Проект «Матрёшка»

Ирина Шувалова
Проект «Матрёшка»

Проект

«Матрёшка-игрушка наших бабушек»

Выполнила: воспитатель

группы раннего возраста

МБДОУ детского сада «Пчёлка»

Шувалова Ирина Александровна

2015год

Паспорт проекта

"Мы уверены в том, что народная игрушка

является, при тщательном ее изучении,

неисчерпаемым источником мудрой

и творческой педагогики".

Е. Флерина.

Тема: «Матрёшка - игрушка наших бабушек».

Классификация проекта:

- по составу участников – коллективный проект (групповой);

- по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края;

- по тематике – творческий проект;

- по срокам реализации – кратковременный проект.

Вид проекта: ролево-игровой.

Цельпроекта:создать условия, способствующих раскрытию творческих и интеллектуальныхспособностей младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.

Задачи:

- сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке матрёшке;

- вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;

- формировать умение передавать свое отношение к игрушке;

- воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;

- поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться; - способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;

- развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук;

- обогащать словарный запас дошкольников;

- способствовать формированию у родителей потребности в частом общении

с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи;

- формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

Программное содержание проекта:

познакомить с самой популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.

План реализации проекта:

1. Тема и ее происхождение «Мы веселые матрешки».

В рамках цикла: «знакомство с народными промыслами».

2. Интеграция областей в рамках НОД и совместной деятельности, которые можно изучать в ходе реализации проекта: художественное творчество (сарафан для матрёшки, конструирование (построение домиков для матрёшек, аппликация (сарафан для матрешки, лепка (украшаем матрешку, математика (дидактические игры, театрализация, физкультурное развитие: утренняя гимнастика, хороводные и подвижные игры.

3. Необходимые материалы: плотный картон белого цвета, вырезанные трафареты матрешек, кисти, гуашь, цветная бумага, клей, пластилин, «строительный материал», костюм матрешки, цветные карандаши,выставка игрушек матрешек.

Актуальность проекта:

В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Я решила помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях на примере народной игрушки, проявлять интерес к изготовлению разнообразных игрушек и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе, конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду.

Основные задачи можно сформулировать так:

1. Выяснить влияние русской народной игрушки - матрешки на эстетическое развитие дошкольника.

2. Учить детей изображать игрушку (в лепке, аппликации, рисунке, в игре).

Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:

1) Рассматривание и описание детьми матрешек.

2) Рассказ воспитателя о матрешке и ее мастерах. (Сказка о происхождении, рассматривание и описание матрешек).

3) Чтение детям рассказов, стихов, потешек с персонажем - матрешкой.

4) Дидактические и хороводные игры с участием матрешки.

Работа проходит в несколько этапов:

а) изучение представлений детей о матрешке (рисование);

б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества (лепка, конструирование);

в) мастер – класс для родителей «Как играть с матрешкой» через родительский уголок; консультация для родителей «Воспитательное значение народной игрушки»;

г) составление стихов и потешек о матрешке (совместная деятельность детей с родителями – книжки малышки);

д) использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей;

е) создание мини-музея «Такие разные, но все матрёшки».

Сроки: 2 недели (март).

Основные этапы проекта:

1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

1. Изучение и подбор материала об истории происхождения матрёшки.

2. Подбор стихотворений и рассказов о матрешке.

3. Изготовление дидактических игр по данной теме.

4. Изготовление игрового пособия «Матрёшка».

5. Изготовление родителями книжек-малышек.

2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ:

1. Беседы об истории возникновения и развитии матрешечного дела.

2. Чтение стихотворений, рассказов о матрешке.

3. Беседы: «Матрешка-любимая игрушка», «В гости к матрешке», «Матрешка-символ России».

4. Дидактические игры: «Разложи и собери матрешек вместе», «Из чего сделано?», «Угадай на ощупь», «Собери матрёшку», «Наряжаем матрешку», «Найди домик для матрёшки».

5. Сюжетно-ролевые игры: «Матрешка встречает гостей», «Экскурсия в музей».

6. Музыка: Разучивание танцев «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки».

7. Рисование: «Сарафан для матрёшки»

8. Конструирование «Домик для матрёшки»

9. Лепка «Украшаем матрёшку»

10. Аппликация «Наряд для матрёшки»

3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:

1. Выставка детских работ «В гости к нам пришли матрёшки».

2. Развлечение «В гостях у матрешки».

3. Создание мини-музея «Такие разные, но все матрёшки».

4. Презентация книжек-малышек.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:

В ходе проекта дети узнали о возникновении народной игрушки-матрешки.

У детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

Реализовался процесс сотворчества родителей с детьми.

Участие в проекте 65% семей,ознакомились с мастер-класс для родителей «Как играть с Матрешкой».

Заинтересованность детей темой: «Матрёшка-игрушка наших бабушек», проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме.

Принесение детьми из дома своей литературы для чтения.

Организация в детском саду для детей 1 младшей группы презентации своих книжек – малышек о матрешках и создание мини-музея «Такие разные, но все матрёшки».

Приложение 1

Изготовление игрового пособия «Матрёшка» для детей раннего

возраста

Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук.

Описание развивающих возможностей игрового пособия.

В процессе игры с пособием дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов по их признакам – качеству материала, цвету, форме, величине. Действуя с предметами они приобретают навыкиработать с деталями на липучках, достать понравившейся предмет, прикрепить его, снять, убрать на место, пособие способствует развитию творческой фантазии и художественного вкуса.

Игровые задачи:

-Укрась матрешке платок (умение чередовать детали (цветы) по цвету называть их, называть геометрические фигуры).

-Укрась матрёшке сарафан (развитие концентрации внимания; аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей).

-Узор на сарафане (формировать умения работать по образцу и создания собственного изделия).

-Собери бусы (развитие мелкой моторики пальцев рук, умение чередовать детали (пробки) по цвету.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Матрёшка» Тематический план к проекту: «Матрешка, любимая игрушка» 2 мл группа. 1 Знакомство с народной игрушкой – матрешкой. Заучивание стихотворения.

Городской конкурс «Русская матрёшка»Городской конкурс «Русская матрёшка» Месяц назад у нас городе был объявлен конкурс "Русская матрёшка" А название и сам конкурс пришёл к нам из города Череповца, который находится.

НОД «Русская матрёшка»НОД «Русская матрёшка» Содержание организованной образовательной деятельности. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.

Открытое занятие «Русская матрёшка»Открытое занятие «Русская матрёшка» Ход занятия: По всей группе расставлены игрушки Матрёшки (с заданиями для детей) Воспитатель привлекает внимание играющих детей в нарядных.

Педагогический проект «Русская матрёшка» для детей младшей группы «Колокольчик» на 2014–2015 учебный год Паспорт проекта Тема: «Русская матрёшка» Руководитель проекта М. В. Кулешова "Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном.

Проект «Матрёшка» Для реализации комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса я активно использую проектный метод. С учётом интересов.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Русская матрёшка» Моё направление работы нравственное воспитание детей раннего и младшего возраста. В этом году дети моей группы впервые пришли в детский.

Проект «Весёлая матрёшка» .

Русская матрёшкаРусская матрёшка Хочется поделиться, как в нашей группе проходил проект «Русская матрёшка». В наше время дети не владеют достаточной информацией о традиционной.

Сценарий утренника «Русская матрёшка» в начальных классах Русская матрешка. На праздник дети приходят с флажками, на которых нарисованы матрёшки. Выставка рисунков, поделок матрёшек- игольниц, аппликации.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Проект «Матрёшка»
Опубликовано: 28 октября 2015 в 15:45
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о участие в конкурсе «Воспитатель 2019 года»
В России конкурс «Воспитатель года» стал пользоваться большой популярностью в педагогической дошкольной среде. Участие в нём требует определённой...
Фотоотчет «22 марта — Сорок сороков, или Жаворонки»
Мероприятие , проведенное совместно с сотрудниками Музея им. Худякова А. А города Балахны. Мастер - класс "Жаворонок" из соленого теста. Игры и музыкальные...
Журнал центра поликультурного образования «Мы разные, но мы вместе»
Поликультурное образование – это образование, построенное на идеях подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях многонациональной и поликультурной...
Аппликация во второй младшей группе «Яблоневое дерево»
Какой ребёнок не любит творить? Одним из видов творчества является аппликация. Аппликация помогает маленькому человеку познать цвет и форму, познакомит с...
Дидактические игры для детей первой младшей группы
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию дидактические игры , которые я сделала для своих малышей. Игры получились красочные, яркие....