключительный: оценка результативности проекта, обобщение результатов и представление их коллегам.
Литература.
1. Алямовская В. Г., Белая К. Ю. Ребенок за столом: методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. – М. : Изд-во ТЦ Сфера, 2007. – 64 с.
2. Егорова А. С. Этикет для детей. – М. : ОЛМА ПРЕСС, 2010. – 64 с.
3. Корчинова О. В. Детский этикет. – Ростов н/ Д: Феникс, 2002. – 188 с.
4. Курочкина И. Н. Этикет для дошкольников : пособие для родителей. – М. : Просвещение, 2007. – 72 с.
5. Мирошниченко С. А. Хорошие манеры. – М. : Мой мир, 2008. – 254 с.
6. Нравственное воспитание в д/с. Программа и метод. рекомендации. /Под ред. Петровой В. И., Стульник Д. Т. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с.
7. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 354 с.