МААМ-картинки

Проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»

Татьяна Вытнова
Проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею (средство) от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, рядом. Она кроется в здоровом образе жизни. С первой минуты рождения ребенка эта истина должна находиться в основе его воспитания - именно сейчас закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.

Публикация «Проект: „Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников“» размещена в разделах

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья подрастающего поколения.

Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка дошкольника от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни. Кроме этого, в соответствии с ФГТ дошкольное образовательное учреждение должно реализовывать образовательную область “ Здоровье” основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание данной образовательной области направлено в том числе и на формирование представлений о здоровом образе жизни.

Содержание и характер деятельности по решению задач по формированию здорового образа жизни зависят и от ценностей всей семьи, эрудиции в вопросах здоровья, понимания родителями ответственности перед детьми за качество их здоровья. Ведь семья является моделью для своего ребёнка. Поэтому важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию представлений о ЗОЖ, формированию знаний о здоровье человека, мотивации на его сохранение, является взаимодействие с семьями воспитанников. Ведь Федеральные государственные требования ориентируют нас на то, что семья является полноправным участником образовательного процесса.

Наше дошкольное учреждение определило приоритетные задачи в работе с детьми и родителями по формированию начальных представлений здоровом образе жизни, а именно:

-создание условий для приобщения дошкольников к ЗОЖ через организацию предметной среды,взаимодействие с семьями воспитанников, использование ресурсов социокультурной среды;

- поддержка семьи,объединение усилий дошкольного учреждения и семьи по приобщению дошкольников к ЗОЖ.

-формирование системы знаний у детей о своем здоровье,о ЗОЖ, мотивации на сохранение и укрепления здоровья, мотивации на приобщение к здоровому образу жизни.

Кроме этого нами были определенны пути решения задач-

формированию представлений, а впоследствии и навыка детей вести ЗОЖ способствует предметно-развивающая среда в детском саду. Именно микро и макро среда, в которой живет и действует малыш, в значительной степени способствует его физическому и социокультурному развитию. В детском саду отдельно выделены и функционируют дополнительные помещения:

- физкультурный зал;

- мини -тренажерный зал;

- «Комната природы» в которой отдельно выделены: живой уголок, экологическая комната (в ней проводится с детьми непосредственно образовательная деятельность по приобщению и формированию представлений о ЗОЖ).

- мини - музей краеведения, в котором для воспитанников и их родителей представлена экспозиция «История спорта», где дети знакомятся с историей Российского спорта, Олимпийских игр, спортивной символикой. Здесь же размещены дипломы и спортивные награды воспитанников, выпускников, и даже сотрудников детского сада, материалы о спортивных достижениях семей воспитанников. Экспозиция существует уже пять лет, и постоянно пополняется. На наш взгляд,эта форма работы педагогического коллектива имеет особое значение т. к. это способствует пропаганде основ ЗОЖ,спорта как у воспитанников детского сада,так и у их родителей.

-медицинский блок ( который состоит из : процедурный кабинет, изолятор, медицинский кабинет)

Огромным ресурсом, который помогает в решении поставленных задач является тесное и разностороннее взаимодействие с социокультурной средой.

- работа с учреждениями здравоохранения:с Детской городской поликлиникой №10,с Лечебно-физкультурным диспансером (специалисты проводят осмотр детей)

- взаимодействие с Детско- юношеским центром «Магнитная стрелка». Во главу угла ставим пропаганду здорового образа жизни и приобщение воспитанников к физкультуре и спорту. Семейные команды нашего дошкольного учреждения ежегодно вместе с нашими педагогами принимают участие в городских соревнованиях «Домашний очаг», «Мама, папа, я – спортивная семья», ежегодных туристических слетах. А для воспитанников старшего дошкольного возраста сотрудники центра организуют тематические игры- занятия по туризму и краеведению, где дети учатся ставить палатки, пользоваться компасом, ориентироваться по карте.

- более десяти лет наше дошкольное учреждение сотрудничает с МБОУ СОШ № 27 (заключен договор о взаимодействии и составляется план совместной работы на каждый учебный год, где организовано военно-патриотическое объединение «Стрельцы» это кадетский класс. За эти годы стали традиционными мероприятия: «Посвящение в «КаДетки», «День защитника Отечества», «Мы будущие солдаты!», показательные выступления кадетов для наших воспитанников к государственным праздникам. Одной из задач сотрудничества является –пропаганда ЗОЖ.

