Мостова Наталья
Проект «Два слагаемых успеха». Спортивно-оздоровительная тропа в ДОУ экологической направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Два слагаемых успеха
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Василёк»»
муниципального образования – Михайловский муниципальный район
Рязанской области
Вид проекта: практико-ориентированный, коллективный.
Срок реализации: апрель 2018 - сентябрь 2018
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, медицинская сестра, родители
Введение
Публикация «Проект „Два слагаемых успеха“, Спортивно-оздоровительная тропа в ДОУ экологической направленности» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Современные требования к выпускнику ДОУ, обусловленные требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, включают умения творчески походить к анализу возникающих проблем, находить рациональные способы их решения. Одним из путей реализации поставленных задач в новом поколении ФГОС ДО является интегрированное обучение дошкольников в образовательном процессе.
Данный проект позволяет реализовать интеграцию двух ведущих взаимосвязанных областей:
-физическое развитие;
-экологическое воспитание.
Формы и методы организации физкультурной работы содействуют решению различных задач экологического воспитания.
Актуальность
Общеизвестно, что укрепление здоровья, формирование основ здорового образа жизни с раннего возраста, воспитание у детей желание быть здоровым и активным – важная задача современного общества.
Активная двигательная деятельность обеспечивает полноценное физическое развитие, придает энергию, проявляет выносливость, ловкость, силу, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательный интерес, культуру поведения и чувство красоты.
Таким образом, в целях объединения двух ведущих областей, наш творческий коллектив направил свою деятельность на оптимизацию оздоровительно-образовательной среды, и реализовал проект «Два слагаемых успеха».
Новизна проекта заключается в использовании спортивно-оздоровительной тропы, как одной из современных форм физического развития и экологического воспитания дошкольников.
Цель проекта:
• создание оптимальной двигательной среды с использованием природных факторов и нестандартного оборудования, способствующей приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для формирования устойчивой мотивации на здоровье, потребности быть здоровым душой и телом, в согласии с законами природы в летний период.
Задачи:
Оздоровительные:
• обеспечить двигательную активность дошкольников;
• всестороннее физическое совершенствование функций организма;
• повышение работоспособности и закаливание;
• профилактика плоскостопия и снижение простудных заболеваний.
Образовательные:
• формирование двигательных умений и навыков;
• развитие физических качеств;
• овладение элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в жизни, способах укрепления собственного здоровья;
• развивать познавательный интерес к миру природы через проектную деятельность;
• учить устанавливать причинно-следственные связи внутри природного комплекса, находить характерные признаки объектов природы;
Воспитательные:
• формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
• разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое);
• воспитание экологической культуры.
Методы и формы работы:
• игры с элементами спорта;
• закаливание;
• профилактика плоскостопия;
• подвижные игры и игры малой подвижности;
• степ-аэробика;
• коллективный труд в условиях природы;
• наблюдение за изменениями природы;
• водные процедуры;
• витаминизация;
• асфальтные игры;
• коллективный труд в уголке пернатых;
• проведение уроков по ПДД;
• экскурсии;
• беседы.
Ожидаемые результаты:
• снижение кратности простудных заболеваний;
• формирование правильной осанки;
• формирование основных двигательных умений и навыков с учетом особенностей всех категорий детей, возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями, потребностями;
• улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников;
• повышение двигательной активности и работоспособности дошкольников;
• ребенок овладеет элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений, способах укрепления собственного здоровья;
• повышение компетентности родителей в области здоровьесбережения;
• укрепление иммунитета и снижение деформации стопы;
• воспитание у детей элементов экологического сознания, формирование представлений о единстве человека и природы.
Медицинское сопровождение функционирования проекта:
Медицинский работник систематически осуществляет контроль проведения физического воспитания и закаливания детей. Ежедневно проверяет санитарное состояние, дает своевременные консультации. Медицинское сопровождение педагогического процесса позволяет воспитателям и специалистам дошкольного учреждения проводить оздоровительную работу в соответствии с концепцией её построения и функционирования.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап: апрель 2018г.
II. Основной этап: май 2018г. - август 2018г.
III. Заключительный этап: сентябрь 2018г.
Подготовительный этап:
• постановка проблемы;
• изучение теоретических и методических основ;
• создание рабочей группы для реализации проекта, включая родителей;
• заготовка природного материала;
• составление карты-схемы с нанесением маршрута и всех объектов;
• изготовление классической дорожки на территории;
• создание зоны закаливания и профилактики плоскостопия на спортивной площадке;
• подготовка семян и рассады для станций («Цветик-семицветик», «Урожайный огород»);
• создание оздоровительно-экологических зон: «Метеостанция», «Избушка садовника», «Мойдодыр», кафе «Иммунитет», «Птичий столб», «Островок безопасности», «Лабиринт», «Игровое табло на асфальте»;
Основной этап:
«Оздоровительный блок»:
Прохождение тропы:
- ежедневное закаливание с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
- ежедневная профилактика плоскостопия;
- водные процедуры на станции «Мойдодыр»;
- подвижные игры и игры с элементами спорта;
- витаминизация в кафе «Иммунитет»;
- игры на асфальте «Лабиринт» и «Игровое табло»;
- дыхательная гимнастика;
- прыжки по классической дорожке;
- игры на ориентирование в пространстве;
- эстафеты;
- комплексные занятия степ-аэробикой;
- проведение занятий на станции «Островок безопасности».
«Экологический блок»:
• обогащение экологического пространства;
• ежедневное наблюдение за изменениями погоды в природе, определение время по солнечным часам на «Метеостанции»;
• ведение дневника природы;
• знакомство с новыми видами растений, овощных культур и коллективный труд на станциях «Цветик-семицветик», «Избушка садовника» и «Урожайный огород»;
• закрепление представления о зимующих и перелётных птицах, приобретение знаний о питании пернатых птиц, умение различать и называть птиц по внешнему виду на станции «Птичий столб»;
• проведение экскурсий и наблюдение за окружающим миром.
Заключительный этап:
• проведение спортивных праздников и мероприятий с участием родителей;
• проведение мероприятий по ПДД с участием инструктора ДПС;
• сбор урожая на огороде, осенняя выставка;
• изготовление дневников природы;
• изготовление кормушек для птиц с участием родителей;
• публикация положительного опыта по реализации проекта в СМИ;
• анализ результатов реализации проекта;
• презентация проекта.
Заключение
Система оздоровительной работы и её результативность:
В МБДОУ «Детский сад «Василёк»» сложилась эффективная система физкультурно-оздоровительных мероприятий в летний период, включающая в себя следующие факторы:
• эколого-гигиенические и закаливающие;
• психологические;
• средства физического воспитания;
• лечебно-профилактические.
Взаимодействие всех факторов позволило добиться положительных результатов:
• снижения кратности простудных заболеваний воспитанников в летний период;
• положительной динамики росто-весовых показателей;
• формирования правильной осанки, улучшения ее у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
• желания ребят заниматься на свежем воздухе, босиком;
• улучшения эмоционально-психического состояния дошкольников;
• повышение двигательной активности и работоспособности дошкольников;
• овладение элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в жизни, способах укрепления собственного здоровья;
• укрепление иммунитета и снижению деформации стопы;
• сформированность экологических знаний и навыков поведения в природной среде.
Оздоровительная деятельность в ДОУ продолжается и в холодный период года: ежедневная гимнастика на свежем воздухе.
Список используемой литературы:
1. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, метать / Е. Н. Вавилова. – М:
Просвещение, 1983 – 144с.
2. Джулай Т. В. Физкультурно-оздоровительная работа в летний период / Т.
В. Джулай // Инструктор по физической культуре. 2009 - № 3 – С. 28-30.
3. Кожухова Н. Н. Теория и методика физического воспитания детей
дошкольного возраста: Схемы и таблицы. / Н. Н. Кожухова. – М. :
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – 192с.
4. Крусева Т. О. Справочник инструктора по физической культуре в
детских дошкольных учреждениях / Т. О. Крусева. – Ростов н/Д: Феникс,
2005 – 253с.
5. Недосеева Н. П. Профилактика и коррекция плоскостопия у детей/ДЕТСВО-ПРЕСС – Санкт-Петербург, 2014.
6. Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т. И. Осокина, Е.
А. Тимофеева, Л. С. Фурмина. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение,
1983 – 224с.
7. Зубкова Н. М. Опыты и эксперименты для детей от 3до 7 лет. – М., 2007
8. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка – М, 2006.
9. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 2003
10. Николаева С. Н. Эколог в детском саду – М., 2003.
11. Почемучка. \ Под ред. Дитрих А., Юрмин Г. – М., 1987.
12. Рыжова Н. А. Я и природа. – М., 1996.