Лада Макаренко
Проект «Метеостанция «Юные исследователи» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Метеостанция в нашем ДОУ»
Составила воспитатель:
Макаренко Л. А.
2021г.
Введение
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы, становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой.
Публикация «Проект „Метеостанция „Юные исследователи“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Метеостанция, метеорологи. Проекты
- Погода и природные явления
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2021
Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.
Актуальность проекта :
Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален?
Во-первых, процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.
Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике;
В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Пояснительная записка
Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно - пространственная среда (группы, участка, должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке, должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
-эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Проблема:
У дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.
Цель проекта :
Создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности младших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с профессией метеоролога;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
- познакомить детей с назначением метеорологической станции;
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером,, ветряным рукавом,шкалой изеряющей силу ветра.
- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
- формировать представления о четырех частях света.
Вид проекта :
информационно – исследовательский.
Возраст детей, на которых рассчитан проект :
Вторая младшая группа 3-4 года
Продолжительность проекта :
Июль 2021г. - декабрь 2022г.
Этапы проекта :
Подготовительный:
-обозначение цели проекта;
-постановка задачи данного проекта;
-определение сроков проведения проекта;
-составление плана работы над проектом.
Основной:
-изготовление приборов – помощников;
-работа на метеостанции.
Заключительный:
-подготовка отчета с презентацией.
Предполагаемые результаты:
-развить умение детей работать с приборами, составлять прогноз погоды;
-иметь простейшие представления о температуре воздуха, о направлении и силы ветра, о частях света;
-знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Запланированные формы работы по проекту :
1. Беседы
2. Наблюдения в природе
3. Книга народных примет
4. Опыты-эксперименты
5. Чтение художественной литературы
6. Дидактические игры
7. Сюжетно-ролевые игры
8. Слушанье музыки
9. Работа с родителями
Содержание проекта :
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили сделать на своем участке метеостанцию.
Для наблюдения за погодой будут использованы традиционные приборы (термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, ветряной рукав, шкала измерения силы ветра).
Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
- наблюдать за небом и облачностью,
- с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,
- измерять количество осадков с помощью дождемера,
- определять температуру воздуха с помощью термометра,
Перспективный план работы над проектом
Что такое метеостанция? Познакомить с метеостанция и её оборудованием. Презентация.
Что такое погода? Продолжать знакомство с погодными явлениями беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление»
Народные приметы: знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду;
Откуда дует ветер?
Измерение осадков. Познакомить со способами измерения осадков. Занятие на метеоплощадке
Чем измерить скорость ветра? Познакомить со способами определения скорости ветра Занятие на метеоплощадк
Работа на метеоплощадке. Закреплять знания о метеоприборах, вырабатывать навыки использования этих приборов. Ежедневные наблюдения на метеоплощадке.
Работа с родителями
1. Создание родителями картотеки «Народные приметы о погоде»
Цели:
Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам
и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза
погоды.
2. Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.
Цели:
Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека
Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ.
Краткое описание специального оборудования детской метеостанции :
Термометр – для измерения температуры воздуха в тени.
Термометр – для измерения температуры воздуха на солнце.
Осадкомер (дождемер) – служит для измерения количества осадков.
Шкала- измерения силы ветра.
Реализация проекта.
Аналитический этап проекта.
Запланированные мероприятия были выполнены. Особенно интересными для детей оказались практические работы на метеостанции.
Затем мы посмотрели презентацию «Народные приметы о погоде».
С помощью родителей были созданы своими руками метеоприборы.