Лилия Дегтярева
Проект «Как звери готовятся к зиме?»
▼ Скачать + Заказать документы
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Этот проект мы начали по выбору детей. Были предложены природные объекты : деревья, животные, птицы. Они выбрали животных. Детям было интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме.
Публикация «Проект „Как звери готовятся к зиме?“» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Я представляю проект «Как звери к зиме готовятся?».
Нами была выдвинута проблема - почему дикие животные готовятся к зиме?
Проект краткосрочный, исследовательско- творческий.
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
Цель данного проекта :
Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни диких животных.
Перед нами ставились следующие задачи:
Расширять представления детей о подготовке диких животных к зиме;
Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках;
Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе
Проект состоял из трё х этапов:
1 этап подготовительный включал в себя :
Изучение методической литературы
Организация предметно-развивающей среды
Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, костюмов, музыкальных произведений, музыкальных игр, интернет-ресурсов по теме проекта
2этап исследовательско-творческий осуществлялся
(через разнообразные виды деятельности) : познавательно- исследовательская, двигательная, музыкальная, изобразительная, элементарная трудовая деятельность, восприятие художественной литературы, а также взаимодействие с семьёй.
Познавательно-исследовательская деятельность включала в себя: дидактические игры «Кто где живёт?», «Прятки», «Угадай по описанию», «Кто лишний, «Помоги белочки сделать на зиму запасы» и др.
Цель данных игр: закрепить знания о местах обитания, о способах приспособления к зимнему периоду.
Беседы «Кто живет в осеннем лесу», «Как дикие животные готовятся к зиме». Цель этих бесед: расширять представления о жизни диких животных в лесу, об их приспособлении к зиме.
С детьми провели опыты на тему «Почему звери меняют цвет своей шубки?»
Опыт 1. Почему заяц зимой белый?
«Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет? Ответ на этот вопрос ребенок может найти сам. Предложили ему рассмотреть силуэт зайчика на белом и зелёном фоне бумаги. Спросили у ребёнка, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).
Опыт 2.
«Почему белка меняет шубку зимой»?
Опыт проводится аналогично предыдущему, но используется два силуэта белки: серебристого и оранжевого цвета. Они демонстрируются ребенку на серебристом и оранжевом фоне. Когда легче увидеть и отгадать, кто это? Зачем же белка меняет шубку? Ребёнок сам догадается на основе этого опыта.
Следующий опыт: Какая шубка теплее?
В холодную погоду взяли на прогулку с ребенком две пары рукавиц – одну легкую пару, осеннюю, а другую – зимнюю, пушистую, толстую. Пусть сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые. В каких теплее? Объяснили, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет. Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, что звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!
Ходили на экскурсию в лес. Обратили внимание на красоту осеннего леса, особенности внешнего вида растений, деревьев, повторили правила поведения в лесу. Детям интересно было заниматься трудом в природе. Они собирали веточки, шишки, листочки для будущей поделки.
В результате познавательно-исследовательской деятельности у детей расширился запас знаний о приспособленности зверей к зимним условиям.
Следующая деятельность двигательная. Дети играли в разные подвижные игры «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц», «Медведь и пчёлы», «Волк во рву». В этих играх развивались физические качества и обогащение двигательного опыта, формировалась потребность в двигательной активности.
Музыкальная деятельность
Прослушивали с детьми музыкальные произведения «Медведь», «Лисичка поранила лапу», разучивали песенки «Лиса по лесу ходила», «Ехали медведи на велосипеде», «Зайчик», играли в музыкальные игры «Зайка», «Плетень», «С барабаном ходит ёжик», «Звери и звероловы». Данный вид деятельности
был направлен на развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку.
Изобразительная деятельность. Дети красками по замыслу рисовали животных леса. Цель данного занятия: закрепить умение отражать в рисунках диких животных.
Коллективная аппликация
«Кто живёт в осеннем лесу». Цель: формировать умение отражать в работе животных, используя имеющиеся технические навыки в аппликации. Дети обводили шаблоны и вырезали диких животных, нарезали мелко цветные шерстяные нитки и покрывали основу «шерсткой». Готовых зверей поселили в осеннем лесу. В процессе работы дети учились договариваться и взаимодействовать друг с другом.
Пластилинография. «Дикие животные». Продолжали детей знакомить с внешним видом животных осенью. Ребята обводили шаблоны зверей на цветных листах бумаги, подбирали цвет пластилина и заполняли форму.
В процессе изобразительной деятельности научились рисовать, лепить, наклеивать, у детей закрепились знания о внешнем виде диких животных.
Конструирование из природного материала «Ёжик». В гости к детям приходит Лесовичок, обращается с просьбой к детям сделать друга для лесного ёжика. Дети с удовольствием выполняют просьбу. На готовую заготовку прилепляют сосновые шишки. Получился весёлый ёжик. Теперь их на лесной полянке двое. При выполнении работы развивались не только конструктивные способности, но и чувство сопереживания, желание помочь другому.
Восприятие художественной литературы
Рассматривали с детьми иллюстрации по рассказам Пришвина, Чарушина, читали художественные произведения В. Бианки «Готовятся к зиме», А. Блока «Зайчик», М. Пришвина «Ёж», К. Д. Ушинского «Жалобы зайки». Дети самостоятельно сочиняли и загадывали загадки о диких животных
Через художественную литературу и рассматривание иллюстраций дети получили новые знания о жизни животных в природе.
Активное участие в проекте принимали родители.
Рисовали вместе с детьми иллюстрации к альбому загадок, оформляли титульный лист альбома, помогли изготовить атрибуты к подвижным играм, разучивали стихотворения с детьми, участвующих в постановке сказки «Как звери к зиме готовятся» и сами принимали в ней участие.
В заключительный этап проекта вошли : альбом «Загадки и отгадки».
Сюжетная композиция «Осенью в лесу». Она выполнена из природного материала, собранного детьми на экскурсии. Ребята с помощью воспитателя изготовили разных диких животных, оформили лесную полянку мхом, деревьями, ягодами, листочками, сделали берлогу для медведя.
Дети показали родителям сказку «Как звери к зиме готовятся»
Каждый персонаж сказки рассказывал о себе, о своих осенних делах, о том, как он к зиме подготовился.
Играя в диалог животных, ребенок закрепляет полученные знания о мире природы в интересной и увлекательной форме. И что еще важно – ребёнок учиться применять полученные знания в жизни!
Активное участие в постановке сказки принимали родители.
В ходе работы дети постоянно задавали вопросы. К детским вопросам, мы - взрослые, относились внимательно, отвечали на них таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка, задавали встречные вопросы: «А ты как думаешь сам?», что побуждало ребенка к самостоятельным размышлениям.
Участие детей в проекте позволило обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме. Реализация данного проекта вызвало более тесное сплочение между его участниками.
Я считаю, что проблема данного проекта решена. Цель и задачи достигнуты.