Папки-передвижки

Проект «Мастерская народной мудрости»

Наталья Федотова
Проект «Мастерская народной мудрости»

Проектная деятельность с детьми

ПРОЕКТ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ «МАСТЕРСКАЯ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ»

Федотова Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Чуварлейский детский сад «Колокольчик»

Ведение. Народное декоративно- прикладное искусство более всех остальных видов творчества понятно и доступно детям, оно помогает лучше узнать традиции своего края, его национальные богатства. Через него дети лучше приобщаются к народной культуре, традициям, истории народа, воспитывается художественно-эстетический вкус. Это направление помогает нам в реализации парциальной программы «Социокультурные истоки», делает нашу работу более полноценной, яркой, запоминающейся. В рамках этой программы получил своё начало проект по художественно-эстетическому развитию «Мастерская народной мудрости».

Публикация «Проект „Мастерская народной мудрости“» размещена в разделах

Тип проекта : групповой, творческий.

Направление: художественно-эстетическое развитие.

Срок реализации: среднесрочный (сентябрь-ноябрь) Занятия по реализации проекта проводятся во второй половине дня, 3 раза в неделю, на которых проводится параллель сравнения 3 культур: русской, чувашской, мордовской.

Участники: дети подготовительной группы «Солнышко», воспитатель, родители. Приоритетный вид деятельности – художественно-продуктивный. Интеграция музыкально – художественной, игровой, коммуникативной, познавательной, физической деятельностей.

Актуальность темы. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа, проживающего на её территории, наглядно демонстрирует его моральные эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к искусству, природе, окружающей действительности. На его территории Алатырского района дружно живут три многочисленные нации: русские, чуваши, мордва. На примере сосуществования этих замечательных самобытных культур, и нужно привить детям огромный духовный заряд, эстетический и художественный вкус, приобщить с истории русского, чувашского, мордовского народов.

Цель проекта : Формирование художественно-эстетического развития дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства на примере русского, чувашского, мордовского народов. Гипотеза проекта : предполагаю, что специально организованная работа по ознакомлению с декоративно – прикладным искусством русского, чувашского, мордовского народов влияет на формирование художественно-эстетического вкуса, творческой активности и художественно-продуктивной деятельности детей

Задачи проекта : 1. Познакомить детей с произведениями декоративно – прикладного искусства русского, чувашского, мордовского народов; 2. Определить уровень восприятия и использование детьми декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности;

3. Уточнить знания детей о символике русского, чувашского и мордовского узоров, учить создавать орнамент и сюжетные композиции по их мотивам;

4. Учить передавать своё представление об историческом прошлом своего района посредством создания предметов быта, кукол-оберегов, эскизов национальных костюмов;

5. Формировать художественно-эстетическое отношение к миру;

6. Воспитывать у детей чувство причастности к русской, чувашской., мордовской культур, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.

Ожидаемый результат:

1. Устойчивый интерес к культуре русского, чувашского, мордовского народов.

2. Знание истории русского, чувашского, мордовского народного костюма, кукол и предметов быта.

3. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.

4. Создание достаточных условий для развития художественно-эстетических и творческих способностей детей средствами народного декоративно-прикладного искусства.

5. Умение составлять и лепить узоры, с включением символики русского, чувашского, мордовского народов;

6. Самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях. 7. Привлечение родителей к совместной реализации проекта.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап - анкетирование детей по теме проекта; -консультации для родителей «Влияние декоративно-прикладного искусства на художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста;

- подбор информационно – методического обеспечения проекта;

- привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта; - изучение литературы по теме проекта;

- обновление содержания предметно – развивающей среды.

Основной этап:

1. 1 неделя сентября познавательная деятельность «Знакомство с культурой русского народа»

«Знакомство с культурой чувашского народа»

«Знакомство с культурой мордовского народа»

2. 2 неделя сентября познавательная «Русские орнаменты»

«Чувашские орнаменты»

«Мордовские орнаменты»

3. 3 неделя сентября Изобразительная (конструирование с использованием набора Фрёбеля) Составление русских орнаментов.

Составление чувашских орнаментов.

Составление мордовских орнаментов.

4 неделя

сентября Изобразительная (рисование) История русского национального костюма. Его эскиз.

История чувашского национального костюма. Его эскиз

История мордовского национального костюма. Его эскиз.

5. 1 неделя октября Изобразительная деятельность (аппликация) История русской матрёшки. Аппликация.

История чувашской матрёшки. Аппликация.

История мордовской матрёшки. Аппликация.

6 2 неделя октября Изобразительная деятельность (ручной труд) Русская тряпичная кукла –«Колокольчик»

Чувашская тряпичная кукла «Берегиня»

Мордовская тряпичная кукла- оберег.

7 3 неделя октября Изобразительная деятельность (лепка) «Русский самовар»

«Чувашский резной ковш «курка»

«Мордовской тарелки»

8 4 неделя октября Композиция русского народного танца «Барыня»

Композиция чувашского народного танца «Перепляс»

Композиция мордовского народного танца «Девушка пляшет, красоту кажет»

9 5 неделя октября Игровая 1. Дидактические игры «Найди схожесть в национальных орнаментах», «Собери картинку», «Составь узор»;

2. Настольно - печатная игра «Собери посуду»;

3. Подвижные народные игры «Гори, гори ясно», «Коршун и цыплята», «Торговец горшков»

Заключительный этап:

1. Мониторинг знаний детей.

2. Создание лепбука «Мастерская народной мудрости»

3. Заключительное мероприятие к Дню народного единства «Музей национальных культур»

4. Отчёт-презентация на педсовете о проделанной работе.

Библиографический список:

1. Васильева Л. Г. Приобщение детей 2-3 лет к народному искусству родного края: методическое пособие - Чебоксары: ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2015.-92с. : 16 ил. 2. Васильева Л. Г. Детское орнаментальное творчество: учебно- методическое пособие - Чебоксары: ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2015.-96с. : цв. ил.

Воспитание в дошкольном учреждении: практический журнал – 2012. № 3.

3. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников: учебно- методическое пособие - Чебоксары: «Новое время», 2006.-104с. : цв. вкл.

4. Дошкольник: теоритический и научно-методический журнал – 2012. - № 6.

5. Знакомство детей с русским народным творчеством : Конспекты занятий, сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.

6. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс,2010. – 304с. : ил.

7. Косарева В. Н. Народная культура и традиции, – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС,2014. 8. Махалова И. В. Программа по приобщению детей 6-7 лет к национальным традициям физического воспитания «Родники здоровья» : примерная парциальная образовательная программа – Чебоксары: Чуваш. кн. изд. -во, 2015.-79с. 9. Обереги своими руками: специальный выпуск газеты «Приключения, тайны, чудеса»№ 2- ЗАО «Дзержинская типография».-Дзержинск, 2016. 10. Пантелеева Н. Г. Народные праздники в детском саду: Методическое пособие. – М. :МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2014. 11Семёнова В. Народная кукла : коллекция кукол мордовского края. Издатель М. Шапкарин. -Саранск. -2014. 12. Тимофеева Л. О. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края: программа, конспекты: М, СПб. : ООО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»-2015. 13. Фольклорно – экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/авт. -сост. Г. А. Лапшина,2008. 14. Цыгвинцева О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. –,2013. 15. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя)

Публикации по теме:

Детско-родительский проект в младшей группе «Удивительная мастерская звездочек» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 Адмиралтейского района Санкт- Петербурга.

Педагогический проект по трудовому воспитанию «Мастерская добрых дел» МКУ «Центр помощи детям» КГО Педагогический проект «Мастерская добрых дел» Разработали: Архипова О. С. Плаксина Л. Н Набиулина.

Проект «Волшебная мастерская. Продуктивные виды деятельности» Актуальность темы: Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, аппликации,.

Проект «Мастерская по чеканке «Дархан»Проект «Мастерская по чеканке «Дархан» ПРОЕКТ «Мастерская по чеканке «Дархан» Автор Лескова Анна Сергеевна Потёмкина Нина Александровна ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Цель проекта:.

Проект по художественно-эстетическому развитию «Мастерская умельцев» Проект по художественно-эстетическому развитию "Мастерская умельцев". Тип проекта: Творческий, практический, познавательный. Вид проекта:.

Проект «Театральная мастерская» для дошкольного возраста Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство.

Сценарий игры-квеста с детьми логопедических групп «Фольклор — кладезь народной мудрости» (часть ll) Елена Алексеевна Ященко, Екатерина Владимировна Позднякова, Ирина Георгиевна Савинова, Татьяна Анатольевна Сущак, Валентина Викторовна Крючева.

Социально-значимый проект «Музыкальная мастерская» МБУДО: «Центральная детская музыкальная школа» ПОДАРИТЕ ДЕТЯМ ПРАЗДНИК! СОЦИАЛЬНО – ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ: «МУЗЫКАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ» Автор и.

Стенгазета ко Дню пожилого человека «Поздравляем с днем мудрости и доброты»Стенгазета ко Дню пожилого человека «Поздравляем с днем мудрости и доброты» Стенгазета ко дню пожилого человека "Поздравляем с днем мудрости и доброты". В нашем детском саду "Дуняша" города Абакана Республики Хакасия.

Фотоотчет о мастер-классе «Сова — символ мудрости и прозорливости»Фотоотчет о мастер-классе «Сова — символ мудрости и прозорливости» Здравствуйте дорогие коллеги! Поздравляю, Вас, с профессиональным праздником Днём Воспитателя! Для вас в подарок я сделала вот такую Сову.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мастерская народной мудрости»
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 21:13
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД