Ольга Дорофеева
Проект «Физкультура — это класс!»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Новомичуринский д/сад №1», сентябрь 2020 г.
Паспорт проекта.
Вид проекта : групповой, развлекательный.
Продолжительность проекта : долгосрочный (2019, 2020 г.).
Участники проекта : дети старшей группы № 2 «Бабочка», воспитатели: Дорофеева О. А. и Голоухова О. В., родители детей.
Тип проекта : физкультурно – оздоровительный.
По характеру контактов: детско – взрослый.
Публикация «Проект „Физкультура — это класс!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Объяснительная записка: на сегодняшний день основной целью физического развития является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в эти годы, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка.
Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение взрослых и детей. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни. На досугах дети совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор о культуре гигиены и здоровом питании; формируется положительное отношение к здоровому образу жизни. Родители, в процессе совместной деятельности, получают необходимые рекомендации по формированию у детей здорового образа жизни.
Обоснование проблемы: проблема физического развития подрастающего поколения, является одной из важнейших проблем жизни современного общества. Воспитание физически развитых детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, научный и экономический потенциал общества, в том числе и будущее нашего региона.
Важнейшей задачей физического развития как основы всестороннего развития, является формирование здорового, крепкого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка.
Современное общество, с его быстрыми темпами развития, с занятостью родителей являются причиной проведения большей части времени детьми у телевизоров и компьютеров. У большинства родителей не хватает времени для активного отдыха с детьми.
Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.
Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта :
Основная проблема воспитания подрастающего поколения – это воспитание здорового человека. Только здоровый ребенок может играть, бегать, смеяться, фантазировать. Насколько здоров ребенок – от этого зависит его личностное и социальное развитие. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического процесса у детей необходимо сформировать потребность в здоровом образе жизни, потому что в этом возрасте происходит усиленное умственное и физическое развитие, закладывается основа черт характера, формируются важные человеческие качества.
Движение — физиологическая потребность растущего организма, и природа проявила великую мудрость, сделав почти всех детей непоседами, стремящимися постоянно бегать, прыгать, лазать. Испокон веков взрослым приходилось в основном ограничивать эту подчас слишком бурную активность детей. В настоящее время все по-другому. Мы охотно пользуемся транспортом, ведем малоподвижный образ жизни. Меньше двигаться стали и наши дети.
Формирование интереса к физической культуре и спорту – важная социально-педагогическая задача воспитания подрастающих поколений. Актуальность данной проблемы вполне очевидна. Занятия физкультурой с детьми дошкольного возраста формируют их позитивное отношение к собственному здоровью, помогают приобщать к определенному миропониманию. Кроме того, занятия физической культурой помогают становлению характера, здоровой психике. Сильный и ловкий ребенок, которому легко удается осваивать новые движения, уверен в себе. Он не пасует перед трудностями, всегда готов их преодолеть. А если еще физическое развитие проходит в форме развлечения, что доставляет ребенку массу положительных эмоций. Так возникла идея проекта.
Быть здоровым – естественное стремление человека. Но прежде неплохо было бы овладеть элементарными знаниями, которые помогли бы нам выбрать наиболее рациональный путь к здоровью с учётом личных физиологических возможностей, привлечь к решению проблемы всех участников образовательного процесса, особое внимание, уделяя взаимодействию с родителями. Здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие.
В дошкольном возрасте создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особенный интерес вызывают у них подвижные игры, народные игры, а также физкультурные праздники, досуги, эстафеты.
Игры и упражнения, развлечения и досуги проводятся с детьми в течении всего года, проводятся и на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребёнка.
Поиск эффективных и современных форм, применение нетрадиционных средств физической культуры, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников, приобщает детей к занятиям физкультурой, повышает интерес к спортивным и подвижным играм. Все это укрепляет деятельность основных физиологических систем организма.
Цель проекта : Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей. Способствование формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой.
Задачи проекта :
• Формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки у детей, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.
• Формировать основы здорового образа жизни.
• Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь в совместных мероприятиях.
Ожидаемые результаты:
• Повышение интереса к физическому развитию.
• Закрепление правил и двигательных умений в подвижных играх и упражнениях.
• Формирование положительного эмоционального тонуса.
• Дополнение спортивным инвентарём и оборудованием физкультурного зала.
• Развитие физических качеств.
• Воспитание положительного отношения и устойчивого интереса к спортивным играм и упражнениям.
• Развитие заинтересованности родителей в совместных мероприятиях.
План реализации:
Методы, направленные на реализацию задач проекта :
Игровой метод является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека, который обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков, так как в процессе игры они проявляются в тесном взаимодействии; в случае же педагогической необходимости с помощью игрового метода можно избирательно развивать определенные физические качества, подбирая для этого соответствующие игры.
Соревновательный метод - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности дошкольников. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность детей к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Словесные методы: беседы, рассказ, объяснения, указания, распоряжения и команды, словесные оценки, комментарии.
Наглядные: показ двигательного действия педагогом или подготовленным ребёнком, просмотр видеофильмов и презентаций, наглядных пособий, рисунков, зрительных и слуховых ориентиров и др. Применение различных форм и средств наглядности способствует формированию точного образа двигательного действия или двигательного задания в целом.
Формы, направленные на реализацию задач проекта :
• занятия по физическому развитию в физкультурном зале и на улице;
• физкультурные упражнения;
• подвижные игры большой и малой подвижности;
• творческие двигательные задачи;
• индивидуальная работа воспитателя;
• анкетирование, беседы;
• досуги и праздники, проведённые совместно с родителями;
• конкурсы;
• оформление стенда;
• цикл консультаций.
Физкультурные занятия. Включение физкультурных занятий в проект необходимо потому, что они развивают много положительных качеств у ребенка. Это не только физическое, но и умственное развитие. Основные из них это мышление, восприятие, пространственные и временные представления, внимание и память. Также, он учится работать в коллективе, находить общий язык со сверстниками. Малыш чувствует ответственность при различных групповых соревнованиях, что достаточно важно для его развития. Стоит отметить, что спортивные игры развивают аналитические навыки и умения, улучшают быстроту реакций, ловкость, внимание. Дети получают навыки в поведении с людьми.
Тематические физкультурные занятия позволяют развивать у детей физические качества, формировать интерес к занятиям физического развития, научить основным видам движений в различных видах подвижных игр, прививают любовь и интерес к народным подвижным играм.
Физкультурные развлечения и праздники оказывают положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи в решении задач физического развития. Целью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умение проявлять физические качества в необычных условиях и игровых ситуациях.
Физкультурный досуг был включен в проект, так как это одна из форм активного отдыха детей. Он позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.
В проекте используется большое количество считалок, загадок, так как художественное слово позволит развивать связную речь детей, память, пополнять словарный запас детей.
Работа с родителями:
• Консультации в родительском уголке на тему здорового образа жизни.
• Изготовление спортивных атрибутов.
• Совместный спортивный досуг.
• Беседы на тему физического воспитания детей.
Завершение проекта :
• Открытый показ занятия «Будь здоров!»
Результаты:
С целью определения результативности и эффективности работы по проекту, был осуществлен мониторинг физического развития детей старшего дошкольного возраста. В мониторинге использовался метод наблюдения за детьми, игровые тестовые задания. По результатам мониторинга можно сказать, что дети физически развиты, дети овладели основными движениями, общеразвивающими упражнениями, у них значительно вырос двигательный опыт.
На протяжении проекта у детей увеличился интерес к подвижным играм и эстафетам, которые помогают развитию двигательного аппарата, воспитывают волевые черты характера, ценные нравственные качества.
Наблюдая за детьми, можно отметить повышение потребности в двигательной активности детей. По результатам бесед с родителями можно сделать вывод: родители стали больше интересоваться проблемами физического развития детей, стали активнее участвовать в совместных мероприятиях.
Ведь совместная работа ДОУ и семьи имеет большое значение – только в такой семье вырастет здоровый, любящий занятия физкультурой ЧЕЛОВЕК!
Используемая литература:
• Буцинская П. П., Васюкова В. И., Лескова Г. П. «Общеразвивающие упражнения в детском саду. Книга для воспитателя детского сада» – М. : Просвещение, 1990.
• Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду» – М. : ИД Воспитание дошкольника, 2004.
• Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002
• Пензулаева Л. И. «Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе» – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
• Хухлаева Д. В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учебник для учащихся педагогических училищ» - М. : Просвещение, 1984
• Шишкина В. А., Мащенко М. В. Какая физкультура нужна дошкольнику : кн. для воспитателей детского сада и родителей - 2-е изд. М. : Просвещение, 2000
• https://www.maam.ru
• https://nsportal.ru
Опыт работы по предложенному направлению: