Лучший педагог года

Проект «Использование театрализованных игр в развитии связной речи дошкольников»

Екатерина Стальчук
Проект «Использование театрализованных игр в развитии связной речи дошкольников»

Введение

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Современное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования и полноценной личности ребенка, для дальнейшего его обучения в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

«Прекрасна речь,когда она, как ручеек

бежит среди камней нетороплива.

И ты готов внимать ее поток.

Публикация «Проект „Использование театрализованных игр в развитии связной речи дошкольников“» размещена в разделах

И восклицать –О! как же ты красива!»(Е. Щукина).

Проблема.

В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.

Работая с детьми старшей группы,возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. Поэтому, для развития связной речи у детей с О. Н. Р. я выбрала использование театрализованных игр, т. к. считаю, что театрализация является благоприятной средой для развития детей. В театрализованных играх совершенствуется артикуляционный аппарат,формируется правильная речь и речевая культура, формируются навыки произвольного внимания, развивается память и воображение. В качестве мотива для исправления речевых дефектов у детей театрализованная деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, подводит детей к приобщению и участию в театрализации, обобщает и углубляет знания о театре.

Цель: Развивать связную речь (монологическую, диалогическую) детей с О. Н. Р. через театрализованную деятельность.

Задачи

1. Формировать умения: рассказывать сказку, пользуясь схемой,создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.

2. Развивать лексическую, грамматическую, фонетическую стороны речи детей,с обращением внимания на развитие образной речи.

3. Развивать способность изображать художественный образ сказочных персонажей через диалоги, интонацию, движения, жесты, мимику.

4. Расширять интерес и стремление к словесному и театральному творчеству.

5. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Методы:

Беседа, рассказ, чтение художественной литературы, игровые действия, упражнения, обыгрывание ситуаций, драматизация.

Предполагаемые результаты:

1. Дети приобретут умение рассказывать сказку, создавать новую сказку на основе контаминаций (соединений) нескольких произведений.

2. Речь детей станет более выразительной,образней, эмоциональней.

3. Дети приобретут умение передавать различные чувства,используя мимику, жесты, интонацию; передавать образы сказочных персонажей характерными движениями.

Продукты проекта :

1. Рисование персонажей сказки, отдельных сюжетов.

2. Лепка персонажей сказки «Заюшкина избушка».Аппликация «Лиса».

3. Изготовление масок из картона : зайца, лисы, собаки, медведя, петуха.

4. Выпуск книжек –малышек по сказке.

5. Создание новой сказки «Жихарка и зайчик».

Сроки проекта :

Краткосрочный «с 10 января по 10 марта».

Участники проекта :

Дети, воспитатели, родители.

Первый этап (подготовительный).

1. Подобрали русские народные сказки: «Заюшкина избушка», «Жихарка», «Гуси- лебеди».

2. Подобрали иллюстрации к русским народным сказкам художников Ю. Васнецова, И. Хохлова, В. Лебедева, Т. Мавриной.

3. Подобрали игры и упражнения на развитие монологической речи детей, речевые игры, пальчиковую гимнастику. Физкультминутки, логоритмические упражнения. Загадки, пословицы о доброте, упражнения по дикции.

4. Подготовили настольный, кукольный театры.

5. Воспитатели изготовили схемы для рассказывания сказки «Заюшкина избушка».

6. С родителями провели анкетирование,оформили статьи о развитии связной речи детей через театрализованную деятельность, проинформировали родителей о начале проекта, его целях и задачах. Вместе с родителями подготовили костюмы,атрибуты для драматизации сказки «Заюшкина избушка».

7. С детьми провели беседу «Жанры литературных произведений», викторину «Узнай сказку».

8. Провели диагностику с детьми старшей группы «Развитие связной речи детей».

Второй этап (основной).

1. Ознакомление с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».Рассматривание иллюстраций в книге. Просмотр сказки в театре игрушки.

2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников Ю. Васнецова, И. Хохлова, Т. Мавриной, В. Лебедева.

3. Пересказывание сказки с использованием наглядного материала, схем.

4. Разыгрывание этюдов, мини- диалогов по сказке «Заюшкина избушка».

5. Проведение игр- превращений, упражнений на развитие детской пластики, образных упражнений.

6. Проведение игр на развитие монологической речи,речевых упражнений, пальчиковой гимнастики, логоритмических упражнений.

7. Использование изобразительной деятельности: рисование,лепка, аппликации персонажей сказки и отдельных сюжетов.

8. Рассказывание сказки детьми полностью с использованием кукольного театра.

9. Создание сочинений на основе разных сказок с включением новых персонажей.

10. Составление и подготовка спектакля на основе прочитанных сказок.

Работа с родителями.

1. Провели родительское собрание «Театр- наш друг и помощник в развитии связной речи дошкольников».

2. Оформили памятки «Игры и упражнения для развития речи детей».

3. Рекомендовали родителям развивать связную речь в игре.

4. Организовали детей и родителей на изготовление и выпуск книжек- малышек по сказке «Заюшкина избушка».

Обогащение предметно- развивающей среды в группе.

1. В книжный уголок выставили иллюстрированные книги с русскими народными сказками.

2. В уголок изодеятельности расположили иллюстрации русских художников к сказке.

3. В театрализованном уголке подготовили театр игрушек, куклы би-ба-бо, костюмы, маски к сказке «Заюшкина избушка».

4. С детьми изготовили маски героев сказки для показа спектакля в группе.

Третий этап (заключительный).

1. Подготовили спектакль по русской народной сказке «Заюшкина избушка» и показать его на утреннике,посвященному празднику «8 марта».

2. Придумали новую сказку «Жихарка и зайчик», по ее мотивам создали сценарий и затем поставили спектакль,показав его детям младших групп.

3. При помощи родителей оформили выставку детских рисунков, книжек–малышек к сказке.

4. Провели заключительную диагностику знаний и умений детей по теме проекта.

Итог.

Дети с удовольствием принимают участие в театрализованных играх : включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов. Они легко пересказывают сказку, фантазируют и придумывают новые сказки. Дети проявляют интерес к речевому общению.

Будем продолжать начатую работу, планируем и далее развивать речь детей посредством театрализовано –игровой деятельности.

Примерный комплексно –тематический план проекта.

Направление Образовательная область Тема

Физическое развитие Физическая культура Развлечение «Поможем зайцу»

Досуг «В гости к зайчику»

П/И «Заинька,поскачи», «Лиса и зайцы»

Здоровье Закаливающие мероприятия

Художественно –эстетическое развитие Музыка Танец «Русская пляска»

Игра с … «Заинька»

Художественное творчество Рисование «Герои сказок»

Лепка «Зайчик»

Аппликация»Лиса»

Социально –личностное развитие Безопасность Беседа «Осторожно, сосульки!»

Беседа «Обходи скользкие места»

Труд Создание фигур зайцы и лисы из снега

Игра «Поможем друг другу убраться»

Социализация Беседа о взаимопонимании.

Разыгрывание этюдов «Как я помогаю людям»

Разыгрывание сценок из сказки.

Драматизация сказки.

Познавательно- речевое развитие Чтение художественной литературы Ознакомление детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»

Чтение русских народных сказок: «Жихарка», «гуси –лебеди»

Познание 1. Ознакомление с окружающим:

• Проведение опытов со снегом

• Рассматривание шишек с целью выявления сходства с деревьями и кустарниками без листьев.

2. Ф. Э. М. П.

• Путешествие по сказке «Заюшкина избушка»

3. Конструирование «Избушка для зверей»

Коммуникация Речевые игры

Игры на развитие монологической речи

Рассказывание сказок с включением моделирования

Беседа «Жанры литературных произведений»

«Лучшая сказка»

Публикации по теме:

Использование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилинаИспользование сказочных персонажей на логопедических занятиях, или Сказка из пластилина Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современным.

Использование словесных игр для обогащения словаря детей младшего дошкольного возраста Данная презентация -итог моей работы над темой самообразования. Словесные игры- часть огромной работы по овладению дошкольниками родной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование театрализованных игр в развитии связной речи дошкольников»
Опубликовано: 26 сентября 2014 в 14:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.

2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД