Елена Туркова
Проект «Дымковские игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные, Простой, казалось бы узор, Но отвести не в силах взор»
Цель:
Формирование у детей эстетических способностей путем приобщения к народному промыслу (дымковскому).
Задачи:
- Раскрытие творческого потенциала ребенка.
- Приобщение детей к дымковскому промыслу (где и как изготавливают, из чего).
- Создание условий для развития психофизических способностей, психических процессов, речи.
Публикация «Проект „Дымковские игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
- Развитие коммуникативных качеств личности.
- Создание положительного эмоционального настроя, снятие напряженности, решение конфликтных ситуаций путем продуктивной деятельности.
Методы достижений:
Реализация данного проекта возможна в нашем ДОУ. Данный проект предусматривает работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой во II младшей группе.
Основными участниками являются дети, воспитатели группы, родители. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Ожидаемый результат:
- Развитие интереса к народному искусству.
- Выражение положительных эмоциональных проявлений от создания росписи дымковских игрушек.
- Стремление изменить дизайн группы: пополнить уголок «Мастерская творчества» дымковскими игрушками.
- Развитие эстетических чувств.
- Создание радостной атмосферы от совместного творчества.
Исполнители проекта :
Дети II младшей группы.
Сроки: январь 2013 г.
Тип проекта : групповой, практико-ориентированный.
Анализ ситуаиии:
После просмотра книги и альбома с народным промыслом: дымковской игрушкой, дети проявили интерес к имеющемуся в группе уголку «Мастерская творчества». Кира захотела раскрасить дымковских уточек, Максим - дымковского коня. Но выяснилось, что на всех детей дымковских игрушек не хватает.
Как же сохранить возникший интерес у детей к дымковской игрушке? Вместе с воспитателем решили изготовить еще дымковские игрушки и пополнить уголок «Мастерства творчества».
Литература
Г. А. Величкина, Т. Я. Шпикалова «Дымковская игрушка».
«Альбом твоих аппликаций. Народные промыслы: дымковская игрушка».
A. В. Соболева «Загадки-смекалки».
B. Кубарева «Хрестоматия по детской литературе».
Н. Борисова «Хрестоматия для дошкольников 3-4 лет».
О. Н. Козак «Считалки, дразнилки, мирилки».
Технологическая карта. Организация проектной деятельности
Деятельность
воспитателя Деятельность
детей Результат
I этап «Подготовительный
Создание проблемной ситуации, вводная беседа «Вживаются» в ситуацию. Обсуждают тему проекта (под руководством воспитателя) Определены: тема, задачи, рабочий график группы, ее положительное настроение
П этап «Организация и планирование»
Предлагаю:
- спланировать свою деятельность, определить содержание темы;
- разбить работу на этапы;
осуществить подбор средств и материалов, подбор литературы, иллюстрированного материала Выявление известных детям фактов и сведений:
- какие виды народного промысла мы уже знаем? (русская народная игрушка)
- о каких видах хотим узнать?
(дымковская игрушка)
- какую и кому приносит польза дымковская игрушка?
как нам это узнать? (прочитать в книге, спросить у родителей) Решили сделать дымковские игрушки, прибегнув к помощи воспитателя, родителей
III этап «Осуществление проекта»
Провожу:
-экскурсия в «мастерскую творчества» детей подготовительной группы;
- показ изо. Руководителем приема лепки дымковской игрушки;
- дидактические игры: «Наклей узор», «Подбери узор по образцу», «Волшебный сундучок»;
- этюды на выразительность изображения дымковских узоров;
- работа с трафаретами;
- отгадывание загадок;
- беседы: «Из истории русского промысла «Дымковская игрушка», «Дымковские узоры», «Разнообразие дымковских игрушек»;
- ряжение: барышни – крестьянки;
- чтение потешек, считалок, закличек, мирилок, дразнилок, прибауток;
- познавательная деятельность: «Какая игрушка красивее : однотонная или ярко раскрашенная?», «Для кого существуют дымковские игрушки?»;
- проведение коллективной работы: «Веселое шествие дымковских игрушек». - дети планируют работу под руководством воспитателя;
- принимают участие в раскрашивании трафаретов;
- принимают участие в драматизации этюдов;
- наблюдают за дымковскими игрушками в подготовительной группе;
- наблюдают за деятельностью изо. Руководителя при лепке дымковских игрушек;
- принимают участие в оформлении персонажей (на бумаге, из глины);
- осмысливают и радуются результату своей работы с помощью музыки, обсуждения увиденного;
- принимают участие в выборе форм презентации результата - составлена паутинка «О пользе дымковской игрушки»;
- оформили дымковские игрушки;
- проведена подборка литературы.
IV этап «Презентация»
- Подготовка презентации. Обобщение, подведение итогов;
Подготовка сюрпризного момента (волшебный сундучок) - Оформляют экспонаты проекта : складывают в коробки. На презентацию приглашают родителей детей подготовительной группы:
- рассказывают о своей работе;
- находят волшебный сундучок. В нем факты изготовленные при участии детей, дымковские игрушки, изображения дымковских игрушек;
рассматривают в «Мастерской творчества» - Каждый ребенок указал факт участия в общей деятельности;
-Получил положительную оценку детей и взрослых
Системная паутинка по проекту «Дымковские игрушки»
Художественное слово по проекту «Дымковские игрушки»
Индючок
Индя-индя-индючок
Ты похож на сундучок
Сундучок не простой
Красный
Белый
Золотой
Всадники
Бока крутые
Рога золотые
Копыта с оборкой
На спине Егорка
У меня свинья Порезвей коня Сяду и поеду - Прискачу к обеду
Как у нашего-то Вани Полтораста рублей сани, Самисотный конь -
Еще новая уздечка, Колокольчик и колечко
Уточка с утятами
Утка-Марфутка
Бережком идет,
У точек-Марфуточек
Купаться ведет
Водоноска
За студеною водицей
Водоноска-молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле, не спеша,
Посмотри, как хороша -
Щечки алые горят,
Удивительный наряд
Потешки
Выйду на улочку,
Запрягу курочку.
На пристежке - петушок,
Но-о-о, поехали дружок!
А барашеньки,
Крутороженьки
По горам ходят
В дудочку играют -
Васю потешают
Прибаутки
- Девица, девица,
Сходи по водицу.
- Я волка боюсь,
Я лисицы боюсь.
- Волк на работе Лиса на болоте,
Платьице мыла,
Валек отпустила.
Сама-то смеется
Хохолок трясется
- Тебе поклон послала
-Кто?
- Маша?
- Какая Маша?
- Свинья наша!
Конь бежит,
Вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка Ничком лежит.
Это чей конек;
Для какого молодца?
Это конь
Богатырь
Для Алеши-удальца!
Село Дымково
«Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река, Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки, Вечера зимой длинны,
И лепили там из глины
Все игрушки непростые,
А волшебно-расписные, Белоснежны, как березки, Кружочки, клеточки, полоски. Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знакомить детей с народным промыслом необходимо с раннего детства. Мир дымковской игрушки радует яркими красочными орнаментами. Через творческие игры дети воплощают свои задумки, проявляют творческую активность.
Результаты завершенной работы практико-ориентированного проекта «Дымковские игрушки» позволит продолжить работу по художественноэстетическому воспитанию детей.
Цели и задачи проекта реализованы полностью. Дети приучались работать совместно, делились впечатлениями, в группе царила радостная атмосфера. Всех участников проекта порадовал конечный результат: пополнили «Мастерскую творчества» новыми работами.