Лучший педагог года

Проект «Кубань — земля родная». Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Светлана Шаповалова
Проект «Кубань — земля родная». Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение.

2. Актуальность выбранной темы.

3. Тема проекта

4. Вид проекта

5. Цель проекта

6. Гипотеза

7. Объект

8. Предполагаемый результат

9. Участники

10. Сроки реализации

11. Условия реализации

12. Этапы реализации проекта

Казачий край – дворцы и хаты.

Забор из камня и плетень.

Редчайшей красоты закаты

И не похожи - день на день.

Моя Кубань! Земля родная!

У хат весёлый птичий гам,

Хромой походкой уток стая

К речным шагает берегам.

Публикация «Проект „Кубань — земля родная“, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Вот многочисленное стадо

коров и молодых бычков

Идёт неспешно мимо сада

В сопровожденье пастушков.

Гармония души и тела.

Но, просто райский уголок!

И нет любви моей предела.

С. Донченко

Введение

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой Родине. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой Родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры. Кубань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посредством казачьих традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа. Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, поля подсолнечника и речки Кубани, расположенных рядом. Дом или детский сад, родной край и станица имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края – кубанская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился. Наш детский сад особое внимание уделяет сохранению и преумножению казачьих традиций. Мы стремимся обогатить душу ребенка и укрепить физическое здоровье с помощью народного творчества и кубанских обычаев. В своей группе на основе анализа, диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, мною выявлены следующие проблемы:

- дети имеют поверхностные знания о родной станице Выселки, Краснодарском крае, о Родине в целом;

- родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родной станицей станет возможным только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности свойственные дошкольному возрасту.

Мы живём и работаем в станице, расположенной в северной части Краснодарского края. Наш Кубанский край богат своими обычаями, традициями, его населяют интересные народы.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родной станице, городе, стране, особенностях народных традиций, природе родного края, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа по проблеме нравственно-патриотического воспитания в ДОУ и семье.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным, но какие нравственные качества разовьются у ребенка,

зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Наша задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, заложить духовные основы средствами традиционной культуры Кубани, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения.

Тема проекта : «Кубань – земля родная».

Вид проекта : духовно-нравственный, познавательный

Цель проекта : воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю.

Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи:

• формировать знания детей о родной станице, крае, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о Кубани.

• познакомить с жизнью и трудом кубанских казаков;

• дать представление о возникновении станиц и хуторов;

• совершенствовать знания о своей родной станице;

воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине;

воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Кубани, к истории народов;

• формировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения;

воспитать в детях черты гражданина своего Отечества;

• активизировать и обогащать словарь старших дошкольников об окружающем мире.

Гипотеза: Если грамотно организовать и систематически проводить работу по воспитанию у детей Любви к своей Родине, природе, приобщать к традициям и культуре, привлекать к этой работе родителей, то процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников будет осуществляться более эффективно по сравнению с массовой практикой.

Объект: Процесс нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Предполагаемый результат:

Дети:

1. Сформированные представления о Родине, крае, станице.

2. Общее представление о территории Краснодарского края.

3. Знакомство с ландшафтом края, городами, достопримечательностями.

4. Развитие коммуникативных навыков.

5. Развитие навыка социального общения со взрослыми.

6. Повышение гражданской позиции участников проекта.

Родители:

1. Дети и родители станут активными участниками в выставках, конкурсах, досугах и развлечениях.

Педагоги:

1. Педагоги и родители пополнят знания о традициях, народно – прикладном искусстве, народных костюмах, истории родного края.

Участники проекта : дошкольники старшей группы, родители, воспитатель.

Сроки реализации проекта : долгосрочный, 1год.

Условия реализации проекта :

Ознакомление дошкольников с родной станицей, краем должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей основной образовательной программы дошкольного образования, решаемых на фоне краеведческого материала.

Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.

Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни станицы, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родной станицы, (выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству родной станицы, охране природы и т. д.).

Привлечение детей к участию в районных праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День станицы, День Матери-Казачки, День урожая, День защиты детей, Масленица, праздник Светлой Пасхи и др.). Создание такой предметно-пространственной развивающей среды в группе и на участке, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (кубанский уголок в группе, передвижная выставка «Мини-музей Кубанского казачьего быта», предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).

Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Кубани должны передаваться детям.

Использованные ресурсы

Интерактивная доска IQ Board 60

Ноутбук Lenovo 590

Мощный мультимедийный проектор Aser X113

Мультимедийная установка Optoma

Фотоаппарат «Nikon», МФУ.

Музыкальный центр Panasonic SA-VK 750

Мультимедиаресурсы

- видеофрагменты: «Фильм о Выселковском районе» (2012г, «Откуда хлеб пришел», видеофрагмент «День Урожая», «Откуда берется молоко».

- презентации: «Путешествие в прошлое нашего края»,

- фотографии.

Этапы реализации проекта

Данный проект реализовывался в совместной деятельности воспитателя с детьми, воспитателя с родителями, самостоятельной деятельности детей. Экскурсии, тематические прогулки проводились в первую половину дня, а беседы, игры, развлечения проходили во второй половине дня, 2-3 раза в неделю, состоит из следующих тематических блоков:

1. Станица милая моя.

2. Символика Краснодарского края и станицы Выселки.

3. Культурное наследие Кубани.

4. Природа Краснодарского края.

Необходимо учитывать, что «круг тем», подвижен. Это означает интеграцию содержания тематических блоков с любым этапом познания станицы ребенком за счет рассмотрения улицы, дома с новых позиций и установление новых связей с тематическими блоками путем обогащения их новым жизненным опытом ребенка. При повторном возвращении к материалу краеведческого содержания постепенно накапливается новыми понятиями, смыслами и ценностями.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным краем, должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку - труженику, защитнику Кубани, достойному гражданину своей Родины.

Образовательная деятельность по данному проекту строилась в соответствии с вариативной частью основой образовательной программы дошкольного образования.

Выводы

Обогащение детей знаниями об окружающем мире неразрывно связано с формированием у них наблюдательности, выделением сходственных признаков изучаемых предметов и явлений, нахождением черты сходства и отличия, классификации, умению делать обобщения и выводы. В результате внесенных изменений в организацию и содержание работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста значительно расширился кругозор детей, возрождается добрая традиция – передавать игровой опыт прежних поколений.

Литература:

1. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. «Родной край», М. Просвещение, 1990г.

2. Зеленова Н. Г. Осипова Л. Е «Мы живем в России», М. ООО Издательство Скрипторий, 2007г.

3. Лотышев И. П. Сердечная В. В. «Мой край родной», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2013г.

4. Паскевич Н. Я «Любимый уголок земли», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2005г.

5. Рапушняк В. Н. «Родная Кубань», Краснодар ОИПЦ Перспективы Образования 2004г.

6. Степанов В. «Моя Родина – Россия», М. ООО Издательство Фламинго, 2004г.

7. Шорыгина Т. А. «Наша Родина - Россия», М. Творческий Центр СФЕРА 2013г.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музыки» В связи с тем, что социальный фон воспитания в современной России продолжает оставаться неблагоприятным, что обуславливается как общими.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит формирование патриотизма как личностного качества.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно наполнить восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими.

Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан демократического,социального государства, уважающих права и.

Нравственно — патриотическое воспитание младшего дошкольного возраста Нравственно-патриотическое воспитание младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Добрый день уважаемые гости. Я, Исаева С. Е. работаю.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить.

Педагогический совет «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Педагогический совет «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Форма проведения: педагогический пробег План проведения 1. Вступительное слово «О патриотизме» - руководитель Яковлева В. А. 2 Педагогический.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Очень важно воспитывать детей в духе патриотизма, рассказывать им о Дне Победы, о героях войны, о защитниках Отечества в прошлом и в настоящее.

Влияние устного народного творчества на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Влияние устного народного творчества на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаВоспитание ребенка - это ежедневный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Кубань — земля родная». Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 августа 2015 в 19:41
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД