Мария Филимонова
Проект «Микрозелень — быстро и полезно«
«Микрозелень - быстро и полезно»
Вид проекта : исследовательский
Продолжительность: краткосрочный (с 14 марта по 21 марта 2025 г).
Участники проекта : дети группы «Русалочка», родители, воспитатели группы.
Цель проекта – изучить с детьми процесс выращивания микрозелени в условиях детского сада. Создание условий для познавательного развития детей через опытно – исследовательскую деятельность. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность, формирование экологической культуры у детей и родителей.
Задачи:
Публикация «Проект „Микрозелень — быстро и полезно„» размещена в разделах
• вырастить образцы микрозелени;
• изучить условия роста растений
• понаблюдать за ростом микрозелени в течение 8 дней;
• обогащать словарный запас, развивать связную речь детей.
Методы исследования: изучение информационных источников, систематизация, эксперимент, наблюдение, обобщение, описание, анализ.
Актуальность исследования:
Наша исследовательская работа актуальна, так как здоровое питание – это не только дань современной моде, но и жизненная необходимость в современном мире. В зимнее время в поселке в магазинах нет большого разнообразия зелени, а микрозелень является натуральной и абсолютно безопасной пищей.
Дети младшего и среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Ребенок является первооткрывателем всего того, что его окружает. Он может усвоить все прочно и надолго, если ему расскажут, покажут и если он попробует сам сделать. Многие родители, имеющие свои огороды, дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые начнут наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых ребенок может понять, что жизнь растения зависит от тепла, света, хорошей почвы. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка.
Теоретическая часть.
Микрозелень сейчас становится очень популярной во всем мире
За первые 10 дней своей жизни молодая зелень не успевает накопить в себе вредных веществ из атмосферы и живет в экологически чистых условиях, поэтому несет в себе максимум пользы.
Микрозелень — это молодые ростки съедобных трав и овощей высотой 5-7 см. побеги срезают в стадии образования двух семядольных листочков.
Учеными было доказано, что в микрозелени содержится в 100 раз больше ферментов, чем в сырых овощах, так как она находится в активной стадии роста. Бета-каротин, который содержится в ростках, блокирует УФ-излучение, защищая нашу кожу, волосы и ногти от негативного воздействия среды.
В пророщенной зелени очень много растительного белка, витаминов (С, В, К, Е, каротиноидов, минералов и других полезных элементов (калия, кальция, фосфора, магния, железа, йода, серы, а также эфирных масел. Каждый из этих компонентов оказывает положительное влияние на наш организм.
Фолиевая кислота нужна для образования новых клеток крови, что особенно важно для женщин, планирующих беременность. Витамин С — это лучший антиоксидант. Каротиноиды способствуют лучшей работе иммунитета. Рутин предотвращает формирование тромбов и оказывает противовоспалительный эффект. Хлорофилл — это известный антиоксидант с противоопухолевым действием.
При регулярном употреблении микрозелени, можно улучшить функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной, нервной, репродуктивной и эндокринной систем.
Микрозелень разных культур отличается по вкусу. Зеленые ростки напоминают плоды взрослого растения, но являются более нежными и ароматными.
Есть много видов микрозелени и каждый из них имеет собственную ценность. Каждый вид богат витаминами, пептидами, белками и углеводами. Все это необходимо каждому из нас для поддержания полноценного рациона питания и здоровья. Салатные растения употребляются в пищу уже более 2 тысяч лет. Древние лекари верили, что листья кресс-салата возвращают к жизни умерших людей, а пациенты, страдающие тяжелыми болезнями, быстрее излечиваются, полностью восстанавливают своё здоровье. Современные врачи так же считают, что употребление салатов в пищу значительно повышает иммунитет.
Микрозелень следует отличать от проростков, которые обычно имеют только выпущенный корешок. Также её следует отличать от взрослой зелени. В качестве микрозелени выращивают как традиционную зелень: салат, пряные травы, лук, так и растения.
Исследования ученых показывают, что микрозелень содержит в десятки, а то и в сотни раз больше витаминов и микроэлементов и других полезных веществ, чем их «взрослые» соратники. Как питательное и биологически активное вещество, хлорофилл из любой зелени оказывает следующее положительное влияние на организм человека: «укрепляет клеточные мембраны» В молодых растениях содержатся высокие дозы витаминов C, E, K, минералов и антиоксидантов, причём в гораздо больших количествах, чем в обычной зелени. Среди 25 образцов микрозелени самые высокие концентрации витамина C, каротиноидов, витамина K и витамина E имели соответственно красная капуста, кинза, гранатовый амарант и зелёный дайкон.
Микрозелень является весьма полезной пищей для человека. Она не только содержит, как уже было сказано ранее, большое количество витаминов и минералов, но и положительно сказывается на функционировании всего организма:
• укрепляет иммунитет
• повышает уровень гемоглобина
• улучшает работу эндокринной системы
• нормализует обмен веществ
• восстанавливает кислотно-щелочной баланс
Секрет популярности в том, что микрозелень в правильном питании — это вкусно, полезно и недорого.
Отлично справляется с авитаминозом, положительно влияет на процесс пищеварения, хорошо усваивается.
Виды микрозелени :
микрозелень выращивают из семян различных овощных культур. Самые популярные в выращивании – салаты, редис, шпинат, руккола, капуста, горчица, свекла.
Название микрозелени и польза для организма:
• горох содержит клетчатку, белок, сложные углеводы; способствует укреплению суставов и костной ткани; полезное влияние оказывает на состав крови; содержит полезные витамины и минералы;
• руккола богата витаминами и минералами, такими как витамин А, витамин С, кальций, железо и фолиевая кислота. В добавок, микрозелень рукколы содержит высокие уровни антиоксидантов, которые помогают защитить организм от свободных радикалов и снизить риск различных заболеваний.
• горчица имеет в своем составе довольно редко встречающиеся в продуктах витамины Е и P. Также микрозелень этого растения содержит витамины С, А, В6, В9. Из макро- и микроминералов в ней содержится железо, фосфор, кальций, цинк, медь, магний, марганец. Микрозелень горчицы имеет богатое содержание белка, фолиевой кислоты, рутина, клетчатки. Способствуют очищению организма от вирусов и бактерий в период сезонных заболеваний;
• микрозелень редиса является источником многих полезных веществ. Она богата витаминами (А, В, С, Е, К) и минералами (кальций, магний, калий, фосфор). Витамины и минералы необходимы для поддержания нормального функционирования организма, укрепления иммунной системы и поддержания здоровья. Кроме того, микрозелень редиса обладает антиоксидантными свойствами, которые помогают бороться с вредными свободными радикалами и сокращают риск развития различных заболеваний;
• подсолнечник содержит фолиевую кислоту и витамины группы В, благодаря богатому комплексу аминокислот и антиоксидантов укрепляется сердечно-сосудистая система, организм активно восстанавливается на клеточном уровне, замедляются процессы старения;
• брокколи 3-5 раз большее содержание витамина С и в 15 раз большее содержание белка, чем в ее взрослом состоянии;
• микрозелень Дайкон. Молодые листочки дайкона богаты витаминами A, B1, B2, C, РР и минеральными веществами. Их употребление усиливает защитные силы организма и стимулирует выделение желудочного сока, улучшая пищеварение. В свежем виде - великолепная добавка к овощным салатам и мясным блюдам, в отварном - используется в супах;
• Кресс-салат Микрозелень со специфическим запахом и острым горчичным привкусом. Хорошее дополнение к гарниру, соусу и салату. Вкус освежающий и легко различимый. Чтобы вырастить кресс-салат, необходимо поддерживать минимальную влажность. Кресс-салат богат на каротин, витамины группы B, железо и магний. Также он одержит больше серы и натрия, в сравнении с другими овощами. Микрогрин кресс-салата улучшает работу желудочно-кишечного тракта, помогает наладить сон, и нормализует давление.
Злаковые культуры: гречиха, овес, подсолнечник, просо, пшеница, рис,
ячмень.
Бобовые культуры: кукуруза, маш, нут, горох, соя, чечевица.
Овощные культуры: брокколи, кабачок, красная капуста, кейл, мизуна, огурец, редис, сакура, свекла, чеснок.
Травы и салаты: базилик, горчица, кинза, кресс-салат, рукола, сельдерей, шнитт-лук, шпинат, щавель, укроп.
Дикие травы: амарант, кислица, клевер, крапива, кориандр, лебеда, лен, люцерна, настурция.
Каждое растение обладает большим количеством витаминов и полезных свойств. Каждый вид используют по отдельности для борьбы с различными заболеваниями.
С чем можно есть микрозелень?
Молодые ростки можно добавлять практически в любые блюда: овощные салаты, как добавку к гарниру, сэндвичам, каше, в холодные супы, в общем и целом, разнообразие огромное Еще у микрозелени есть неоспоримый плюс: она не только полезна, но и необычна внешне, то есть если обсыпать ростками обычную кашу, блюдо станет привлекательной и аппетитной. Самый легкий рецепт: помидор, огурец, тертая морковь, ростки подсолнечника и немного масло.
Этапы реализации проекта :
1. Этап – подготовительный.
• Приобретение набора для выращивания микрозелени.
• Беседы с детьми.
• Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
2. Этап – исследовательский.
• Рассматривание джутового коврика, семян. Беседа по ходу наблюдений.
• Участие детей в посадке микрозелени
• Участие детей в ежедневном опрыскивании микрозелени.
• Ежедневное наблюдение за ростом микрозелени.
3. Этап – заключительный.
• Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности.
• Оформление видеоматериала.
• Подведение итогов реализации проекта и презентация для родителей.
Практическая часть.
Решив вырастить микрозелень в детском саду, выбор пал на следующие растения:
1. Руккола
2. Брокколи
3. Кресс-салат
Для выращивания микрозелени совместно с родителями мы приобрели: лотки для рассады, субстрат (джутовый коврик, семена, а так же нужны вода, перекись водорода 3%, пищевая пленка.
Нужно соблюдать определённые условия, при выращивании микрозелени :
первые три дня хранить лотки в темном месте, лотки с редисом нужно придавить небольшим грузом. Затем лотки с проросшей микрозеленью нужно поставить на подоконник и опрыскивать из пульверизатора водой обеззараженной перекисью, два раза в день или по мере высыхания джутового коврика.
Вывод:
В ходе исследовательской работы мы узнали, что микрозелень богата полезными веществами, которые необходимы для здорового роста и развития организма. Микрозелень растет быстро и не требует особого ухода.
В магазинах нам предоставляют различные виды зелени, но не всегда они являются свежими, приятными на вкус и доступными по цене.
Заключение
В ходе работы, мы узнали, что микрозелень можно вырастить за 8 дней.
В ходе исследовательской работы мы узнали, что микрозелень богата полезными веществами, которые необходимы для здорового роста и развития организма. Сами вырастили и попробовали на вкус разные виды микрозелени. Угостили родителей и рассказали о пользе наших трудос.
Ожидаемый результат:
Для детей:
Расширение знаний о строении растений и роли овощей и зелени в жизни человека;
формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру;
развитие наблюдательности, активизация словарного запаса;
накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой;
самоутверждение личности ребенка;
снятие стрессовых факторов.
Для родителей:
Повышение компетентности по данной теме;
Избрание нужных ориентиров в экологическом воспитании;
Укрепление детско-родительских отношений;
Самореализация.
Для педагогов:
Повышение профессионализма;
Внедрение новых форм и методов в работе с детьми и родителями;
Самореализация.
Список использованной литературы
1. Онлайн портал «Fertilizer Daily» - статья «Польза микрозелени. Какую выбрать для выращивания в домашних условиях?» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.fertilizerdaily.ru/20200508-vyrashhivanie-mikrozeleni-v-domashnix-usloviyax-kak-biznes-ideya/
2. Онлайн портал GREENPORTAL - статья «Технология выращивания микрозелени в домашних условиях» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://greenportal.pro/healthy_food/mikrozelen-chto-eto-i-chem-ona-polezna/
3. Проект «Ботаничка. ru» - - статья «Микрозелень — что это такое и с чем её едят?» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.botanichka.ru/article/mikrozelen-chto-eto-takoe-i-s-chem-eyo-edyat/
4. Сайт компании «Гавриш. Профессиональные семена» - - статья «Как выращивать микрозелень : рекомендации для овощеводов» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gavrishprof.ru/info/publications/kak-vyrashchivat-mikrozelen-rekomendacii-dlya-ovoshchevodov