Ирина Жагрина
Проект «Дорога и дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта : «Дорога и дети».
Актуальность:
С каждым годом наш город растет и хорошеет. Огромен и нескончаем поток транспорта на наших улицах. По этим проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. В их числе и дети. Ребенок – это исследователь, которого интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем – либо новым, необычным, он попадает в опасные для жизни ситуации.
Публикация «Проект „Дорога и дети“» размещена в разделах
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий становятся именно дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно в транспорт и выходят из него. Приводят к этим нарушениям элементарное незнание Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Другой причиной является то, что дошкольники еще в должной степени не умеют управлять своим поведением, у них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Учитывая возраст детей – дошкольников, следует обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД и другие формы и методы работы.
Важно с раннего возраста учить детей безопасному поведению на улицах, и правилам дорожного движения. А для этого необходимо, чтобы родители, дошкольные учреждения, а в дальнейшем и школа принимали в этом активное участие.
Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Изучение Правил дорожного движения и формирование у детей осознанного желания выполнять их, является для меня одной из главных задач на сегодняшний день. Поэтому, учитывая все вышесказанное, я и решила начать работу над проектом «Дорога и дети».
Проблемная ситуация:
Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улицах я решила создать познавательно – игровой проект «Дорога и дети», который поможет системно и последовательно раскрыть данную тему, повысить результативность обучения детей правилам дорожного движения.
Целеполагание:
Только при совместном взаимодействии с семьей и использованием разных форм и методов работы: НАБЛЮДЕНИЙ, БЕСЕД, ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, решения проблемных ситуаций, выполнение правил безопасного движения в повседневной жизни, мы можем говорить о формировании у дошкольников культуры поведения на дороге.
Цель проекта :
Формирование осознанного безопасного поведения на дорогах.
Основные задачи проекта :
1. Создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, предвидеть опасные ситуации, уметь выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
4. Воспитывать дисциплинированность и осознанное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транспортном процессе.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
6. Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями по вопросам дорожного движения. Привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.
Тип проекта :
- по доминирующему методу: практико – ориентированный
- по характеру содержания: ребенок + семья + безопасность
- по характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата
- по характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей
- по количеству участников: фронтальный, групповой, индивидуальный
- по продолжительности: долгосрочный
Запланированный результат: В группе создан - Центр дорожного движения. Ребенок – грамотный участник дорожного движения.
Возможные риски:
Взрослые на мероприятиях будут соблюдать правила дорожного движения, а в жизни действовать по обстоятельствам. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных обстоятельствах поступать по правилам, а в других – не соблюдать их.
Комплектация воспитанников: дети 4 – 5 лет группы №12 МАДОУ «Детский сад №112» г. Перми и их родители.
Количество участников: 50 человек
Длительность проекта : 1 год
Дата проведения проекта : 01.10.2008 -30.09. 2009.
Формы совместной деятельности: сотрудничество
Работа воспитателя при подготовке к проекту :
Создание макета «Наша улица», макет микрорайона.
Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по Правилам дорожного движения
Подбор материала о Правилах дорожного движения.
Роль родителей в реализации проекта :
Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления Центра по Правилам дорожного движения.
Изготовление макетов «Улицы города», «Перекрестки нашего микрорайона», реквизитов для проведения сюжетно – ролевых игр.
Этапы работы над проектом
Подготовительный этап
1. Подбор материала по Правилам дорожного движения (атрибуты дорожно – постовой службы, транспорт различного функционального назначения, кубики, мозаики сюжетные картинки, плакаты, дорожные знаки, светофоры, фигурки людей).
2. Изготовление макетов улиц и перекрестка.
3. Просмотр видеоматериала.
4. Знакомство с литературными произведениями: Пляцковский «Светофор», А. Дорохов «Влиятельная палочка», О. Бедарев «Если – бы», Н. Носов «Автомобиль», В. Семерин «Запрещается – разрешается», С. Михалков «Светофор», В. Головка «Правила движения», и т. д.
5. Изготовление дидактических игр по ПДД.
6. Использование игр:
Дидактические игры: «Один на улице», «Какой это знак?», «Собери машину», «Красный, желтый, зеленый», «Найди полосу препятствия», «Водители», и т. д.
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т. д.
Анкетирование родителей
Основной этап работы:
Оформление Центра ПДД в группе.
Проведение бесед по профилактике детского дорожного травматизма
Целевая прогулка к проезжей части
Проведение различных игр, образовательных ситуаций по ПДД в Центре.
Заключительный этап:
Совместный спортивный праздник с родителями «В гостях у светофора».
Самостоятельные игры в центре
Принципы реализации проекта (по Е. А. Козловской, С. А. Козловского) :
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.
Заключение.
При разработке педагогического процесса по формированию основ осознанного безопасного поведения на дороге были учтены дидактические принципы: от близкого к далекому, от простого к сложному; от частного к общему.
Содержание и объем знаний подобран с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Эти знания способствуют накоплению навыков и умений безопасного поведения на дорогах города. Знания о правилах поведения на дороге помогают детям оценить свое поведение и поведение других людей. Формирование знаний – не самоцель в нашей работе главное – это формирование осознанно – бережного отношения к своему здоровью. Необходимо, чтобы у детей выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения. Это длительный и трудный процесс, но достичь результата возможно.
Литература.
1. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. М. : 2008г.
2. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб. : Пресс, 2009.
3. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М. : Просвещение, 1998.
4. Уважайте светофор. Материалы из опыта работы ДОУ по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. – Киров, 1998.
5. Дорожная безопасность : обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В. Н. Кирьянова – М. : Издательский Дом Третий Рим, 2005.
6. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М. : ТЦ Сфера, 2002.
7. Т. А. Шорыгина. Основы безопасности для детей 5-8 лет. М. : 2006г.
8. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская; Составитель Т. Ф. Саулина. – М. : Просвещение, 1989.