Папки-передвижки

Проект-исследование «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей»

Крутова Мария Владимировна
Проект-исследование «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей»

Человек и природа… Никогда эта тема не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологической катастрофы нависла над человечеством, и решение проблемы экологизации материальной и духовной деятельности человека стала абсолютной необходимостью, одним из условий сохранения жизни на Земле.

В связи с этим резко возрос интерес к экологии как науке о связях между человеком и природой, а также стал весьма актуальным вопрос экологического воспитания подрастающего поколения.

Публикация «Проект-исследование „Дидактические игры как средство экологического воспитания детей“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – оптимальный, чтобы начать экологическое воспитание. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игровая. Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм – это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Анализ научной литературы показывает, что проблема использования именно дидактических игр как средства экологического воспитания дошкольников представлена недостаточно широко.

В связи с этим у нас обозначилась проблема исследования: какова роль и эффективность использования дидактических игр как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста?

Проблема обусловила выбор темы исследования: «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактические игры экологической направленности как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Цель исследования: определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что систематическое, планомерное и целенаправленное использование дидактических игр природоведческого содержания будет способствовать более успешному экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста.

2. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.

3. Охарактеризовать методические особенности применения дидактических игр, используемых в процессе воспитания и образования детей дошкольного возраста.

4. Рассмотреть классификацию дидактических игр экологической направленности для детей дошкольного возраста.

5. Определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста в ходе педагогического эксперимента.

Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Для исследования нами применяются как теоретические методы (анализ, обобщение, сравнение); так и эмпирические (изучение литературы, опрос, беседа, эксперимент, описание).

Наша работа состояла из двух частей: первая часть – теоретическая, вторая часть – экспериментальная.

В теоретической части нами были рассмотрено теоретическое обоснование данной проблемы, а именно: изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме использования возможностей дидактической игры как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста; раскрыто понятие и определены задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста; охарактеризованы методические особенности применения дидактических игр, используемых в процессе воспитания и образования детей дошкольного возраста; рассмотрена классификация дидактических игр экологической направленности для детей дошкольного возраста.

Мы сформулировали выводы по первой части нашей работы:

Экологическое воспитание - это целенаправленный педагогический процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, когда процесс поведения в природе опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Игры, приобретающие характер интеллектуальной деятельности, имеют существенное образовательное и воспитательное значение. Именно к таким относятся дидактические игры.

Дидактические игры – это имеющие своеобразную структуру обучающие игры, воспитательно-образовательное значение которых реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Дидактические игры обеспечивают как совершенствование и закрепление знаний, так и усвоение новых знаний и умений различного содержания.

Дидактические игры экологического содержания разнообразны в зависимости от решаемых при их использовании задач. Они подразделяются на: игры для обогащения экологических представлений; игры для воспитания эмоционально – ценностного отношения к природе; игры для приобщения к экологической ориентированной деятельности.

Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, формируют умение и желание активно беречь и защищать природу, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, то есть неотъемлемой частью экологического воспитания дошкольников.

В экспериментальной части нашей работы мы опытным путем определили влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Экспериментальная работа проходила на базе МБДОУ «Детский сад № 77» города Иваново.

В эксперименте участвовали дети подготовительной к школе группы. На базе группы были сформированы 2 группы детей – экспериментальная и контрольная – по 11 человек в каждой. Экспериментальная группа была задействована во всех трех этапах эксперимента, контрольная группа участия в формирующем этапе не принимала.

Экспериментальная работа началась с констатирующего этапа эксперимента.

Целью констатирующего этапа эксперимента явилось выявление уровня развития основ экологического воспитания у детей экспериментальной и контрольной групп. Для ее достижения был решен ряд задач: 1) подобран диагностический материал; 2) выявлен уровень развития основ экологического воспитания детей; 3) полученные нами диагностические данные были проанализированы, сделаны соответствующие выводы.

Для проведения диагностики нами была разработана система диагностических заданий на основе авторской методики исследования О. А. Соломенниковой.

Разработанная нами диагностическая методика состоит из трех блоков: 1-ый блок включал 4 задания для определения уровня развития экологических представлений дошкольников о живой и неживой природе; 2-ой блок включал 2 задания для определения уровня развития эмоционально-ценностного отношения к природе; 3-ий блок включал 2 задания для определения уровня освоения основ экологически ориентированной деятельности.

Для каждого задания в каждом из блоков с учетом возрастных особенностей детей были определены цели, условия, оборудование, а также скорректированы уровни и критерии.

Полученные в ходе диагностики данные были обработаны и размещены в таблицах для экспериментальной и контрольной групп.

По итогам констатирующего этапа эксперимента мы сделали следующий вывод: в экспериментальной группе 6 детей показали высокий уровень развития основ экологического воспитания, что составило 54,5 % от общего количества детей в группе. Средний уровень продемонстрировали 4 человека или 36,4 %. Низкий уровень определен у 1 человека (9,1 %). В контрольной группе высокий уровень показали 4 человека, что составило 36,4 % от общего числа респондентов. Средний уровень определен у 5 человек (45,4 %). Низкий уровень выявлен у 2 человек (18,2 %).

Таким образом, в экспериментальной группе на начальном этапе эксперимента доминирующим являлся высокий уровень развития основ экологического воспитания - он выявлен у 54,5 % респондентов, в контрольной группе ведущим являлся средний уровень - определен у 45,4 % респондентов. Удельный вес низкого уровня невелик как в экспериментальной, так и в контрольной группах, и составлял, соответственно, 9,1 % и 18,2 %.

Далее мы приступили ко второму этапу эксперимента – формирующему.

Цель формирующего этапа: опытно-экспериментальным путем выявить эффективность использования дидактических игр экологической направленности в экологическом воспитании дошкольников.

На данном этапе нами были поставлены следующие задачи: 1) разработать комплекс дидактических игр экологического содержания, направленных на экологическое воспитание детей; 2) апробировать разработанный комплекс в экспериментальной группе.

Комплекс игр разрабатывался с учетом существующей в дошкольной педагогике классификации дидактических игр экологической направленности и с учетом основных направлений используемой нами диагностики.

Разработанный нами комплекс дидактических игр состоит из следующих блоков:

Блок 1. Игры на развитие экологических представлений дошкольников о живой и неживой природе.

1.1. Игры на развитие представлений о животном мире;

1.2. Игры на развитие представлений о растительном мире;

1.3. Игры на развитие представлений о неживой природе, ее характерных особенностях;

1.4. Игры на развитие представлений о временах года.

Блок 2. Игры на развитие эмоционально-ценностного отношения к природе.

2.1. Игры на развитие эстетического восприятия природы.

2.2. Игры на развитие нравственно – оценочного опыта поведения в природе.

Блок 3. Игры на развитие основ экологически ориентированной деятельности.

3.1. Игры на развитие умения разрешать экологические проблемы, выявлять причины их возникновения.

3.2. Игры на развитие навыков трудовой деятельности экологического содержания.

Всего в ходе формирующего этапа эксперимента было использовано 32 дидактические игры. В комплекс было включено 14 игр из сборников, а также 18 авторских игр - адаптированных вариантов уже известных игр экологического содержания.

Следует отметить, что все дидактические игры были приведены нами к единой форме оформления, принятой таким автором, как Павлова Л. Ю. Ко всем дидактическим играм сформулированы цели, определены игровые задания, разработаны правила и алгоритмы проведения игр.

Для проведения ряда игр использовался дидактический материал, имеющийся в детском саду. Для проведения же основной массы игр дидактический материал был создан нами.

К концу проведения формирующего этапа эксперимента мы заметили, что в познавательной активности детей экспериментальной подгруппы, касающейся мира природы, наметились существенные положительные сдвиги, проявившиеся в следующем: дети в самостоятельной игровой деятельности всё чаще стали разворачивать сюжетно – ролевые и режиссерские игры с экологическим содержанием; стали самостоятельно играть в уже проигранные с педагогом дидактические игры или проигрывать отдельные элементы данных игр; без напоминаний ухаживать за растениями уголка природы и "зимним огородом"; рассматривать тематические иллюстрации; задавать вопросы педагогам на экологические темы и т. д. Всё это уже свидетельствует об эффективности проведённой работы.

Заключительным этапом нашего эксперимента явился контрольный этап.

Целью контрольного этапа эксперимента стала проверка эффективности разработанного и апробированного комплекса дидактических игр экологического содержания как средства экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Для достижения данной цели нами было проведено диагностическое исследование уровня развития основ экологического воспитания дошкольников, в ходе которого был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Затем был осуществлен сравнительный анализ полученных в ходе проведения констатирующего и контрольного этапов эксперимента диагностических данных и сделаны выводы о результатах проведенного нами эксперимента.

Полученные на контрольном этапе в ходе диагностики данные были обработаны и размещены в таблицах для экспериментальной и контрольной групп.

Мы сделали следующий вывод:

в экспериментальной группе 9 детей показали высокий уровень развития основ экологического воспитания, что составило 81,8 % от общего количества детей в группе. Средний уровень продемонстрировали 2 человека (18,2 %). Низкий уровень в данной группе не выявлен.

В контрольной группе высокий уровень показали 4 человека или 36,4 % от общего числа респондентов. Средний уровень определен у 6 человек (54,5 %). Низкий уровень выявлен у 1 человека (9,1 %).

Анализ динамики уровня развития основ экологического воспитания в экспериментальной и контрольной группах в ходе проводимого нами эксперимента позволил нам сделать следующий вывод:

в результате проведенного нами эксперимента в экспериментальной группе наблюдается значительный рост числа детей с высоким уровнем развития основ экологического воспитания (с 6 до 9 человек или на 27,3 %); на контрольном этапе в группе не выявлены дети с низким уровнем развития основ экологического воспитания, в то время как на констатирующем этапе такой ребенок в группе наблюдался.

В контрольной группе резких изменений в диагностических данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента нет. Количество детей с высоким уровнем развития основ экологического воспитания осталось на прежнем уровне, составив 4 человека или 36,4 %. Наблюдается увеличение числа детей со средним уровнем на 1 человека за счет того, что ребенок на констатирующем этапе показавший низкий уровень, в ходе контрольного этапа продемонстрировал средний. В контрольной группе на контрольном этапе эксперимента был выявлен ребенок с низким уровнем развития основ экологического воспитания.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что систематическое, планомерное и целенаправленное использование дидактических игр экологического содержания способствует более успешному экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, подтвердилась. В ходе осуществленного нами эксперимента, благодаря верно выбранной методике, у экспериментальной группы дошкольников произошли значительные положительные изменения в показателях уровня развития основ экологического воспитания.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что разработанный и опробованный в ходе эксперимента комплекс дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений и родителями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания Т. В. Истомина Усолье-Сибирское, МБДОУ "Детский сад №35" «Игра как средство развития речи детей в процессе экологического воспитания». Игра.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания и развития дошкольниковДидактическая игра как средство экологического воспитания и развития дошкольников Актуальность данной темы обусловлена реформированием образовательной системы, требованиями, предъявляемыми Государственным стандартом дошкольного.

Фотоотчет «Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Лэпбук как средство экологического воспитания дошкольников» Каждый из нас находится в постоянном поиске форм, методов и приемов в работе, которые с одной стороны были бы интересны дошкольникам и.

Интерес к наблюдениям в природе и труду как средство экологического воспитания дошкольников с нарушением зрения Экологическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего гармоничного развития личности ребёнка и осуществляется с помощью различных.

Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольниковИнтерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников Ведущую роль в экологическом воспитании детей дошкольного возраста играет формирование у них познавательного интереса к природе. Во время.

Консультация для воспитателей «Художественная литература как средство экологического воспитания детей» Чтение художественного произведения детям дошкольного возраста помогает воспитателю обогащать их знаниями, учить глубже всматриваться в.

Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей с общим недоразвитием речи» Каким будет новый век, во многом будет, зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание сегодняшних малышей. У людей, живущих.

Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников «Дидактические игры, как средство экологического воспитания дошкольников» (из опыта работы) Усс Ирина Геннадьевна, воспитатель Муниципального.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников Белкова Ирина Павловна, воспитатель МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад с. Бакчара " Поисковая активность, выраженная в потребности.

«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников». План воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию на 2017\2018 учебный год. МБДОУ «Д/с «Золотая рыбка" «Экспериментальная деятельность детей, как средство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект-исследование «Дидактические игры как средство экологического воспитания детей»
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 21:55
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД