Лучший педагог года

Проект «История создания кукол»

Жаннета Чусова
Проект «История создания кукол»

Проект «История создания кукол»

Руководители:

Чусова Жаннета Витальевна

Тип проекта : краткосрочный

Продолжительность проекта : 2 недели

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

Изучить историю возникновения кукол.

Изучить виды кукол.

Рассмотреть разные способы изготовления кукол.

Изготовление кукол, используя изученные приемы и способы.

Публикация «Проект „История создания кукол“» размещена в разделах

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

1. Поиск информации по теме.

2. Изучение истории возникновения кукол.

3. Изучение разных видов кукол.

4. Изучение технологии изготовления кукол.

5. Изготовление кукол – мастер класс

6. Разработка презентации к проекту.

7. Изготовление кукол-оберегов для детей младшей группы.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКОЛ.

Кукла—первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Всюду, где селится и живет человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья

Игрушка всегда была элементом народного быта. Дом без игрушек считался бездуховным. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль, если небрежно обращаются с игрушками, быть в доме беде.

Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).

Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Ребенок без игрушки вырастает пустым и жестоким, не умеющим различать добро и любовь, игры в куклы дают навыки для жизни и формируют умение общаться с людьми и очень важно делать игрушки своими руками, вкладывая в них усердие и душу.

В Древней Греции и Риме кукол делали из самых разнообразных материалов: кожи, дерева, тряпок, глины, из драгоценных металлов и слоновой кости.

А древнейшие на земле куклы обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их — более 4 тысяч лет! Вырезаны они из деревянных дощечек, прямоугольные узоры, изображавшие одежду, украшали их. На голове — парики-прически из глиняных или деревянных бусинок. Итак, игрушка, кукла имеет многовековую историю. В стародавние времена кукол приносили в жертву богам, прося у них взамен богатого урожая, хорошей погоды, счастливой любви.

Всем известен народный обычай - дарить детям куклы. В давние времена их делали в семье сами или привозили с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству - к одному из главных достоинств самодельной игрушки.

Материалы брали разные: мох, бересту, прутья, лыко, мочало, тряпки, солома, зола и обычное полено. Ткань не резали и не сшивали, а рвали руками, поэтому кукол ещё называют «рванки». Брали ношенную материю, считается, что так сохраняется родовая сила.

А гораздо раньше куклой могло стать и березовое полено, белая кора которого становилась личиком куклы. Повязала девочка кукле-полешку платок, надела юбку — и кукла-модница готова отправиться в гости или на ярмарку.

В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье.

Традиционная тряпичная кукла без лица - безлика. Лицо у всех кукла оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения недобрых сил, злых, а значит, и безвредных для ребёнка. Она должна была принести здоровье, радость, благополучие. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

От ловкости и усердия, с которыми девочка «вертела» кукол, зависело суждение людей, прилежной ли хозяйкой она вырастет.

Большую часть кукол изготавливали зимними долгими вечерами, чтобы скоротать время. В такие вечера бабушка, мама, старшие сестры учили малышей делать кукол. Взрослые, относились к этому делу серьезно с душой, и старались передать свои знания детям.

Выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Куклы передавались от бабушек внукам по наследству. Так куклы и техника их изготовления не пропала в веках, и сохранилась до наших дней.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые.

Игровые куклы

Делались, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.

Кукла с косой «Счастье»

Куколка «Счастье» - это маленькая девочка с поднятыми к солнцу ручками. Коса, как символ женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту, долгую жизнь. Лучше всего, если коса направлена вперед и вверх – к новым достижениям, к новым успехам.

Обереговые куклы

призваны оберегать жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей. (обереги жилища, достатка, обереги здоровья, детства)

Кукла «Берегиня»

Охраняет и приносит благополучие дому.

Злых людей не пускает, а Добрых встречает!

Кукла «День и ночь» (оберег жилища)

Она относится к двуликим или парным куклам. Она была изготовлена из тканей тёмных и светлых тонов. Светлая ткань символизировала день, а тёмная ткань – ночь. Рано утром, ежедневно её поворачивали светлой стороной (на день, а вечером – тёмной (на ночь). Говорили : «День прошёл, и слава Богу, пусть так же пройдёт ночь».

«Пеленашка»

Куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти.

Куклы «Лихоманки»

Они же Лихорадки, они же Трясовицы– это злые демоны болезни в облике женщин-сестер. Представляются злыми и безобразными девами, чахлыми, заморенными, чувствующими всегдашний голод. Куклы висели в избе у печной трубы, оберегая хозяев от болезней. Их старались сделать очень яркими, чтобы привлечь злых духов. Кукла не перекрещивалась на груди красной ниткой, т. к её цель вселить в себя, а не отпугнуть. В конце года их сжигали в печи, и делались новые на следующий год.

Обрядовые куклы

У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное». Считалось, что с дымом уходят в небо все горести, болезни и неприятности.

(обряды календарного цикла, жизненного цикла, закличка весны)

Кукла «Баба»(зольная, оберег женщины, дома, очага)

Самые первые куклы на Руси в давние времена делались из золы. Женщины брали из очага золу, смешивали ее с водой, скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. Эту куклу называли «Баба» - женское божество. "Баба"передавалась от поколения к поколению по женской линии, она дарилась в день свадьбы. Такая кукла была оберегом женщины, дома, очага. При переезде эту куклу обязательно брали с собой.

Кукла «Парочка» (неразлучники)

Свадебную куклу «Парочку» изготавливали из трёх красных лоскутков одинакового размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закреплённую на полотенце. Когда рождается в молодой семье первый ребёнок, полотенцой начинали пользоваться, а куклу давали ребёнку или хранили всю жизнь, как оберег семьи и брака.

Многие народные тряпичные куклы зачастую очень трудно отнести к какому то одному виду, одна кукла может относятся сразу к двум видам. Например "Зайчик на пальчик" обереговая и игровая кукла, "Зольная" кукла обрядовая и обереговая.

Практическая часть

«Когда делаешь кукол, — откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки…»

Этапы изготовления куклы Берегини

Оборудование и материалы: ножницы, нитки, лента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В итоге выполнения проекта мы узнали историю кукол и их разнообразии, научились самостоятельно изготавливать куклу.

Мы с мамами провели мастер-класс, где рассказали и показали, как самим легко и просто можно изготовить куклы – обереги.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности в музее кукол «Путешествие в мир кукол»Конспект образовательной деятельности в музее кукол «Путешествие в мир кукол» Тема: "Путешествие в мир кукол. " Задачи: - Продолжать знакомить детей с экспонатами "Музея кукол", умение использовать их в различных видах.

Образовательный проект «В мире кукол»Образовательный проект «В мире кукол» Вид проекта:краткосрочный с заданным результатом и элементами творчества детей. Участники проекта:логопед и дети старшей группы,родители.

Проект «История пуговицы» «История пуговицы» познавательно-исследовательский проект для дошкольников. Паспорт проекта Образовательная область: Познание Тип проекта:.

История создания журнала «Смайлик» для родителей и детей»История создания журнала «Смайлик» для родителей и детей» с 1 января 2014 года действует новый ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Основные задачи работы с родителями: 1. Установить партнерские.

Проект создания уголка по изучению правил дорожного движения Замысел проекта: Материалы и пособия уголка помогут правильно ориентироваться детям на улицах города и края. Актуальность: Дети без наглядности.

Проект создания мини-музея «Я поведу тебя в музей» Обоснование для разработки проекта: У детей недостаточно сформированы знания об истории происхождения музеев. Скуден запас знаний о разновидностях.

Проект создания мини-музея «Растительный мир Прибайкалья» (старший дошкольный возраст) Обоснование для разработки проекта: Представления детей о растительном мире Байкала поверхностны, часто ошибочны В рассказах о растительном.

Проект создания мини-музея «Серебристое богатство озера Байкал» (старший дошкольный возраст) Обоснование для разработки проекта: Представления детей о рыбном богатстве озера Байкал поверхностны, часто ошибочны В рассказах о подводных.

Проект создания мини-музея «Славное море — священный Байкал». Старший дошкольный возраст Цель проекта: Уточнить и систематизировать знания детей о своеобразии и уникальности озера Байкал. Задачи проекта: Образовательные: Формировать.

Проект тематической недели «Наряды для кукол»Проект тематической недели «Наряды для кукол» Проект тематической недели «Наряды для кукол» Цель проекта: Придумать и изготовить наряды для кукол. Вовлечь каждого участника в активный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «История создания кукол»
Опубликовано: 25 января 2017 в 10:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД