неля вебер
Проект «Маршак — друг детей» в подготовительной группе
Краткосрочный проект
«Маршак – друг детей»
Выполнил воспитатель : Вебер Н. И.
Проект «Маршак – друг детей»
Участники проекта : Воспитатели группы; дети, родители воспитанников.
Тип проекта :
По содержанию: познавательно - творческий.
По числу участников: групповой
Публикация «Проект „Маршак — друг детей“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
По времени проведения: краткосрочный с 5/4 по 9/4 2021
По характеру: в рамках ДОУ
Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте.
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой ребенок является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание.
Актуальность проекта :
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.
Цель проекта : Познакомить детей с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
• Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака :
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Ванька-встанька»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- загадки
• Обогатить знания детей об окружающем мире : объекты социального назначения, природный мир, мир творчества, профессии и ремесла, предметный мир…
• Формировать эмоционально-образное восприятие произведений.
• Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, чувствовать и понимать образный язык сказок, пьес, рассказов, стихов…
• Воспитывать у детей способность сопереживать героям произведений.
• Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения удивляться красоте родной природы.
• Продолжать работу по формированию нравственного и патриотического воспитания.
• Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
• Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Гипотеза – педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап
3. Заключительный этап
Предполагаемый результат: в процессе реализации проекта у дошкольников будут формироваться интерес и любовь к книге, чтению. Приобретение интереса родителей к семейному чтению художественных литературных произведений.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап.
Содержание деятельности воспитателя и детей :
• выбор темы и ее актуальность;
• формулировка цели и определение задач;
- подборка материала по теме Проекта,
- подбор литературы по теме, буклетов и открыток,
- подбор пословиц и поговорок о книге,
- подбор иллюстраций, фотографий, буклетов, текстов художественных произведений,
- подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»
- подбор информации для родительского уголка,
- музыкальная подборка детских песен;
- подбор дидактических, сюжетных игр, физминуток;
• составление плана основного этапа Проекта;
• опрос детей.
Работа с родителями:
• Беседа с родителями о предстоящей работе над проектом.
• Объявление о начале работы проекта и его задачах.
Основной этап
• Оформление уголка: «Литературная гостиная С. Я. Маршака!»
• Знакомство с художественной литературой:
- «Багаж»,
- «Сказка о глупом мышонке»,
- «Сказка об умном мышонке»,
- «Где обедал воробей?»,
- «Вот какой рассеянный»,
- «Радуга-дуга»,
- «Ванька-встанька»,
- «Круглый год»,
- «Колечко»,
- «Детки в клетке»,
«Перчатки»,
- «Мяч»
- «Веселый счет»,
- загадки
• Беседы по ознакомлению с детскими годами Самуила Яковлевича Маршака;
• Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака;
• Разучивание и драматизация стихотворений из произведения «Багаж», «Почта», «Мяч» «Колечко;
• Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный»;
• Игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного движения по произведению «Мяч»
• Художественно - творческая деятельность:
- Рисование по произведению «Детки в клетке»;
- Аппликация «Поезд»;
- Слушание музыки;
• Д/и «Где обедал воробей?»;
• Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»;
• Разучивание с детьми пословиц о книге;
• Просматривание презентаций: «Самуил Яковлевич Маршак», «Произведения Маршака»;
• Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом»;
• Реставрационная совместная деятельность детей и педагога;
• Проведение итогового мероприятия: «Маршак – друг детей».
• Экскурсия в библиотеку
Работа с родителями:
• Заучивание произведений С. Я. Маршака для праздника «Маршак – друг детей»;
• Домашнее чтение произведений С. Я. Маршака;
3. Заключительный этап
Содержание деятельности воспитателя и детей :
• Литературная викторина по творчеству С. Я. Маршака
• Презентация проекта «Творчество С. Я. Маршака»;
Список литературы:
1. Маршак С. Я., Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М. :
Художественная литература, 1968. - С. 5-15.
2. Владимирова Л. А. «Поэзию я полюбил очень рано…» : [сценарий путешествия по Стране Маршака для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 9. - С. 4 - 8.
3. Зархи С. Б. «Я думал, чувствовал, я жил…» : [сценарий литературного вечера о Маршаке для старшеклассников] // Читаем, учимся, играем. - 2007. - № 8. - С. 11 - 21.
4. Киселёва Т. Это имя помнят и ребята, и взрослые : [из опыта работы библиотеки по популяризации творчества С. Я. Маршака] // Библиотека. - 2002. - № 10. - С. 42 - 44.
5. Миронова М. Чайнворд по стихотворениям С. Маршака // Жили-были. - 1996. - № 9. - С. 7.
6. Олиферова Л. Наши добрые соседи :Водевиль в трёх действиях с прологом (Продолжение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом» // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3. - С. 106 - 122.
7. Папулова С. Путешествие по стране Маршака : [сценарий] // Библиотека. - 2001. - № 9. - С. 70 - 72.
8. Подумай-разгадай : [загадки в стихах к произведениям Маршака] // Отчего и почему. - 2000. - № 3. - С. 18 - 19.
9. Светикова П. Литературный утренник, посвящённый творчеству С. Я. Маршака / Книги-детям. - М. : Детгиз, 1957. - С. 95 - 129.
10. Светлова Г. Что такое стихи? : [конспекты занятий по произведений С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 6. - С. 101 - 104.
11. Сорокина Н. В гостях у сказки : [театрализованная игра по сказкам С. Я. Маршака] // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 133 - 136.
12. Тикунова Е. «Мальчик из села Поповки» : [беседа по стихотворению С. Я. Маршака о войне] / Е. Тикунова. У войны не детское лицо // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 3.
13. Чурилова Э. Двенадцать месяцев : [пьеса по сказке С. Я. Маршака в варианте, доступном для дошкольников] // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 99 - 110.
14. С. Я. Маршак «Мой веселый звонкий мяч», «Планета детства» ,2012