МААМ-картинки

Индивидуальный проект «История русского народного танца» в 6 классе

Алла Николаевна Рейц
Индивидуальный проект «История русского народного танца» в 6 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Чергинская средняя общеобразовательная школа»

Индивидуальный проект

Тема:

«История русского народного танца»

Ф. И. О.

К Кирилл 6 «Б», класс

Руководитель:

Рейц Алла Николаевна

учитель истории

С. Черга 2022

Содержание

Актуальность. Обоснование темы выбранного проекта….2

Предполагаемый результат….….…. 2

Публикация «Индивидуальный проект „История русского народного танца“ в 6 классе» размещена в разделах

Глава 1 Народный танец важная составляющая русской культуры. ….4-11

1.1 Что такое танец?

1.2 История и становление русского народного танца

1.3 Особенности русского народного танца

1.4 Основные жанры народного танца

1.5 Особенности движений русского народного танца

Глава 2. Изучение популярности народного танца в современном обществе…. 11-12

2.1. Анкетирование учащихся МБОУ «Чергинская СОШ»

2.2 Интервью руководителя ансамбля «Вдохновение» Порсевой Е. Е.

Заключение…. 12

Список литературы…. …. …. 13

Приложения…. 14-16

Актуальность. Обоснование темы выбранного проекта.

Русский народный танец - это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т. п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.

Цель проекта :

• знакомство с историей русского народного танца

• выяснить нужен ли народный танец людям.

Задачи:

• Изучить теоретический материал по теме

• Изучить литературные источники, позволяющие определить

особенности русского народного танца.

• Узнать об основных жанрах народного танца.

• Проследить взаимосвязь компонентов народного танца :

движений, композиции, музыки, костюма.

• Провести опрос одноклассников

• Провести интервью с преподавателем Порсевой Е. Е.

Методы проекта :

теоретический (изучить русский народный танец, практический (опрос в виде анкетирования, интервьюирования, демонстрация русского народного танца).

Предполагаемый результат: Демонстрация русского народного танца для того чтобы сохранить память о своих предках и беречь все то, что отражает их жизнь.

Глава 1 Народный танец важная составляющая русской культуры

1.1 Что такое танец?

«Танец-поэма, в нем каждое движение-слово»

Мата хари

Танец это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

Русский народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

1.2 История и становление русского народного танца

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно- общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди-плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок.

Зародился русский танец в 907 году, на празднике у Вещего Олега, где выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными.

У Русского Народного Танца своя многовековая история. В V - VII веках народные танцы исполнялись в лоне "игрищ" (сходбищ). На их характер налагали отпечаток древние языческие представления.

Принятие христианства способствует развитию культуры, и народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации народного танца. Именно в это время зарождаются сценические формы народных танцев.

В середине XVI столетия усиливающееся влияние русской церкви негативно сказывается на народном искусстве. Видя в народных песнях и танцах пережитки язычества, церковь притесняет музыкантов, танцоров и певцов, а в XVII веке Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов.

Восемнадцатый век - это эпоха, связанная с именем Петра I, блестящего реформатора. В этот период произошли серьезные преобразования в культуре: танец приобретает более светский характер. И лишь в народе русский танец не только сохраняется, но и развивается, принимая новые разновидности.

После Октябрьской революции новым проявлением танцевального творчества народа стали профессиональные ансамбли танца, а также самодеятельные коллективы. Художественная самодеятельность стала своеобразным преемником и продолжателем традиций русской народной хореографии. Если раньше русские танцы исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах, то теперь они занимают большое место в репертуаре профессиональных театров.

1.3 Особенности русского народного танца

Народный танец-искусство, основанное на творчестве самого народа. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроение, отношение к жизненным явлениям.

Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен.

Изначально русский танец был частью обрядов. Основным видом обрядовых танцев является хоровод. Хороводы водились вокруг только что распустившейся березы, олицетворяющей плодоносящую силу. Обходили поля и произносили нараспев специальные заговоры, что бы уберечь урожай от духов. Рисунок хоровода отражает форму и движение солнца, которому покланялись в языческие времена. Осуществляется идея объединения людей и их силы, идея радости разделенной друг с другом.

Со временем хоровод стал бытовым танцем и украшением праздников русского народа.

1.4 Основные жанры русского народного танца

1. Хоровод

Существует 2 вида хоровода: орнаментальный и игровой.

Орнаментальный: когда участники под музыку создают орнамент, фигуру похожую на узор кружев или тонкую резьбу по дереву. Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровой: разыгрывается содержание песни, раскрывается сюжет. В игровых хороводах часто используются предметы быта, такие как платок, венок, лента, табуретка и многие другие. Рисунки игровых хороводов проще, чем орнаментных. Чаще всего хороводы движутся по кругу, линиями или парами.

Русский танец никогда не воспроизводил выдуманные картины. Прежде всего, в его основе веселье, смех, бодрые движения и прыжки, задорные пляски и прекрасные национальные одеяния.

2. Кадриль

Кадриль исполняется парами, расположенными по четырехугольнику.

3. Пляска

Пляска это танец импровизация. В нем раскрывалась душа человека.

Пляска дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором.

Одиночная пляска была мужской и женской. В ней наиболее полно отражалась индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могли передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также привносить движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т. д.

Одиночная пляска имела свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начиналась с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. Это начало пляски, затем шло ее развитие, пляска достигала кульминации, и следовал финал.

Парную пляску исполняли в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимали. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывало несколько иным: ревность или легкая обида любящих. В основном парные пляски были очень лиричны. Они не имели строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения.

Перепляс - это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди, но участвуют всего двое. Перепляс исполнялся под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки.

В групповой пляске могло участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивался небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имела установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, использовалась импровизация. Групповые пляски исполняли не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполнялись по парам или по тройкам.

Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Они всегда имели точное место рождения и бытования. Каждая местность имела свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит.

1.5 Особенности движений русского народного танца

Так же как в Японии в танцах раскрывается образ дракона, так на Руси образ петуха, а в Сибири-медведя. Стоит отметить, что движения русского народного танца требуют от парней силы, задора, и мужественности, а от девушек грации и умудренности в движениях. Русский народный танец это своеобразный пересказ истории Великой России. И его неотъемлемой частью всегда были песни о героях, государях, и праведных делах отчизны.

Принято считать, что всевозможные трюки и прыжки, исполняемые в русских танцах, были придуманы народом для того, чтобы согреться, так как в основном все русские праздники проходят зимой или осенью, когда народ справился со всеми земельными работами. Но если смотреть глубже, то мы узнаем, что это не совсем верно.

Каждая фигура танца символизировала определенное действие: у мужчин это были навыки для боя.

Бой вприсядку включал в себя четыре основных уровня:

1. Кувырки;

2. Ползунки (перемещения на корточках и четвереньках);

3. Удары и передвижения стоя;

4. Прыжки и колёса.

Кувырки применялись в основном как тактические перемещения и как способы самоподстраховки при падении.

Ползунки, это особый вид перемещения на нижнем уровне, из которого можно наносить удары и выполнять прыжки. Атаки оружием усиливались ударами и подсечками выполняемыми ногами. Руки, поставленные на землю, давали дополнительную опору, в них можно держать оружие и подбирать его с земли.

Удары стоя наносились преимущественно ногами, так как руки были заняты холодным или огнестрельным оружием. Именно поэтому в пляске «вприсядку» работе ногами уделяется больше внимания.

Перемещения вприсядку, смена уровней боя, уход вниз и в прыжок дополняют технику работы «в рост».

В прыжках, в основном били ногами и холодным оружием. Атаковали всадника, запрыгивали на коня и спрыгивали на землю. Оказавшись на коне, умели бегать по спинам коней, нанося сабельные удары, стрелял из-за коня и из-под его брюха, умели джигитовать (вольтижировать) и совершать фланкировку (вращение оружия с атакой и защитой флангов).

В пеших схватках бой вприсядку был актуален для воина упавшего на землю, оказавшегося в одиночку против многих противников, в тесноте или в темноте. Такая манера боя требовала хорошей физической подготовки и была очень энергоемкой, поэтому её применяли, как тактический элемент боя, чередуя с экономной техникой.

Необходимые, специфические для такой манеры боя двигательные навыки и особенно выносливость, и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях.

Подготавливаясь боевому танцу, нередко мужчины уходили в леса из дома, иногда на несколько дней и тренировались, выдумывали новые сочетания плясовых «коленцев», неизвестные противникам.

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров и пользовался большой популярностью.

На Руси женщина сравнивалась с птицей. В танцах показывалась стать, сильные руки, красивая шея и голова.

Ученые давно выяснили, что занятия танцами очень полезно для здоровья. Существует даже специальная танцетерапия : человек танцует определенные движения, и во время танца у него улучшается самочувствие. Исследования показали: занятия танцами улучшают работу сердечной мышцы, понижают давление, внутренние органы становятся на место, вырабатывается гормон радости.

2.2 Анкетирование учащихся и педагогов МБОУ «Чергинская СОШ».

Пообщавшись со сверстниками, мы поняли, что народные танцы сейчас не в моде. А более старшему поколению народный танец очень нравится.

Дети провели анкетирование и были заданы такие вопросы:

1. Нравиться ли вам русский народный танец?

2. Что отражает русский танец?

-характер русского народа

-особенности быта

-особенности настроения

-отношение к природе

-отношение к человеку

3. Что больше нравиться: современный танец или народный?

2.3 Интервью руководителя

Я взял интервью у педагога по танцам Порсевой Елены Геннадьевны. И после общения с ней оказалось не все так плохо. Я задал ей несколько вопросов и получила такие ответы:

Со скольки лет Вы занимаетесь танцами?

Что привело Вас в танцы?

Что дает танец подрастающему поколению?

Почему народный танец не пользуется популярностью?

Заключение

Итак, в ходе проведения данной работы, выяснили, что народные танцы нравятся почти всем : и детям, и взрослым. Действительно, русский народный танец является отражением особенностей народа.

Сделали вывод, что русский народный танец нужен людям, и в этом причина его тысячелетнего существования. Народный танец нужен как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмичными, зримыми и слышимыми. Этими средствами он служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.

Народный танец развивает физическую силу, выносливость, помогает углубить знания истории, наглядно рассказывает об истории костюма.

Если утратить все это богатство, значит нанести ущерб культуре нашей страны. Мы можем потерять корень, основу нашей истории. А без корней крона дерева не выживет. Нужно хранить память о своих предках и беречь все то, что отражает их жизнь.

Список литературы

1. Климов А. Основы русского народного танца. – М. : Московского государственного института культуры, 1994. Устинова Т. А.

2. Избранные русские народные танцы. – М. : Искусство, 1996.

3. https://www.scarb.ru/TANEC.htmhttps://www.perunica.ru/istoria/735-russkie-narodnye-tancy.htm

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Элементы женского русского народного костюма» Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру «Знакомство с женским русским народным костюмом»Занятие № 1 Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта:.

Конспект НОД для детей 6–7 лет по окружающему миру по изучению женского русского народного костюма «Верхняя одежда» «Верхняя одежда»(занятие № 2) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст.

История и традиции народного праздника Осенины. Рецепт фаршированных помидоровИстория и традиции народного праздника Осенины. Рецепт фаршированных помидоров Осенины - это древний праздник прощания с летом и встречи осени. На Руси в земледельческом календаре он отмечался как праздник урожая,.

Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма»Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма» Занятие проводится в группе и в мини – музее (организованного в нашем детском саду) .[/b][/h3] Интеграция образовательных областей:«познавательное.

Мастер-класс по изготовлению русского народного головного убора «Кокошник»Мастер-класс по изготовлению русского народного головного убора «Кокошник» Мастер класс по изготовлению русского народного головного убора Кокошник для использования с детьми в сюжетно –ролевых играх и театральной.

Неделя русского народного творчества в младшей группе «У солнышка в гостях»Неделя русского народного творчества в младшей группе «У солнышка в гостях» Неделя русского народного творчества в младшей группе "У солнышка в гостях"Знакомство детей раннего и младшего дошкольного возраста с русским.

ОД «Знакомство детей с истоками русского народного костюма» с участием сотрудника этнографического музеяОД «Знакомство детей с истоками русского народного костюма» с участием сотрудника этнографического музея Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская обл..

Фотоотчет о конкурсе «По мотивам русского народного творчества «Гжельская роспись»Фотоотчет о конкурсе «По мотивам русского народного творчества «Гжельская роспись» По мотивам русского народного творчества "Гжельская роспись". Рассказывая детям о русских народных промыслах и творчестве, мы заметили что.

Детские работы по мотивам русского народного творчестваДетские работы по мотивам русского народного творчества Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим опытом работы по народно-прикладному искусству. Я очень много внимания уделяю народному творчеству,.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Узоры русского народного костюма» (Занятие №3) Тип проекта: информационно-познавательный, долгосрочный Название проекта: «Русский народный костюм» Возраст детей: 5-6 лет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальный проект «История русского народного танца» в 6 классе
Опубликовано: 16 июня 2022 в 19:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Индивидуальный проект «История русского народного танца» в 6 классе» (включая файлы) размещена пользователем Алла Николаевна Рейц (УИ 3020316) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД