Лучший педагог года

Проект «Формирование толерантности у старших дошкольников через ознакомление с культурой шорского народа»

Анжела Тырганова
Проект «Формирование толерантности у старших дошкольников через ознакомление с культурой шорского народа»

Проект «Формирование толерантности у старших дошкольников через ознакомление с культурой шорского народа»

На территории Сибири проживает многочисленные народы разных национальностей. Но, к сожалению, у современного общества выработалось предвзятое отношение к людям другой национальности. Эта проблема несет скрытую угрозу для всех. Исследователи Г. Д. Дмитриев, Е. Ю. Клепцова, П. В. Степанов считают, что это во многом мировоззренческая проблема, и ее решение не возможно без изменения господствующего, в настоящее время, неверно сложившегося сознания, что определяется поведением людей, не желанием быть терпимыми, толерантными в отношениях к людям иной национальности и к их культуре. Так, Е. Ю. Клепцова отмечает, что для толерантного человека характерно «стремление понять оппонента и позитивно с ним взаимодействовать».

Публикация «Проект „Формирование толерантности у старших дошкольников через ознакомление с культурой шорского народа“» размещена в разделах

По мнению Г. Д. Дмитриева, толерантность предполагает «осознание индивидом того, что мир многомерен, а, значит, и взгляды на этот мир различны». П. В. Степанов определяет толерантность через ценностное отношение человека к людям, выражающееся в «признании, принятии и понимании представителей иных культур».

Толерантность, как образ жизни, в обществе зависит от позиции каждого человека, его терпимости к чужим мнениям, поведению, принятия другого человека, различий и особенностей как моментов целого. Поэтому очень важно научить подрастающее поколение строить взаимоотношения с окружающими на основе терпимости, сотрудничестве и взаимопонимания, готовности принять других людей и их обычаи.

На наш взгляд, дошкольный возраст является сензитивным для формирования толерантности, так как именно в этот период наиболее интенсивно происходит социальное развитие ребенка, особое место в котором занимает нравственное отношение к людям. С другой стороны, в дошкольное детство ребенок получает эмоциональные впечатления о мире, накапливает представления о разных людях и их культурах.

Важнейшей частью культурно-исторического образования детей дошкольного возраста нашего региона является ознакомления с культурой и бытом шорского народа. Мы работаем в старшей группе с детьми разных национальностей (русские, украинцы, но детей коренных жителей из нашего региона в группе – нет, поэтому у дошкольников не было возможности близкого общения с людьми шорской национальности, следовательно, им не откуда черпать знания и представления о культуре шорского народа.

С целью активизации работы в данном направлении с дошкольниками нами был разработан проект, направленный на формирование толерантности у детей 6-7 лет в процессе ознакомления с культурой шорского народа. Данный проект долгосрочный : с ноября 2012 года по декабрь 2013 года. Проект мы реализовывали поэтапно. Остановимся подробнее на каждом этапе.

На первом, диагностическом, этапе мы выявляли знания о шорском народе. С этой целью нами была проведена беседа на тему «Коренные жители Кузбасса». Дети отвечали на ряд вопросов, которые дали нам понять, что ребята не имеют достаточного представления о шорцах, путают с китайским народом. Были выявлены недостаточные знания о культуре шорского народа, все же дети участвовали в беседе и проявляли интерес к быту коренных жителей.

На втором, практико-ориентированном, этапе мы расширяли знания о культуре шорского народа у детей. Для этого нами были проведены мероприятия:

- ознакомительная беседа «Коренные жители юга Кузбасса – шорцы»(познакомили детей с шорским народом, их бытом, культурой, традициями; воспитывали уважение к коренному населению);

- совместная изобразительная деятельность с детьми «Знакомство детей с элементами шорской росписи» (дали детям общее представление о декоративном искусстве шорцев, видах росписи: ее содержании, композиции, цветосочетании; учили рисовать элементы росписи; воспитывали желание узнать новое о культуре коренного населения);

- совместная деятельность с детьми «Изготовление куклы-шорки» (познакомили детей с шорским костюмом, учили изготавливать кукол из картона с использованием элементов национальных орнаментов, воспитывали терпимое отношение к людям другой национальности);

- совместная деятельность с детьми «Изготовление шорской избы» (ознакомили детей с условиями проживания шорцев; развивали мелкую моторику рук, глазомер, воспитывали доброжелательное отношение к людям другой национальности).

Вместе с детьми мы сходили на экскурсию в районную библиотеку, где детей познакомили с литературой по шорской культуре, показали детям репродукции шорского художественного творчества, после посещения этого мероприятия у детей был отмечен положительный эмоциональный отклик, дети проявили желание собрать свою мини-библиотеку по шорской культуре.

Совместно с родителями и детьми мы организовали выставку старинных предметов обихода коренных жителей и музыкальных инструментов. Ребята проявили интерес к предметам обихода шорцев, для удовлетворения их интереса мы пригласили представителя центра шорской культуры «Аба-Тура» с программой «В гостях у шорского народа». Дети с любопытством слушали выступление шорского сказителя, участвовали в шорских музыкальных играх, пробовали играть на музыкальных инструментах, прислушивались к своеобразию песен и музыке. Дети смогли познакомиться с шорским фольклором : преданиями, песнями, инструментальными наигрышами, получили представление о музыкальных традициях народа.

Для активного поддержания интереса у детей 5– 7 лет по формированию толерантности у старших дошкольников через ознакомление с культурой шорского народа, нами была пополнена развивающая среда группы через создание :

• альбома с описанием быта шорцев. Дети имели возможность познакомиться с иллюстрациями домов, одежды, предметов домашнего обихода с названиями на шорском и русском языках;

• мини-библиотеки книг с произведениями шорского фольклора. При помощи сборников произведений мы знакомили детей 5-7 лет со сказками, легендами, вместе с детьми находили похожее в русских и других сказках ( например: шорская сказка «Лось и лягушка» и сказка братьев Гримм «Заяц и еж»);

• альбома «Музыкальные инструменты коренных жителей-шорцев». Дети могли познакомиться с иллюстрациями музыкальных инструментов с названиями на шорском и русском языках.

Все эти мероприятия способствовали формированию представлений детей 5-7 лет о быте шорцах (традициях, предметах домашнего обихода, одежде, музыкальных инструментах, о необходимости общности разных культур, толерантного отношения к шорскому народу, поддержания интереса к культуре этого народа, что способствует формированию толерантного отношения со стороны детей старшего дошкольного возраста к народам Кузбасса, а также желанию и умению устанавливать социальные контакты с другими детьми и взрослыми, независимо от их этнической принадлежности, на основе терпимого, уважительного отношения и готовность к сотрудничеству, взаимопомощи, милосердию.

В ходе реализации проекта мы увидели большую увлеченность детей, которые с интересом слушали о шорском народе; рассматривали старинные предметы обихода коренных жителей; задавали вопросы (как называется этот предмет на русском, шорском языках? Для чего он нужен? Из чего сделан); разгадывали шорские загадки ( например: «На макушке богатырского дерева сидит золотая кукушка» /кедровая шишка/). Дети интересовались, в какие игры играют дети шорского народа, какие у них игрушки, какую еду готовят мамы –шорки, затем сравнивали с другими народами.

Мы отметили, что дети стали более активными и заинтересованными происходящим. Так, во время ознакомления декоративным искусством шорцев, видах росписи, ребята сравнивали их с другими росписями, находили особенности: отметили, что одни узоры похожи на горы, другие на солнце и так далее. Ребята обратили внимание на особенности взаимосвязи росписи шорского народа и природы.

После знакомства с шорским фольклором, дети выявили, что музыкальные инструменты сходны с другими инструментами по внешности и звучанию, песни своеобразные (ребята пробовали играть на инструментах, слушали звучание этих инструментов).

Особый восторг у воспитанников 5-7 лет вызвали шорские национальные игры, в которых участвовали детей с увлечение и азартом (игра «Тиин» /«Белочка»/) детям запомнилась необычностью, дети отметили, что эта игра похожа на игру «Передай мяч по кругу», но мяч заменила шкурка белочки).

На третьем, заключительном, этапе было проведена итоговая беседа. Ребята показали глубокие знания о быте шорцах, без особого труда, связно и последовательно отвечали на поставленные вопросы о традициях, дополняли ответы друг друга; понимали общность разных культур, находили взаимосвязи предметов быта, музыкальных инструментов, фольклора с аналогиями других культур. Подошли к выводу, что все люди равны, не зависимо от внешности и особенностей быта, у них есть много общего и необычного. Дети согласились с тем, что культуру шорского народа надо уважать, беречь, сохранять и поддерживать; проявлять терпимое отношение к людям коренных народов. Тем самым соглашаясь с необходимостью толерантности по отношению к шорскому народу.

Ребята высказывали положительное отношение к коренному населению и проявили желание к дальнейшим встречам с людьми иной этногруппы и готовность к общению с ними.

На основании полученного нами результата мы можем сделать вывод, что проведенный комплекс мероприятий по ознакомлению детей 5-7 лет с культурой шорского народа является эффективным и способствует формированию толерантности у старших дошкольников 5- 7 лет.

Литература:

1. Аракелян С. С. Формирование этнической толерантности обучающихся [Текст] / С. С. Аракелян // Социальная политика и социология. – 2010. - № 11. – С. 190-195.

2. Асташова Н. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательного учреждения // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика) [Текст] / Н. А. Асташова. – Москва: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. С. 74-85.

3. Вострухина Т. Н. Формирование толерантности у детей в условиях многонационального окружения [Текст] / Т. Н Вострухина – Москва: Школьная пресса, 2011. С. 112.

4. Дмитриев Г. Д. Многокультурное образование [Текст] / Г. Д. Дмитриев. – Москва: Народное образование, 1994. - №2. – 298 с.

5. Кимеев В. Шорцы. Кто они? [Текст] / В. Кимеев. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1989. С. 189.

6. Клепцова Е. Ю. Детская нетерпимость [Текст] /Е. Ю. Клепцова // Дошкольное воспитание. – 2008. - №7. - С. 31.

7. Степанов П. В. Как воспитать толерантность? [Текст] // Народное образование. - 2001. - №9. – 312 с.

8. Тотыш С. Записки молодого кама [Текст] / С. Тотыш – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1992. С. 64.

9. Якимова М. Н. Зайцева Л. Ф. Региональная система дошкольного образования : шорская культура в практике детского сада [Текст] / Якимова М. Н. Зайцева Л. Ф. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК 2009

Публикации по теме:

«Формирование творческого мышления у старших дошкольников через технологию ТРИЗ» Творческое мышление – это мышление, дающее решение принципиально новых проблем, приводящее к новым идеям, открытиям. ТРИЗ (теория решения.

«Социально-коммуникативное развитие дошкольников, через ознакомление с культурой народов Поволжья».«Социально-коммуникативное развитие дошкольников, через ознакомление с культурой народов Поволжья». Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребенка. В ФГОС предусматривается.

Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины». Пояснительная записка. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие.

Опыт работы: «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 4 г. Котово Волгоградской области Опыт работы на тему: «Формирование.

Педагогический опыт «Развитие родной речи через ознакомление дошкольников с бурятской культурой и традициями» Педагогический опыт Тема: Развитие родной речи через ознакомление дошкольников с бурятской культурой и традициями. Автор опыта:.

Педагогический проект «Моя Родина — Россия» (ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства) Педагогический проект "Моя родина - Россия" (ознакомление старших дошкольников с историей Российского Государства) Тип проекта: информационный,.

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с многонациональной культурой народов России»Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с многонациональной культурой народов России» Актуальность проекта: В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование.

Педагогический проект «Ознакомление старших дошкольников с лесом как экосистемой» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Ознакомление старших дошкольников с лесом, как экосистемой» Обоснование необходимости проекта На выбор темы повлияло.

Перспективное планирование «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины». подготовительная группа Перспективное планирование в подготовительной группе детского сада. Месяц Специально организованная деятельность Совместная деятельность.

Рецензия к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины» РЕЦЕНЗИЯ На модифицированную (авторизованную) программу «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины» воспитателя МБДОУ№14.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Формирование толерантности у старших дошкольников через ознакомление с культурой шорского народа»
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 12:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД