Диана Зырянова - Шкода
Проект для детей 5–7 лет «Критическое мышление»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Развитие критического мышления
Работу выполнила: Зырянова- Шкода Д. Г.
Краснодар
2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сегодня в России идет активная работа по совершенствованию системы образования. С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности школьников. Федеральные государственные стандарты нацелены на то, чтобы не только вооружить детей определенным набором знаний, но и сформировать универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию. Только в процессе определенной учебной деятельности могут быть сформированы универсальные учебные действия. Необходимо создать новые условия для такой деятельности, изменив сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Публикация «Проект для детей 5–7 лет „Критическое мышление“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2024
Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный». Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Развитие мыслительных способностей младших школьников - это есть актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление - значит развивать умение думать.
Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Технология критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению. Гуманистический подход в противоположность авторитаризму предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется. ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно.
ФГОС второго поколения и технология критического мышления предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции. Использование технологии развития критического мышления (ТРКМ) на уроках предусматривает деятельностный подход, что является методологической основой федерального государственного образовательного стандарта. Критическое мышление (КМ) – это система суждений, при которых у учащихся появляется способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям.
В идеале такой подход к обучению учащихся обеспечивает нормативную базу знаний и коммуникативных навыков.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА
1. Аналитико-диагностическое
Социально педагогическая диагностика с целью выявления знаний по критическому мышлению.
2. Социально- информационное
Правильное использование информации в социуме. Переработка информации.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Реализация данного проекта осуществляется в среднеобразовательных школах. Методическая работа осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. При планировании комплекса методик учитывается микроклимат внутри группы.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : сформировать модель работы по развитию критического мышления младших школьников.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Формировать умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию.
2. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, позволяющих учащимся проявить свои способности.
3. Применить методы и приемы, которые способствуют развитию критического мышления младших школьников.
ВОЗРАСТ: дошкольники (5-7лет)
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ Название мероприятия Форма мероприятия Цель мероприятия Дата проведения
1. Диагностический этап
1 Диагностика уровня критического мышления Тестирование, опрос Понять уровень развития критического мышления, для дальнейшего сравнения 12.01.2021
2. Формирующий этап
1 Мероприятие, посвящённое рассказу о критическом мышлении Лекция с использованием дидактического материала. Сформировать представление о критическом мышлении. 12.01.2022
2 «Составление Кластера» Упражнение с использованием интерактивной доски или чистого листа А4. Формирование нелинейной формы мышления. 17.01.2022
3 «Верные и неверные высказывания» Упражнение Данный приём используется на стадии вызова с целью мотивации предстоящей деятельности и подготовки учащихся к выполнению последующей работы.
19.01.2022
4 «Синквейн» Игра с использованием литературы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах 21.01.2022
5 «Данетка» Игра научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, 24.01.2022
6 «Лабиринт» Упражнение с использованием заранее подготовленных рисунков поставить ребенка перед выбором правильного пути, нацелить на выход из сложной ситуации.
26.01.2022
7 Приём «кубик» Игра Формирование логического и критического мышления 28.01.2022
8 «Шесть шляп» Упражнение 31.01.2022
9 Упражнение. 02.02.2022
3. Этап оценивания результатов и рефлексия
1 Проведение повторной диагностики и сравнение полученных результатов с результатами первоначальной диагностики Тестирование Сравнить с первичными результатами, сделать выводы, исправить ошибки 04.04.2022
2 Мероприятие, направленное на рефлексию Рефлексия
Практическое занятие Подведение итогов, приятное завершение деятельности 04.04.2022
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Повышение информативной грамотности в учебной деятельности
2. Применение навыков целенаправленной и последовательной деятельности.
3. Новый стиль мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность
4. Применение базовых качеств личности: критическое мышление, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тест на развитие критического мышления
Методика "Простые аналогии"
Цель: исследование логичности и гибкости мышления.
Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.
1. Бежать Кричать
стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня
2. Паровоз Конь
вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня
3. Нога Глаза
сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос
4. Коровы Деревья
стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник
5. Малина Математика
ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел
6. Рожь Яблоня
поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья
7. Театр Библиотека
зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож
8. Пароход Поезд
пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы
9. Смородина Кастрюля
ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар
10. Болезнь Телевизор
лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер
11. Дом Лестница
этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,
Порядок исследования.
Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.
Обработка и анализ результатов.
О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов,
о хорошем 6-7 ответов,
о достаточном - 4-5,
о низком - менее чем 5.
1. Упражнение «Составление Кластера».
Время проведения: 25 минут
Цель: Формирование нелинейного мышления. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Ход упражнения :
Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Верные и неверные высказывания
Время проведения : 20 минут
Цель: Данный приём используется на стадии вызова с целью мотивации предстоящей деятельности и подготовки учащихся к выполнению последующей работы
Ход мероприятия : начале урока учитель зачитывает утверждения, которые нужно оценить, как верные или неверные и обосновать свои решения. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах, в группах.
1) Растения стали первыми обитателями суши.
2) Чем меньше в почве перегноя, тем она плодороднее.
3) Под воздействием ветра, воды, температур горные породы становятся крепче.
4) Почва состоит из перегноя, воды, мусора, палочек, оберток от конфет.
5) Экология – это наука о животных, которые обитают на земле. (–)
6)Все планеты вращаются по орбите. (+)
7)Главная планета Солнечной системы – Луна. (–)
8) Адыры– это большие территории, покрытые деревьями. (–)
9) Горы и равнины – основные формы поверхности земли. (+)
10) Часть земной поверхности, видимая на открытом и ровном месте, как круг, называется горизонтом. (+)
11) Поверхность земли состоит из горных пород и минералов. (+)
12) Для того чтобы организм человека лучше работал, необходимо больше лежать. (–)
СИНКВЕЙН
Время проведения : 25 минут
Ход мероприятия:
Происходит от французского «cing» – пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)
Приведу примеры, написанные учащимися:
На уроках окружающего мира:
Степь
Ветренная, бескрайняя
Парит, пылит, дует
Там, где большой простор
Широкая
Земля.
Голубая, третья.
Вращается,освещается,защищается.
Единственная обитаемая планета.
Жизнь.
Саксаул
Выносливый, крепкий
Зеленеет, растёт, защищает
Является символом пустыни! Дерево
На уроках литературного чтения:
Амир Темур
Великий, умный
Строит, открывает, сражается
Превратил Туркестан в великую державу!
Полководец
Сказка
Волшебное, загадочное
Удивляет, вдохновляет, завораживает
«В сказке всегда побеждает добро!»
Выдумка
Щелкунчик.
Отважный, добрый.
Щелкает, защищает, побеждает.
Даже игрушки умеют любить!
Живой.
Игра "Данетка".
Время проведения : 20 минут
Суть этой замечательной игры для всех заключается в том, что ведущий загадывает слово или рассказывает условия какой-то совершенно необычной ситуации, а игроки (дети или взрослые) должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "об этом нет информации"; "это не существенно".
Вопросы в "данетке" формулируются непосредственно в процессе игры.
Цель "данеток" - научить детей задавать сильные вопросы, научить отыскивать критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным (не повторять вопросы).
Достоинства "данеток"
1. У игры "Данетка" нет ограничений по возрасту. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих.
2. Игра "Данетка" абсолютно проста в проведении. Например: "Я загадал растение средней полосы. За десять вопросов определите растение, которое я загадал".
3. Легко варьировать уровень трудности игры. Например, исходная ситуация: "Я загадал одного из героев сказки ’’Семеро козлят’’" - это просто. А вот "Я загадал философский термин" - это сложнее.
Например, объясните ситуацию:
1. Один человек выкопал картофель, а другой его за это крепко поколотил.
2. Человек очень любил летать, но с некоторого времени перестал пользоваться самолетом.
3. Сначала они набили друг другу по огромной шишке, поссорились, потом познакомились, а потом поженились. Как это могло произойт
Лабиринт
Время проведения :20 минут
Цель дидактической игры «Лабиринт» – поставить ребенка перед выбором правильного пути, нацелить на выход из сложной ситуации.
Задачи:
• формирование представления о лабиринтах и правилах их прохождения;
• улучшение концентрации внимания, памяти;
• развитие пространственной ориентации, способности логически мыслить;
• улучшение речевых навыков, моторики пальцев рук;
• обучение умению находить варианты решения проблемы;
• воспитание стойкости, усидчивости, целеустремленности, щепетильности в выполнении работы, умения контактировать с окружающими.
Обсуждение игры :
-сложно было найти выход?
-какие трудности вы испытывали?
- что помогало вам быстро найти выход?
Приём "Кубик"
• Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий:
• 1. Опиши это. (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
• 2. Сравни это. (На что это похоже? Чем отличается)
• 3. Проассоциируй это. (Что это напоминает)
• 4. Проанализируй это. (Как это сделано? Из чего состоит)
• 5. Примени это. (Что с этим можно делать? Как это применяется)
• 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Приём «Шесть шляп».
Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
- Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.
Используйте материал учебника
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
6 группа. Синяя шляпа
Лист наблюдения
ФИО Критерии Оценка
Умение ставить вопрос Умение обрабатывать информацию Логичность Гибкость Умение проводить сравнения Широка мышления Умение анализировать Рефлексивность
Упражнение «ромашка»- рефлексия
Цель: Практическое задание направленно на оценивание своих результатов. Ребёнок, с помощью ромашки может высказать своё мнение, что ему понравилось, а что нет. Раскрасить ее яркими/темными цветами и повесить на доску.