- Важным содержанием работу с детьми наполняет сотрудничество с «Центром патриотического воспитания «Отечество». С помощью Центра организуем спортивно – патриотические праздники: «Спартакиада», «Мы юные пожарные», экскурсии воспитанников в воинскую и пожарную части г. Дзержинска, на площадь Героев.

Работа детского сада по формированию и приобщению дошкольников к основам ЗОЖ, строится на основе тесного взаимодействия с семьями воспитанников и ведется по следующим направлениям:

- Просветительская деятельность (представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей);

- Практически-действенная деятельность (повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявлении творческих способностей, обеспечение полноценного эмоционального общения с детьми).Эта деятельность направлена на приобщение родителей к участию в мероприятиях организуемых педагогическим коллективом ДОУ для детей, родителей, к мероприятиям организуемым коллективами социума.

Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения уровня знаний родителей о ЗОЖ и обучения методам и приемам формирования представлений детей о ЗОЖ это вовлечение их в досуговые и оздоровительные мероприятия с детьми в детском саду, изучение представлений родителей о ЗОЖ, консультирование родителей, наглядная агитация.

В данном направлении широко используются следующие формы работы с семьями воспитанников :

- Консультирование родителей (в групповых родительских уголках, на стенде «Со спортом мы дружны»);

- «Дни открытых дверей» (2 раза в год с организацией открытых НОД с участием родителей);

- Участие в родительских собраниях;

-Участие в спортивных праздниках, развлечениях;

- «Дни здоровья»(ежеквартально)

- Участие родителей в туристических походах (в осенний, весенне-летний периоды)

- Ежегодные туристические слеты (организуемые детско-юношеским центром»Магнитная стрелка»)

- Регулярные выпуски фотогазеты «Вот как мы живем!» (на стенде)

- Печать фотогазеты «Наша спортивная жизнь»,с освещением спортивных мероприятий в ДОУ.

-Организация выставок, экспозиций в мини-музее краеведения детского сада.

-Привлечение родителей к участию в туристических походах и природоохранных и здоровьесберегающих акциях

С привлечением родителей создаются экспозиции в мини-музее (созданы экспозиции – «История спорта», «Наша спортивная гордость», «Спортивные семьи» и т. д.). Организуются выставки семейных спортивных достижений, совместные праздники, походы, туристические слеты. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных соревнованиях, туристических слетах, природоохранных и здоровьесберегающих акциях, конкурсах. Итогами мероприятий для родителей, организуемых с детьми, стали регулярные выпуски фотожурнала «Наша спортивная жизнь» и фотогазеты «Вот как мы живем!». Результатами привлечения родителей к мероприятиям организуемых с детьми в ДОУ стало укрепление связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создается не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера.

Параллельно с этим внутри дошкольного учреждения ведется педагогическая работа с детьми по формированию системы знаний о своем здоровье,о ЗОЖ. Работа с детьми организуется в следующих формах :

НОД по физической культуре, утренняя гимнастика, динамические паузы,

интегрированные НОД по физической культуре с другими образовательными областями (Познание, Музыка, Художественное творчество, закаляющие мероприятия (по оздоровительной технологии Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник») ;, гимнастика после дневного сна.

Важной стороной работы с детьми является мероприятия по оздоровлению воспитанников. Ежегодно для этого организуются следующие мероприятия (по плану оздоровительно-профилактической работы) :

- осуществление системы закаливающих мероприятий с учетом состояния здоровья детей (по оздоровительной технологии Ю. Ф. Змановского «Здоровый дошкольник»);

- организация работы с ослабленными и часто болеющими детьми (под руководством старшей медицинской сестры);

- ежедневная гимнастика после сна;

- оздоровление фитонцидами (в соответствии с планом);

- С – витаминизация третьих блюд;

- НОД по физической культуре на воздухе (с детьми старшего дошкольного возраста);

- спортивные секции и кружки: секция «Степ-аэробика» – для детей старших, подготовительных к школе групп; кружок «Здоровишки»- для детей средних групп.

С целью снижения заболеваемости воспитанников ежегодно проводятся следующие мероприятия:

(по плану оздоровительно-профилактических мероприятий) :

- организация режима;

- профилактическая работа с детьми;

- организация двигательного режима;

- работа по профилактике плоскостопия и нарушение осанки;

- оздоровление фитонцидами;

- закаливание с учетом состояния здоровья детей;

- фито - лечение (которое организует старшая медицинская сестра– дети пьют фито отвары два раза в неделю).

По результатам анализа состояния физкультурно-оздоровительной работы за 2011/12 учебный год показал,что в отчетном году МБДОУ «Детский сад №10» посещало 208 ребенка, из них: ясли – 38 детей, сад – 170 детей.

Состав детей по группам здоровья :

уч. год 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11

Гр. зд. всего ясли сад всего ясли сад все

го ясли сад всего ясли сад все

го ясли сад

1 гр. зд. 14 9 5 22 4 18 45 5 40 28 -- 28 8 -- 8

2 гр. зд. 164 46 118 136 39 97 117 29 88 124 26 98 145 37 108

3 гр. зд. 22 7 15 45 4 41 38 4 34 56 12 44 54 1 53

4 гр. зд. - - - - - - - - - - - - -- -- --

Т. о. из сравнительной таблицы видно, что в отчетном 2010/11 годах из вновь поступивших детей нет ни одного ребенка с 1 группой здоровья (как и в2009/10 году), а основной процент из вновь поступивших детей это дети со 2 группой здоровья - 17 % (37 человек), 0,04% (1 человек) – с 3 группой здоровья. В сравнении с 2009/10 годах общее количество детей в 2010/11 годах с 1 группой здоровья составляет 0,3% (8 человек, со 2 группой здоровья 70% (145 человек, и с 3 группой здоровья-26% (54 человека, т. е. увеличилось количество детей со 2 и 3 группами здоровья, и уменьшилось количество детей с 1 группой здоровья.

Уровень заболеваемости

2005/ 06

сентябрь

- май

(в детоднях) 2006/07

сентябрь

– май

(в детоднях) Разница 2007/ 08

Сентябрь

– май

(в детоднях) Разница 2008/09

сентябрь

– май

(в детоднях) Разница 2009/10 сентябрь

– май

(в детоднях) Разница 2010/11 сентябрь

– май

Разница

Ясли 1139 1074 65 724 350 560 164 601 178 524 -76

Сад 2207 1495 712 916 -579 1242 -326 1340 348 1676 336

Всего 3346 2569 777 1640 -929 1802 -162 1990 198 2200 210

Т. о., как видно из таблицы заболеваемость в МБДОУ 2010/11 отчетный год в сравнении с 2009/10 г. увеличилась на 210 детодня в цело по дошкольному учреждению. В 2009/10 уч. году в сравнении с 2008/09 годом также произошло увеличение заболеваемости на 178 детодня. (основной процент заболеваемости детской заболеваемости произошел в период вспышки ОРВ в городе, в следствии чего был объявлен карантин в образовательных учреждениях в 2010/11,2009/09 учебных годах) .Но как было сказано выше в группах раннего возраста видна положительная динамика по снижению заболеваемости (-76 детодня) Но по сравнении с общими городскими показателями заболеваемости, заболеваемость в нашем МБДОУ за 2010 год меньше на 45% ,в 2009 году- на 55 %, в 2008 году- на на 50%.

Таким образом,подводя итоги мы сделали следующие выводы, что:

Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников - это не просто усвоение определённых знаний, а стиль жизни. Всё, чему мы учим наших детей, они должны применять в реальной жизни. Данная работа имеет больший успех, когда ведется в тесном сотрудничестве с семьей. Целенаправленная работа по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников, способствует позитивной динамике уровня освоения воспитанниками образовательной программы в образовательной области «Здоровье»,. А так же способствует росту активной родительской позиции.

Наши воспитанники, семейные команды и педагоги являются активными участниками муниципальных, городских спортивных мероприятий и конкурсов, были неоднократными победителями и лауреатами конкурсов. Все это становится возможным только при поддержки идей педагогов родителями воспитанников.

Публикации по теме:

Диагностика по ЗОЖ для старших дошкольников. Здоровье – это то, что желает каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма.

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»
Опубликовано: 21 марта 2013 в 15:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект: «Формы взаимодействия ДОУ с семьёй с целью формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Вытнова (УИ 31782) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД