Татьяна Верещагина
Проект Мастерская Самоделкина.
▼ Скачать + Заказать документы
Проект Мастерская Самоделкина
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи
Проект
«МАСТЕРСКАЯ САМОДЕЛКИНА»
Номинация:
Инновационные Проекты педагогов дошкольного образования
Срок реализации проекта : сентябрь, 2011г. – май, 2012 г.
Автор проекта : Верещагина Татьяна Евгеньевна
воспитатель МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи
г. Оха, 2012г.
Обоснование актуальности
Всегда найдется дело для умелых рук,
Публикация «Проект Мастерская Самоделкина,» размещена в разделах
Если хорошенько поглядеть вокруг.
А тот, кто дела не найдет,
Пусть скучает целый год.
М. Ивенсен
Природный материал - это кладовая для развития детского творчества. Формирование любви и интереса к труду - одна из основных задач воспитания детей. В различных видах детского труда содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора профессии в дальнейшем.
Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, и формирования первых трудовых навыков. Чтобы помочь детям не остаться гостем в природной мастерской, и чтобы они стали хозяевами, задумались над тем, чем станут их встречи с природой в этой мастерской-забавой, заполнением свободного времени или в это время ребенок захочет заняться интересной работой, приучающей его к систематическому труду.
Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала - труд кропотливый, интересный, необходимый и очень приятный. Природный материал сам по себе кладезь для фантазии и игры воображения. А если соединить его с ловкостью рук, то все можно оживить, дать вторую жизнь.
Ребенок, как губка впитывает все, что видит и слышит. Творчество рассматривается учеными, как человеческая деятельность высшего уровня. В процессе творческой деятельности изменяется и сам человек, и личностные качества, и он становится творческой личностью. Отечественные психологи и педагоги: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддяков, Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, поделки. Новизна открытий продукта - первая важная особенность детского творчества. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата.
Детское творчество носит характер экспериментирования, которое необходимо развивать в двух направлениях, во-первых, постоянно расширять арсенал объектов, во- вторых, давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разных видах деятельности.
Цель проекта : Формировать творческие способности ребенка через организацию занятий по ручному труду.
Задачи проекта :
1. Применить в практике работы дошкольного учреждения наиболее эффективные формы, методы и приемы работы для развития творческих способностей детей.
2. Раскрыть способности детей средствами ручного труда и художественного конструирования.
3. Привлечь родителей и педагогов для развития творческой деятельности детей.
4. Развивать и реализовывать эффективные формы, методы и приемы работы.
Сроки реализации проекта : сентябрь. 2011 – май, 2012
Участники проекта :
Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели.
Ожидаемый результат:
Развитие свободной творческой личности;
Развитие потребности детей в создании собственной поделки;
Научатся видеть необычное в обычном предмете;
Увеличение числа семей, занимающихся с детьми ручным трудом;
Организация персональной выставки поделок в рамках дошкольного учреждения Т. Е. Верещагиной;
Конкурс «Новое и удивительное своими руками» на районном уровне, где будут представлены поделки изготовленные воспитанниками ДОУ и их родителями.
Практическая значимость реализации проекта состоит в разработке
• Диагностических методов по выявлению и развитию творческих способностей детей средствами ручного труда и художественного конструирования.
• Форм и методов практической работы с детьми средствами ручного труда и художественного конструирования в рамках реализации системной педагогической деятельности.
• В обеспечении ориентации содержания знаний, умений и навыков на развитие и саморазвитие личности ребенка. Детское экспериментирование необходимо развивать через постоянное расширение арсенала объектов и возможность использовать самостоятельно обнаруженные детьми свойства объектов в разных видах деятельности.
• В организации преемственности в работе с семьями воспитанников по развитию умственных способностей ребенка средствами ручного труда.
• Предложений и рекомендаций по работе с детьми и родителями по подготовке к обучению в школе.
Большое влияние ручной труд оказывает на умственное развитие ребенка, развитие психических процессов. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного и бросового материала способствует развитию у детей внимания, формирует его произвольность. Поделки из различного материала удовлетворяют любознательность и любопытство детей. В таком труде присутствует новизна, творческий поиск, возможность достижения более совершенных результатов.
Социумом для ребенка является семья и детский сад, которые оказывают влияние на формирование гармоничной личности. В семье и в детском коллективе ребенок впервые познает себя и мир, который его окружает, формируется положительное отношение к трудовой деятельности.
Основные формы внедрения результатов проекта
в практику работы учреждения
• Теоретические - предполагают рассказ о значении ручного труда, его влиянии на развитие умственных способностей ребенка, об использовании упражнений по художественному конструированию в повседневной жизни и самостоятельной деятельности.
• Практические- обеспечивают обучение новым упражнениям, совершенствование умений изготавливать новые поделки из природного материала; анкетирование родителей по развитию творческих способностей детей.
• Самостоятельные - предусматривают самостоятельное выполнение заданий, проявление индивидуальности, реализацию своих возможностей и способностей.
• Индивидуальные - направлены на совершенствование умственных способностей детей, которые имеют слабую подготовку или, наоборот, сильную.
Распределение работы по этапам деятельности:
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап - Подготовительный Определение цели и задачи;
Осуществление сбора и уточнения информации;
Выбор оптимальных вариантов;
Составление плана деятельности.
Принимают цели и задачи, предложенные воспитателем;
Дополняют собственными.
2 этап – Практическая деятельность по решению проблемы Организация работы через занятия с применением эффективных методов и приемов;
Оказывает практическую помощь детям.
Формируют знания, умения, навыки,
Изготовление поделок.
3 этап – Анализ проектной деятельности и оценка результатов Анализ деятельности детей и соотношение полученных результатов с поставленными задачами.
4 этап - Презентация проекта “Персональная выставка Т. Е. Верещагиной” Организация презентации проекта через выставку поделок. Участвуют в организации выставки.
Схема осуществления проекта
Разделы программы Виды детской деятельности
Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры: “Магазин подарков” и т. д
Пальчиковые игры.
Учебно – познавательная деятельность Тематические занятия
Художественно – речевая деятельность Загадки о природных явлениях, животных и т. д.
Чтение художественной литературы
Заучивание стихотворений
Рассматривание иллюстраций по темам занятий
Составление рассказов о своей поделке
Ознакомление с природой Наблюдение за явлениями природы, за ветками березы, ели, сосны.
Дидактические игры: “Узнай по описанию”, “Что лишнее?”, “С какого дерева листок”, “С какого дерева ветка?” и т. д
В работе не требуются дорогостоящие материалы ни трудоемкие, ни технически сложные действия. Практически всю работу дети выполняют самостоятельно. Полученный при этом результат всегда эстетически и эмоционально привлекателен. Но при этом ребенку не просто заниматься целенаправленной трудовой деятельностью, тем более доводить ее до конца. В связи с этим на занятии встает важная задача — сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. С этой точки зрения значимы как конечный результат, эмоционально и эстетически привлекательный и посильный процесс изготовления. Для этого от воспитателя требуется: все этапы работы тщательно продумать, подготовиться к занятию с детьми, чтобы у детей не возникли технические проблемы. В основе такого методического подхода, положена идея: ребенок должен самостоятельно создавать нечто свое, новое, используя приобретенные навыки и умения.
План реализации проекта
№ Мероприятия Сроки Ответственный
1 Анкетирование родителей Сентябрь 2011г - май 212 Т. Е. Верещагина
2 Сбор бросового материала Сентябрь 2011г Т. Е. Верещагина
3 Диагностическое обследование детей
Сентябрь, ноябрь, май Т. Е. Верещагина
4 Работа с родителями:
Памятка для родителей «Что могут дети шестого года жизни»;
Практикум «В мастерской Самоделкина»;
Консультация «Бумага + творчество = оригами»;
Консультация «Что необходимо для изготовления поделок?».
В течение реализации проекта Зам. заведующего по ВМР,
Т. Е. Верещагина,
психолог
5 Работа с детьми:
Беседы, игры;
Тематические занятия по изготовлению поделок из различных материалов;
Просмотр видеофильма, рассматривание иллюстраций;
Составление рассказов о своей поделке. В течение реализации проекта Т. Е. Верещагина
6 Мастер-класс для педагогов «Изготовление поделок новогодней тематики» Декабрь, 2011 Т. Е. Верещагина
7 Конкурс на лучшее изготовление поделок на тему «Рождественская сказка» Январь, 2012г Зам. заведующего по ВМР, Т. Е. Верещагина
8 Организация мини-музея поделок в группе ежемесячно Т. Е. Верещагина
9 Персональная выставка поделок в рамках ДОУ Т. Е. Верещагиной. Март, 2012г Зам. заведующего по ВМР, Т. Е. Верещагина
10 Выпуск буклетов для родителей «Наши поделки» Апрель, 2012г Т. Е. Верещагина
11 Конкурс совместного творчества детей и взрослых «Новое и удивительное своими руками» Май, 2012г Зам. заведующего по ВМР, Т. Е. Верещагина
12 Транслирование результатов проекта в газете «Сахалинский нефтяник». Май, 2012г Т. Е. Верещагина
Ресурсное обеспечение проекта
Содержание деятельности Мероприятия
Нормативно-правовая база 1. Закон РФ «Об образовании»
2. Устав МДОУ
3. Типовое положение ДОУ
4. Концепция дошкольного воспитания
5. Конвенция о правах ребенка
6. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и режиму воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении.
7. Программа развития МБДОУ
8. Образовательная программа МБДОУ
Организационно-педагогическая деятельность 1. Создание предметно-развивающей среды
2. Разработка перспективного плана по работе с детьми и родителями.
3. Создание системы мониторинга качества реализации проекта.
4. Организовать работу с родителями и педагогами: родительские собрания; беседы; консультации; анкетирование; привлечение к подготовке к конкурсам; открытые, практические занятия; ознакомление с результатами диагностики
Научно-методическое сопровождение 1. Разработка критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
2. Разработать конспекты занятий;
3. Выставка научно-методической литературы по теме проекта.
Информационное сопровождение 1. Изготовить информационные стенды для родителей;
2. Оформить папки-передвижки;
3. Создать и использовать видеотеку и медиатеку для родителей и педагогов;
4. Дни открытых дверей;
5. Выставки детских работ.
Материально-техническое сопровождение 1. Технические средства обучения (ТСО) : - музыкальный центр; - комплекты компакт-дисков и аудиокассет с релаксационными мелодиями и детским репертуаром; цифровой фотоаппарат.
2. Стенды для оформления выставки.
Описание проекта
В группе была оборудована творческая мастерская, где расположены разнообразный материал для творчества: бросовый - пробки, проволока, крышка, киндер сюрпризы, фломастеры, пластмассовые бутылки, ткань и многое другое, природный материал: веточки, листья, шишки, орехи, скорлупа, засушенные цветы, а также бумага разного качества, цвета, формы, размера, ножницы, клей. Помимо этого для мотивации детей к проявлению творчества, фантазии, воображения ребятам были предложены альбомы с образцами игрушек и поделок. Весь материал и инструменты расположены в доступном для детей месте.
Также в ходе работы с детьми было проведено много экскурсий и целевых прогулок, во время которых нацеливалось внимание детей на то, как можно использовать тот или иной материал в работе. В группе коллективно выясняли, где его можно применить. Интересные и необычные находки рассматривали особенно внимательно, выясняли, на что это похоже? Также для развития воображения детей проводились игры «Дорисуй фигуру», «Несуществующее животное», «Что художник забыл дорисовать?»
Работа по изготовлению поделок проводилась по следующей схеме:
Определение и выявление частей поделки
Отбор необходимого материала и инструментов
Зарисовка будущей поделки по частям
Изготовление основных частей поделки
Изготовление дополнительных деталей
Соединение частей поделки, игрушки
Украшение поделки, игрушки.
Важным моментом в работе с детьми стало обязательное изготовление поделок, игрушек руками воспитателей, с целью привлечения детей к погружению в удивительный мир творчества. Главное для педагога дать детям понять, что они смогут, справятся, их труд будет оценен по достоинству, что работа, выполняемая ими целесообразная, важная и нужная. Обязательно организовывались выставки результатов детского труда, также игрушки, поделки, изготовленные детьми использовались в оформлении групп к праздникам, для поздравлений родителей и сотрудников детского сада.
В процессе изготовления поделок использовалось художественное слово - загадки, стихотворения, волшебные сказки, чтобы разбудить воображение детей, подтолкнуть их к собственному видению будущей поделки, проявить и реализовать творческую задумку.
В работе с детьми использовались индивидуальные и коллективные работы. В ходе изготовления коллективных работ каждый ребенок имел возможность внести свою лепту, свой замысел, проявить инициативу, реализовать свое видение поделки. Большое внимание уделялось развитию нравственно-волевых качеств: умения добиться поставленной цели, ответственности, старательности, аккуратности. Проводилась большая работа по воспитанию у детей эстетического вкуса, умение видеть прекрасное, неповторимое и воплощать увиденное в своей работе. После изготовления поделки давалась оценке детьми и взрослым, чтобы никого не обидеть, выбираем работы:
• Самую смешную
• Самую прочную
• Самую необычную
• Самую красивую и так далее
Обязательным условием работы было продумывание названия поделки. В процессе изготовления поделки старались вовлечь всех детей. С робкими, застенчивыми, малоактивными сначала изготавливали самые простые поделки, постепенно вовлекая их в коллективное изготовление поделок.
Описание промежуточных результатов, полученных в ходе реализации проекта :
Критерии:
Умение отбирать материал и инструмент;
Умение планировать изготовления поделки;
Эстетически оформляет поделку;
Самостоятельность в изготовлении поделок;
Проявление фантазии;
Умение составлять композицию.
ВЫВОД
Сравнительный анализ результатов (за два месяца, полученных в ходе реализации проекта, позволяет сделать вывод о положительной динамике роста. Можно отметить, высокий уровень повысился на 20%, низкий снизился – на 15%.
Материально-техническое оснащение
Выставочные стенды для демонстрации поделок
Музыкальный центр
Финансово – экономическое обоснование затрат
Наименование Примерное количество Примерная стоимость
Выставочные стенды на заказ
3 10 000 рублей
Агитация в средствах массовой информации – объявление в газете
1
1500 рублей
Призы и грамоты для победителей и участников конкурса
- 5 000 рублей
Компакт-диски
12 600 рублей
ИТОГО: 17 100 рублей
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Лучшие поделки из бумаги и картона. – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007. – 241 с.
2. Агапова И. А., Давыдова М. А. Подлеки из природных материалов. – М. : ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006. – 256 с.
3. Агапова И., Давыдова М. Аппликации. / М. : ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2008. – 192 с.
4. Браун С. Игры, поделки и обучающие развлекалки для вашего малыша своими руками / Синтия Браун; художник-оформ. А. Киричек. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 288 с.
5. Белякова О. В. Волшебная бумага, или Бумажные фокусы / О. В. Белякова, А. В. Щеглова. – Ростов н/ Д: Феникс, 2006. – 254 с.
6. Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов / С. Гирндт; пер. с нем. А. П. Прокопьева. – Изд. 4-е. – М. : Айрис-пресс, 2005. – 192 с.
7. Золотая коллекция идей для детского досуга. – М. : Эксмо, 2007. – 128 с.
8. Козлина А. В. Уроки ручного труда в детском саду: Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.
9. Румянцева, Е. А. Простые поделки без помощи мамы / Е. А. Румянцева. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
10. Романовская А. Л., Чезлов Е. М. Забавные поделки, крупные и мелкие: Бумага, ткань, соломка, глина, камушки / А. Л. Романовская, Е. М. Чезлов. – М. : АСТ, Мн. : ООО «Харвест», 2006. – 96 с.
11. Румянцева Е. А. Делаем игрушки сами. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 192 с.
12. Соколова С. Театр оригами: Игрушки из бумаги. – М. : Изд-во Эксмо; СПб. : Валери СПД, 2004. – 224 с.
13. Сержантова Т. Б. Оригами. Новые модели / Т. Б. Сержантова. – Изд. 2-е. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
14. Сержантова Т. Б. 100 праздничных моделей оригами / Т. Б. Сержантова. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 208 с.