Валерия Фокина
Проект «Игры-самоделки «Звучалочки» как средство повышения эффективности коррекционной работы в период самоизоляции»
▼ Скачать + Заказать документы
Характеристика проекта
Вид проекта : творческий.
Срок реализации: проект среднесрочный (запланирован на период – апрель -май 2020года).
Участники проекта : учитель-логопед, дети с нарушением речи (возраст 5-6 лет, родители.
Публикация «Проект „Игры-самоделки „Звучалочки“ как средство повышения эффективности коррекционной работы в период самоизоляции“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты. Проектная деятельность
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
Цель проекта : повышение эффективности коррекционной работы при введении поставленных звуков в речь детей с ОВЗ в период самоизоляции через использование самодельных игр и пособий.
Задачи:
• автоматизировать поставленные звуки у детей с нарушением речи;
• создать дополнительную мотивацию у детей к коррекционной деятельности;
• пополнить речевой центр новыми методическими пособиями, созданными родителями с участием детей;
• укреплять взаимодействие семьи и ДОУ;
• повышать компетенцию родителей в вопросах коррекции речи детей;
• познакомить детей с процессом создания игр и пособий;
• воспитывать самостоятельность, инициативность, творческую активность у детей;
• воспитывать у детей и родителей желание поделиться своей игрой с другими детьми.
Ресурсы: методические пособия по развитию и коррекции речи, материалы и принадлежности для художественно-творческой деятельности (бумага, карандаши, фломастеры, клей, иллюстрации, интернет - ресурсы.
Актуальность проекта :
Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова… но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово. К. Д. Ушинский
Самый главный минус в период самоизоляции и дистанционного обучения - это отсутствие "живого" общения! Это мы ощутили сразу! Дошкольникам очень важна постоянная смена деятельности, наличие разнообразных игр и предметов, контакт "глаза в глаза". Здесь мы в этом ограничены, это факт! Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Поэтому очень важно правильно выстроить дистанционную работу по коррекции речи в период самоизоляции, скоординировать деятельность участников этого процесса для достижения общих целей, правильно подобрать методический материал, что сделает более эффективным сам процесс коррекции речевых нарушений старших дошкольников. Как известно, игры и пособия по развитию речи, изготовленные своими руками, больше привлекают внимание ребёнка, повышают его интерес к совместной деятельности, а, следовательно, и к коррекционным занятиям. Родители как активные субъекты коррекционной работы тоже способны и должны внести свой вклад в коррекционную работу. Необходимо укреплять взаимосвязь с семье. Такая формы работы способствует открытости образовательного процесса и положительно сказываются на результатах коррекционной деятельности. Нельзя не отметить: любая упорная, совместная работа всех участников коррекционного процесса (родитель,ребенок,логопед)обязательно даст положительную динамику
Исходя из всего перечисленного, родилась идея проекта «Игры-самоделки «Звучалочки». Проект предполагает активное взаимодействие всех участников в рамках коррекционного процесса, организованного учителем-логопедом в период самоизоляции.
Предполагаемые результаты:
• автоматизированы, поставленные детям звуки;
• совершенствуется речь детей, развивается внимание, память мышление, фонематический слух;
• у детей повышается интерес к коррекционным занятиям, занятия проходят в более интересной форме;
• происходит активное взаимодействие, развивается творчество через совместную деятельность основных участников коррекционного процесса – педагогов, родителей, детей;
• повышена компетентность и активность родителей в вопросах
закрепления правильного звукопроизношения их детей;
• дети имеют представление о процессе создания игр и пособий;
• разработан и используется игровой речевой материал для занятий;
• дети проявляют заботу о других детях с нарушениями речи.
Содержание проекта :
Подготовительный этап
Апрель-1 неделя
1. Анализ состояния звукопроизношения детей группы №3 на 01.04.2020.
2. Составление плана реализации проекта.
3. Консультация «Роль семьи в развитии речи детей в период самоизоляции».
Ответственные: учитель - логопед
Апрель1-2 неделя
1. Продолжение работы по автоматизации поставленных раннее звуков у детей на материале лексических тем.
2. Презентация для родителей «Речевые игры своими руками», ознакомление с проектом.
3. Подбор необходимых материалов: игры по звуковой культуре речи, картотеки стихов, загадок, чистоговорок, иллюстраций, художественной литературы, распевок…
Участники: учитель-логопед, родители, дети.
Основной этап
Апрель - май
1. Изготовление пособий, игр-самоделок «Звучалочки» (методические рекомендации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей).
2. Проведение игр по автоматизации правильного звукопроизношения с использованием изготовленных пособий.
3. Закрепление правильного
звукопроизношения в домашних условиях (с использованием игр-самоделок «Звучалочки»)
Участники: родители, дети, учитель-логопед.
Заключительный этап.
Май 4 неделя
1. Призентация игр и пособий, изготовленных своими руками через интернет-ресурсы.
2. Обмен играми среди родителей группы с целью повышения мотивации к коррекционным занятиям по развитию речи у детей.
3. Подведение итогов проекта, рефлексия участников (анкетирование, определение перспектив развития проекта.
Ответственные: учитель-логопед, родители.
Вывод: по завершению будут подведены итоги о значимости проекта в коррекционной работе в период самоизоляции.
Литература:
1. Болотина Л. Р., Микляева Н. В., Родионова Ю. Н. «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ»
2. Пожиленко Е. А. «Волшебный мир звуков», Москва, «Владос», 2003.
3. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», Москва, «Просвещение», 1988.
4. Алтухова Л. А., Егорова Н. А. «Занимательные игры и упражнения», «Аркти», 2005
5. Смирнова Л. Н. «Мы учим звуки», Москва, «Мозайка-Синтез», 2002
6. Комаров Л. А. «Автоматизация звука в игровых упражнениях», изд. «Гном и Д»
7. Куликовская Т. А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков», «Детство – Пресс», 2005
8. Азорова Е. А. Чернова О. О. «Учим звуки. Домашняя логопедическая тетрадь»
9. «Логопедическая тетрадь на звуки…», г. Киров, изд. «Дом печати Вятка»
10. «Забавы в картинках», серия игр, 2011
11. Нищева Н. В. «Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2013
12. «Самые нужные игры», серия игр, изд. «ТЦ Сфера»
13. Громова Е. О. «Логопедическое лото», изд. «Творческий центр Сфера»
14. «Логопедическая ромашка», серия «Добрые игрушки»
15. Краснова И. Н. «Практические занятия по автоматизации звука», «Владос»
16. Перегудова Т. С. «Автоматизация звуков. Логопедическая раскраска»,
17. Нищева Н. В. «Тетрадь-тренажер для автоматизации звука в рассказах», «Детство- Пресс»
18. Гальская Н. В. «Автоматизация звуков в играх «Звоночек»
19. Костюк А. В. «Логопедическая тетрадь», «Владос».