Лучший педагог года

Проект «Кукольный театр»

Светлана Лисова
Проект «Кукольный театр»

СПб ГБУСОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Фрунзенского района Санкт-Петербурга»

Проект : Театр «Теремок»

Руководитель : зав. отделом социальной реабилитации

Исполнители

Руководитель кукольного театра -культорганизатор

г. Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Актуальность проблемы.

Публикация «Проект „Кукольный театр“» размещена в разделах

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.

Именно театральная деятельность является одним из средств развития творческого потенциала личности. С древних времён различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Цели и задачи нашего проекта – это приобщение реабилитантов к творчеству, развитие их способностей (литературных, актерских, оформительских, воспитание чувства коллективизма, чувства прекрасного. А еще помочь стать гибкими в общении, уметь находить нестандартные решения, создавать свою формулу успеха, формировать коммуникативные навыки, снимать накопившее напряжение. Благодаря театру ребёнок познаёт мир и учится выражать своё собственное отношение к добру и злу. Участие в различных сценках, постановках помогает детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, приобщиться к духовным ценностям, познакомиться с обрядами, традициями, сформировать опыт социальных навыков поведения.

А куклы могут всё или почти всё! Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности, корректируют поведение.

Тип проекта :

По доминирующему в проекте методу или виду деятельности –

роле - игровой, творческий.

По продолжительности – долгосрочный.

По количеству участников – индивидуально-групповой.

По характеру координации – с открытой координацией.

Сроки реализации проекта :

Срок реализации проекта –3 года.

Цель проекта :

создание условий для успешной социальной адаптации ребёнка - инвалида в социуме, для коррекции и развития его личности через организацию творческой реабилитации.

Задачи:

1. Развивающие:

- развивать индивидуальные способности личности, внимание, память, наблюдательность, речь; творческую фантазию и воображение, ассоциативное и образное мышление, чувство ритма средствами театрального искусства, навыки коллективно-творческой деятельности.

2. Воспитывающие:

-воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, честность, взаимопомощь, чувство доброты, умение видеть прекрасное, интерес и любовь к театральному искусству, уважительное отношение к товарищам и взрослым.

3. Социальные - педагогические:

-способствовать развитию устойчивых взаимоотношений, повышению самооценки,

-помочь детям почувствовать свою значимость в обществе,

- формировать коммуникативные навыки, пропедевтика страхов, комплексов и отрицательных эмоций.

Умения, навыки и способы деятельности, формируемые проектом :

• Познавательная деятельность.

• Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: составлять план действий (замысел, проявлять оригинальность при решении творческой задачи, разыгрывать воображаемые ситуации.

• Речевая деятельность и работа с информацией.

• Работа с художественными текстами, доступными для восприятия реабилитантами.

• Организация деятельности. Установление последовательности действий.

• Определение способов контроля и оценки деятельности. Ответ на вопросы: “Такой ли получен результат?” “Правильно ли я это сделал?”

Педагогические принципы:

• дифференцированный подход, учет индивидуальных возможностей и способностей,

• уважение личности;

• поощрение творчества, достижения качества, самостоятельного поиска художественного решения: предоставление условий для участия в разнообразной деятельности.

Связь проекта с жизнью.

Проект предоставляет реабилитантам возможность реализовать свой интерес к образовательным областям, таким как литература, изобразительное искусство, технология, музыка.

Формы работы

1. Театральные занятия с использованием различных видов деятельности:

•Коммуникативная.

•Музыкально- художественная.

•Игровая.

•Продуктивная.

2. Театрализованные представления для реабилитантов.

Структура проекта «Теремок»

Этапы работы над проектом.

1 этап - организационно-подготовительный

Он включает в себя поиск проблемы, обоснование выбора изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия, анализ предстоящей работы, определение критериев контроля над качеством, организация рабочего места. На этом этапе перед школьниками ставится проблема. Школьники должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение в эскизах и рисунках.

2 этап - разработка проекта

Цель: составление планирования

3 этап - технологический

Цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.

4 этап - заключительный

На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка.

Работа над проектом

I. Организационно – подготовительный этап.

Цель: введение детей в мир театра; дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства, иными словами, открыть «тайну театра».

Задачи:

1) раскрыть специфику театра, как искусства.

2) пробуждать интерес к искусству театра, чувствовать поэзию народных сказок ;

3) сделать жизнь реабилитантов интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества;

Постановка гипотезы.

При творческом подходе педагога к занятиям театральное творчество не только активизирует интерес младших школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества. Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля. Создание психологически комфортной атмосферы во время занятий способствует развитию умений общаться друг с другом, делиться своими мыслями, знаниями.

Содержание деятельности.

2. Беседы «Разновидности театров»; «Кукольный театр».

3. Посещение театров.

II. Разработка проекта.

Тематическое планирование

Театральная студия «Безусловный театр»

Время проведения Тема Вид деятельности Содержание деятельности

1 2 3 4

1 неделя. 1. Разновидности театров. Беседа. Ввести детей в мир театра; дать первоначальное представление о «превращении и перевоплощении», как главном явлении театрального искусства.

Виды театров : театр картинок, театр игрушек, «Волшебные пальцы», теневой театр, драматический театр, балет.

2. Знакомство с театральной лексикой, с профессиями людей, которые работают в театре : Беседа.

Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т. д.).

2 неделя.

3-4. Выбор и работа над произведением пьесы.

Выразительное чтение пьесы учителем.

Беседа о прочитанном: Понравилась ли пьеса? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Кто из её героев понравился?

Необходимо выбрать сначала простой сюжет для спектакля. Можно выбрать любую сказку, сделать режиссерскую разработку, т. к. именно педагог будет осуществлять роль режиссера. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее педагог расписывает сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.

3 неделя.

5-6. Распределение ролей. Отработка каждой роли

Индивидуальная работа с детьми-актерами. Учить детей умению вживаться в свою роль,, передавать настроение, характер персонажа.

4 неделя.

7-8. Занятия сценическим движениям. Ритмопластика.

Отработка движений, мизансцен.

5 неделя.

9-10Репетиция по эпизодам. Распределение обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории.

6 неделя. 11-12.

Репетиция по эпизодам. Индивидуальная работа.

7 неделя. 13-14. Прогоны. Работа над ролью.

8 неделя. 15-16. Прогоны.

Работа над ролью. Отработка спектакля в целом. Шумовые эффекты, звукоподражание.

9 неделя. 17-18. Прогоны.

10 неделя 19-20. Прогоны

11 неделя.

21. Создание эскизов и декораций. Коллективная работа. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей

22. Музыкальное оформление спектакля. Подбор музыки руководителем кружка. Подбор ТСО (муз. центр, муз. колонки, ноутбук, магнитофон)

12 неделя.

23. Генеральная репетиция. Коллективно-индивидуальная работа.

Показ спектакля зрителям.

24. Премьера пьесы Премьера пьесы

25. Обсуждение

Рефлексия.

Психологический настрой актёров на результаты работы.

Тематическое планирование коррекционных занятий кукольного театра

п/п

Тема занятий

Содержание занятий

1. «Руки человека – его способ чувствовать» Вводная беседа. Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика. Театральная азбука : группа, актёр, этюд. Этюдный тренаж.

2. «Кукольный сказочный мир» Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика. Театральная азбука : кукольник, верховая кукла, перчаточная кукла, театр кукол, ширма. Этюдный тренаж. Всестороннее ознакомление с театральной куклой. Этюды с куклами.

3. «Речь героя на сцене» Театральная азбука : режиссер, репетиция. Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика. Этюдный тренаж. Чтение и анализ пьесы. Распределение ролей.

4. «Репетиция и отработка лексического материала с куклами на столе» Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика. Театральная азбука : аншлаг, гастроли, декорации. Этюдный тренаж. Отработка действий каждого персонажа. Этюды с куклами. Работа над темпом, интонацией, выразительным чтением текста. Общая работа над спектаклем.

5. «Репетиция на ширме». Пальчиковый игротренинг. Артикуляционная гимнастика. Театральная азбука : премьера, антракт, аплодисменты, поклон. Этюдный тренаж. Этюды с куклами на ширме. Общая работа над спектаклем на ширме.

6. «Премьера». Показ спектакля. Обсуждение.

Рёбенок может просто наблюдать за деятельностью остальных участников или заниматься чем – либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.

В куклотерапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания.

Таким образом, куклотерапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. Она не провозглашает личностно - ориентированный подход, а является реальным и эффективным способом его воплощения на практике.

Для детей с ограниченными возможностями интеллекта особенно важно создавать ситуацию успеха. Кукольный театр позволяет расширить эту проблему. Надевая на руку куклу и становясь за ширму, ребёнок оказывается в ситуации «защищённого» актё ра: если выступление прошло успешно, он чувствует себя счастливым победителем, если же оно было не совсем удачно, то ребёнок подсознательно перекладывает вину на куклу, которая в нашем случае для этого и предназначена.

Кроме того этот вид театра способствует развитию речи, её выразительности и пластичности, дифференцированности мелкой моторики руки, формированию памяти, произвольного внимания школьников. Обучающиеся овладевая техникой владения куклами, учатся сочетать действия с речью, что очень затруднено у школьников с отклонениями в развитии интеллекта.

III. Технологическая направленность проекта.

Реализация задач проекта осуществляется через различные виды деятельности:

1. Театральная игра.

2. Ритмопластика.

3. Культура и техника речи.

4. Основы театральной культуры.

5. Работа над спектаклем (от этюда к рождению спектакля).

Основные направления работы с детьми:

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Задачи:

• учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;

• развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей;

• развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;

Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.

Задачи:

• развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно;

• развивать координацию движений;

• учить запоминать заданные позы и образно передавать их;

• развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;

Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

• развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;

• развивать связную образную речь, творческую фантазию;

• произносить скороговорки и стихи;

• пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

• пополнять словарный запас.

IV. Заключительный этап.

Прогнозируемые результаты проекта.

В результате данного проекта учащиеся приобретают представления:

• об истории театральной куклы;

• о профессиях людей, которые работают в театре (режиссер, художник- декоратор, бутафор, актер и т. д.);

• об устройстве театра.

и умеют:

• проявлять свои способности и добиваться успеха;

• приобретать и применять свои знания на практике;

• планировать проектную деятельность;

• работать в группе, защищать творческий проект.

Кадровое обеспечение проекта

-руководитель театрального коллектива «Безусловный театр».

-руководитель кукольного театра - культорганизатор.

Материально-техническое обеспечение:

- зал с достаточным количеством столов и стульев, сцена;

- звуко- и видео- аппаратура;

- комплекты сценических костюмов;

- шкаф для хранения методической литературы, дидактического материала, предметов для кукольного театра;

- удобная ширма для репетиций и выступлений;

- необходимый материал для изготовления кукол, декораций и реквизита;

- необходимый набор инструментов для изготовления предметов оформления спектаклей,

- комплекты кукол различного типа (перчаточные, марионетки, плоскостные и т. п.).

Список методической литературы.

1. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр», М. 2001;

2. Клековкин А. Ю. Режиссерский тренинг. - Методич. указания для студентов института культуры. - Киев, 1987

3. Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях; Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. - М. : Мысль, 1989.

4. Лук. А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., Искусство, 1977

5. Резерв успеха - творчество. /Под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, X, Клейна. : Пер. с нем. - М. : Педагогика, 1989

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. - М. ; Педагогика, 1989

8. Рябова О. Н. Кружок-студия «Театр образа». Журнал «Начальная школа»

№ 11, 2005 г., с. 52

9. Политахина Е. П. Игровое проектирование и дизайн в начальной школе экспериментального типа. Журнал «Начальная школа» № 11, 2001 г., с. 75

10. Бывальцева М. В. Детское видение зрелищного искусства. Журнал «Начальная школа» № 12, 2005 г., с. 45

11. Иванова Т. Д. Воспитание с помощью кукол. Журнал «Начальная школа»

№ 3, 2005 г., с. 68.

12. Рудакова В. П. Кружок «Кукольный театр». Журнал «Начальная школа» № 3, 2005 г., с. 69.

19. Кияновский А. А. Школьный театр в начальной школе/ Библиотечка «Первого сентября», серия «Начальная школа». М. : ООО «Чистые пруды», 2007.

Интернет-ресурсы:

1. www.teatrbaby.ru

2. www.scenarist.boom

3. www.karaoke.ru

4. www.midi.ru

5. www.plus-msk.ru

Публикации по теме:

«Кукольный театр у нас в гостях!» (фотоотчет)«Кукольный театр у нас в гостях!» (фотоотчет) Кукольный театр-искусство,с которым знакомятся малыши на раннем этапе своей жизни,является любимым детским зрелищем! Профессиональное использование.

«Любимый театр — кукольный!» Фотоотчет«Любимый театр — кукольный!» Фотоотчет В нашем детском саду педагоги часто показывают детям кукольные спектакли. Кукольный спектакль способствует развитию таких сторон воспитания,.

Фотоотчет «К нам приехал кукольный театр»Фотоотчет «К нам приехал кукольный театр» .

Фотоотчёт «У нас в гостях кукольный театр!»Фотоотчёт «У нас в гостях кукольный театр!» «Театр – это волшебный мир. Он даёт урок красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира.

Фотоотчёт «Как к нам приезжал кукольный театр»Фотоотчёт «Как к нам приезжал кукольный театр» Уже несколько лет к нам в гости приезжает Нижнекамский кукольный театр со своими спектаклями. Каждый раз они радуют нас новыми содержательными.

Конспект урока технологии в 3 классе «Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль»» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «08» мая 2015 года. Тема. Кукольный театр.

Кукольный театр «Би-ба-бо». Сказка «Три поросенка»Кукольный театр «Би-ба-бо». Сказка «Три поросенка» В часы досуга, когда на улице ненастная погода и на прогулку малышей мы не выводим, родилась идея проводить театрализованные представления.

Кукольный театр своими руками.Кукольный театр своими руками. Кукольный театр - это возможность учить и воспитывать детей в игровой форме. Развитие речи, памяти, внимания, мышления, координации движений,.

Кукольный театр своими рукамиКукольный театр своими руками Самое интересное волшебство-это кукольный театр. Ведь только там оживают куклы-актеры, разговаривают со зрителем. Какое множество разнообразия.

Кукольный театр в жизни ребенка с ОВЗКукольный театр в жизни ребенка с ОВЗ Кукольный театр в жизни ребенка с ОВЗ Значение кукольного театра огромно для всестороннего развития личности ребенка, а кукла, необходимое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Кукольный театр»
Опубликовано: 25 апреля 2022 в 01:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД