Валентина Кубарева
Проект «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«МАСЛЕНИЦА»
ТИП ПРОЕКТА : информационно – творческий
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: неделя
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети среднего возраста, родители, воспитатели, няня.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : знакомством детей с праздником необходимо заниматься с малых лет, знакомить детей с народными праздниками, с традициями своего народа. Как показывает практика, дети дошкольного возраста имеют недостаточно представлений о народных традициях своего народа.
ЦЕЛЬ: познакомить детей с народными традициями праздника Масленица.
Публикация «Проект „Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
ЗАДАЧИ: совместно с родителями уточнить и расширить у детей представление о значении праздника; развивать интерес к познанию традиций Родины; воспитывать чувство любви к родному краю.
УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ: помощь в проведении образовательной деятельности, посещение с детьми народного гулянья «ПРОВОДЫ ЗИМЫ»
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: создание предметно- развивающей среды по теме проекта, дети приносят маленькие подарки другу,разучивание считалки «Едет масленица дорогая»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. ОД: «КАК НА МАСЛЕНОЙ НЕДЕЛЕ»
2. ОД: «ИГРЫ МАСЛЕНОЙ НЕДЕЛИ»
3. ОД: «ПРОВОДЫ»
Дидактическая игра» Попади снежком в ледяную крепость», «Какие бывают блины», дидактическое упражнение «Вручи подарок», динамическая пауза «Перезвон»
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
У детей сформируется представление о народных праздниках, о традициях празднования;
Продолжится формирование любви к родному краю, бережного отношения к его культурным ценностям.
ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : досуг»МАСЛЕНИЦА»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА : выставка поделок и рисунков, сообщение на МО и родительском собрании о результатах проекта.
Образовательная деятельность
ТЕМА:»
«КАК НА МАСЛЕНОЙ НЕДЕЛЕ»
ЦЕЛЬ: познакомить детей с историей возникновения праздника, с традицией празднования.
ЗАДАЧИ: упражнять в словообразовании, развивать мелкую общую моторику, совершенствовать навыки рисования и способы наклеивания.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: семь кругов из бумаги в виде блинов,листы бумаги в виде сковороды с не закрашенным
кругом в середине, цветные карандаши.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Ребята, сегодня я приглашаю вас на веселый народный праздник.
- ВЫ любите праздники? (Ответы детей)
-Какие праздники вы знаете? (Рассуждения детей)
-Есть конечно другие праздники, хотите узнать какие (ответы детей)
_ Масленица - веселый праздник, который появился очень давно,все его любят и празднуют его до сих пор. Масленица празднуется целую неделю- 7 дней. В эти дни празднуют окончание зимы.
- Дети подойдите к окну. Что вы видите? (солнце)
-Мы радуемся солнцу, люди уставшие от снега и холода, радуются солнышку. Проводам зимы и посвящен этот праздник.
Организуется игра: «Ладушки- ладушки»
-Семь дней продолжается праздник, и все дни пекутся вкусные блины.
-Дети, кто кушал и любит блины? Кто их приготовил? (Ответы детей)
- Ребята, на что похожи блины? (Рассуждения детей)
-ДА! Правильно на солнышко. Вот у нас есть блины – солнышки. Их столько, сколько дней длится неделя.
-Сколько? Правильно, семь. Давайте посчитаем вместе.
-Каждый блин расскажет про свой день и предложит свою забаву!
«ПЕРВЫЙ БЛИН»
- Начинается празднование в первый день недели- понедельник, его называют»встреча». В этот день делают куклу- чучело и строят снежные горки и начинают печь блины. Хотите печь блины?
РИСОВАНИЕ «ИСПЕКИ БЛИН НА СКОВОРОДЕ»
Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно нарисовать в центре круг и раскрасить его.
-Вот вылили на сковороду блинное тесто.
-Какого цвета тесто (БЕЛОЕ)
-А вы ребята, постарайтесь, испеките его до готовности – раскрасте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.
-Какую геометрическую фигуру мы нарисуем? (показ блинка- солнышко)
-Какого цвета взять карандаш (ЖЕЛТЫЙ)
Вот какие блины вы напекли. Покажем мамам блины и расскажем в какой день обязательно пекут блины.
Первый блин поиграл с нами.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТЕМА: «ИГРЫ МАСЛЕНОЙ НЕДЕЛИ»
ЦЕЛЬ: познакомить детей с играми праздника Масленица, традицией русского народа, воспитывать любовь к культуре родного края.
ЗАДАЧИ: упражнять в приеме наклеивания, развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
аудиозапись: народные, П. Чайковский- Времена года, Февраль, Масленица. Шарф для завязывания глаз, колокольчик, круги и полоски из бумаги желтого цвета, оборудование для аппликации. Листы бумаги с нарисованной снежной крепостью в одной части и снежками в другой.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Ребята, сегодня мы с вами продолжим отмечать праздник. Праздник проводы зимы. Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.
-В какие игры еще можно играть зимой (Ответы детей)
- ВЫ ребята хотите поиграть в снежки. Как мы будем играть в снежки в группе? (ситуация затруднения)
- Хотите узнать как, я сейчас покажу.
Дети рассаживаются за столы, детям раздается листок с изображением крепости и снежков.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «ПОПАДИ СНЕЖКОМ В ЛЕДЯНУЮ КРЕПОСТЬ»
-Как попасть снежком в крепость, если у нас есть карандаш? (Ответы детей)
-Постарайтесь бросить снежок точно в цель. (Дети проводят карандашом линии от снежком к крепости)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(под музыку дети выполняют танцевальные движения.)
Дидактическая игра «Попади снежком в ледяную крепость»
Постарайтесь бросить снежок точно в крепость.
Дети проводят карандашом линии от снежков к крепости
«Третий блин»
Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.
Аппликация «Солнышко»
Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучи, сходство станет еще большим.
Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга - «солнца».
«Четвертый блин»
Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются,
песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам,
петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.
Динамическая пауза «Перезвон»
Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних-предавних времен играли именно на Масленицу.
Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.
Все кто в круге поют:
Дили-динь, дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем!
Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.
Вот пришли к нам блины- солнышки, они с нами поиграли, сделали лучики блину.
- ДАВАЙТЕ ПОБЛАГОДАРИМ ИХ И ПОПРОЩАЕМСЯ ДО НОВОЙ ВСТРЕЧИ.
ДО СВИДАНИЯ 1, 2,3 БЛИНОК.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТЕМА: «ПРОВОДЫ»
ЦЕЛЬ: «познакомить с нравственными основами праздника, научить детей дарить подарки, использовать добрые слова.
ЗАДАЧИ: упражнять в словообразовании, воспитывать бережное отношение к окружающим людям, закрепить умение подбирать слова по смыслу, развивать речь детей.
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: подарки, блины.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Дети, посмотрите, что я вам принесла? (блины)
- Какой мы праздник отмечаем? (ответы детей)
Мы сегодня завершаем праздник – проводы Масленицы. К нам в гости прикатились 5, 6, 7 блинок.
Пятница - «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.
Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»
Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто. (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем. (блины).
Испекли для дочек - назовем. (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда. (блинок).
Огромный, как домище - назовем. (блинище).
- ПЯТЫЙ БЛИНОК С НАМИ ПОИГРАЛ.
«Шестой блин»
Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
Дидактическое упражнение «Вручи подарок»
Вы приготовили друг для друга маленькие подарочки. Подарите их своему соседу по парте. Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова. И не забудьте поблагодарить за полученный подарок.
Посмотрите, как мы с ИРИНОЙ Владимировной (помощник воспитателя) обменяемся подарочками:
- ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА, примите, пожалуйста, от чистого сердца, этот подарочек.
- Спасибо большое! Светлана Алексеевна, мне очень приятно и вам вручить этот скромный подарок, примите его пожалуйста.
- Благодарю вас, мне очень приятно получить от вас подарок.
-РЕБЯТА, ПОДАРИТЕ И ВЫ СВОИ ПОДАРКИ ДРУГ ДРУГУ.
«Седьмой блин»
Последний день Масленицы - «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.
_ ДЕТИ, ЗА ЧТО НУЖНО ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЕ? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
_ КАК НУЖНО ПРАВИЛЬНО ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЕ?
-РЕБЯТА, ПРОСТИТЕ МЕНЯ ПОЖАЛУЙСТА!
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.
А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.