МААМ-картинки

Проект мини-музея бабушки Арины «Куклы-обереги»

Наталья Видяйло
Проект мини-музея бабушки Арины «Куклы-обереги»

Вид проекта : Творческий, познавательный

Длительность 1 месяц

Образовательные области:

• Социально-коммуникативное развитие;

• Познавательное развитие;

• Художественно-эстетическое развитие;

Возрастная группа

Подготовительная

Актуальность

В современном мире меняется жизненный уклад и забываются традиции народа, его национальные особенности. Поэтому необходимо создать условия, при которых дети почувствуют себя частью русского народа, смогут ощутить гордость за свою страну.

Публикация «Проект мини-музея бабушки Арины „Куклы-обереги“» размещена в разделах

Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Ценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие и тренируют память.

Кукла является первой игрушкой ребенка, поэтому она близка и понятна ему. Рукотворная тряпичная кукла это часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол конечно же дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла это зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Во время занятий с народной куклой можно просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. В процессе занятий у детей формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика, все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Основополагающим в данном проекте является формирование у детей понятия назначении мини-музея, о разнообразии традиционной тряпичной русской куклы и умения изготовить кукол из различных материалов.

Цель: Формирование у старших дошкольников интереса к истории и культуре традиционной народной тряпичной куклы средствами музейной педагогики

Задачи:

•Дать понятие детям о различных видах русской народной тряпичной куклы, истории их возникновения, традициях создания и применения, о месте в современном мире

Знакомить детей с историей народного быта, традициями на Руси через народную игрушку;

Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;

Привлечь родителей и детей к поисково-исследовательской работе;

Научить детей старшего дошкольного возраста изготавливать различные виды традиционных народных тряпичных кукол под руководством воспитателя и дома самостоятельно или вместе с родителями;

Знакомить детей с различными видами народного фольклорного творчества (частушки, потешки, прибаутки, дразнилки, заклинки и т. д.);

Развивать мелкую моторику детей, обогатить тактильную и сенсорную сферы их деятельности;

Развивать творческие способности детей, их внимание, память, речь, мышление;

Воспитывать патриотические чувства, интерес к культуре народа России;

Обогатить предметно-развивающую среду детского сада: создать мини-музей куклы;

Принципы решения задач проекта :

Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

Принцип опоры на интересы ребёнка;

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

Принцип наглядности;

Принцип последовательности

Ожидаемые результаты проекта :

знания детей

понятия «Тряпичная кукла»

названия кукол

характерные особенности внешнего вида тряпичных кукол и их назначение

история возникновения тряпичных кукол

процесс изготовления кукол

умения детей

изготовление кукол своими руками

составление описательных, творческих рассказов о кукле

Продукт реализации проекта :

•Создание мини-музея народных тряпичных кукол в подготовительной группе ДОУ

• Паспорт мини-музея «Мини-музей бабушки Арины».

• Альбом «Куклы-обереги» (совместные рисунки детей и родителей)

• Выставка кукол сделанных руками детей и родителей

• Презентация проекта для педагогов и родителей

Научные чтения (рассказы детей о куклах-оберегах для гостей мини-музея)

Этапы проекта

I этап – подготовительный.

Цель: Формирование мотива у детей и родителей к предстоящей деятельности, постановка цели и задач, определение объектов и методов исследования, подборка необходимого материала по теме проекта.

Содержание:

- Формировать мотив для работы по проекту Мини-музей «Мини-музей бабушки Арины» у специалистов, детей, родителей.

- Подобрать материал совместной деятельности с детьми.

- Подобрать фото-материал, иллюстрации, альбомы, художественную и методическую литературу.

- Подборка пальчиковых, дидактических игр,стихов,потешек по теме.

- Оформить наглядную информацию для родителей.

II этап – практический.

Цель: Знакомство с разнообразием тряпичных кукол.

Содержание работы по образовательным областям:

Физическое развитие:

Русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня» и. т. д.

Пальчиковые игры:

«Наперсток»

«Не плачь, куколка моя»

«Катины куклы»

Художественно-эстетическое развитие:

Хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»

Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».

Аппликация «Украсим кукле сарафан».

Занятие «Иголочка и ниточка».

Знакомство с процессом изготовления кукол (Зайчик на пальчик, Закрутка, Берегиня).

Изготовление с детьми кукол («пеленашка», «кукла-девочка»).

Изготовление куклы «Пасхальная голубка»

Разучивание русских народных хороводных попевок.

Слушание аудиозаписи русских народных песен.

Развлечение «Крещенский вечерок»

Обрядовый праздник «Масленица»

Народный праздник «Светлая Пасха»

Познавательное развитие:

Интерактивное занятие «История куклы»

Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).

Исследование куклы : Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

Беседа «Знакомство с жизнью и бытом предков», «Какие бывают куклы,

«Почему у куклы такое имя

Рассматривание кукол в народном костюме.

Просмотр презентации «Русская народная кукла».

Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

Беседа «Праздник Пасха», «Масленица», «Святки»

Речевое развитие:

Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы, индийской народной сказки «Кукла», норвежской сказки «Куколка в траве»

Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле

Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

Социально-коммуникативное развитие:

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».

Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Дидактическая игра «Закончи узор».

Дидактическая игра «Народные промыслы».

Дидактическая игра «Стрелка, стрелка, покружись, всем ребятам покажись».

Дидактическая игра «Что из чего».

Настольно- печатные игры:

«Парочки»

«Собери куклу из геометрических фигур»

«Четвёртый лишний»

«Подбери по силуэту»

Работа с родителями

Конкурс «Кукла-оберег»;

Помощь в создании мини-музея «Мини-музей бабушки Арины»;

Проведение консультаций и мастер-классов по теме.

Мастер-класс для родителей «Народная кукла своими руками»

III этап - заключительный :

Создание в группе мини-музея «Мини-музей бабушки Арины».

Цель: способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе детей и родителей.

Посещение музея детьми других групп и родителями.

Презентация проекта «Мини-музей бабушки Арины»

Вывод:

1 .В ходе реализации проекта было отмечено активное и заинтересованное участие детей и родителей к данной проблеме

2. Впечатления детей от полученной информации о тряпичных куклах нашли отражение в изобразительном творчестве и играх детей

3. Был создан мини-музей тряпичных кукол «Мини-музей бабушки Арины»

Перспектива проекта :

1. Продолжать работу по сбору информации о тряпичных куклах;

2. Продолжать сотрудничать с родителями воспитанников;

3. Пополнять экспонатами мини – музей.

4. Сотрудничать с социумом (краеведческий музей, библиотека, колледж культуры и. т. п)

Список литературы

1. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

2. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

3. А. Греков «Музей игрушки и его основатель»

4. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»

5. Дудникова С. А. «Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников» журнал Воспитатель № 3 2012г.

6. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам народной культуры».Санкт-Петербург, изд. «Детство-пресс»,2000г

7. Аполлонова Н. М. ««Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»Н. Новгород,1991г.

Источники:

*https://www.krupenichka.ru/interesnoe/osobennocti-kostuma.html

*https://www.rukukla.ru/

*https://www.oxanafa.ru/narkykla/46-kuvadki.html

*https://letopisi.ru/index.php/%D0%9A%D1%83%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D0%BA%D0%B8,_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BB%D0%B0

Публикации по теме:

Экологический краткосрочный проект: «Огород на подоконнике. Герои мультфильмов в гостях у бабушки Арины»Экологический краткосрочный проект: «Огород на подоконнике. Герои мультфильмов в гостях у бабушки Арины» Экологический краткосрочный проект: «Огород на подоконнике. Герои мультфильмов в гостях у бабушки Арины» (Ранний возраст) Актуальность:Дети.

Фотоотчет «Куклы-обереги»Фотоотчет «Куклы-обереги» Многие тысячелетия назад, наши далекие предки старались защитить себя и свою семью от злых духов, от сглаза, от ведьм и колдунов. Необходимо.

Конспект занятия «Куклы-обереги» (подготовительная группа)Конспект занятия «Куклы-обереги» (подготовительная группа) Цель: формирование представлений о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла. Задачи: Дать детям.

Познавательно-творческий проект «Народные куклы-обереги. Куклы добра» Познавательно-творческий проект «Народные куклы- обереги» («Куклы добра») Исполнители: воспитатели: Петросян В. Х. Васильева Н. В. Вид проекта:.

Проект мини-музея «Музыкальная радуга»Проект мини-музея «Музыкальная радуга» ПроектМини-музей «Музыкальная радуга» 1. Вид проекта: информационный 2. Срок реализации: 2 месяца 3. Участники проекта: дети подготовительной.

Проект мини-музея «Воинская слава»Проект мини-музея «Воинская слава» «Воинская Слава». Патриотический проект для детей подготовительной к школе группы №10 Ищенко О. А. Паспорт проекта. Название проекта: «Воинская.

Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Проект «Создание мини-музея «Бабушкина кукла» Тема проекта: «Бабушкина кукла». Вид проекта: долгосрочный, групповой, творческий. Сроки реализации.

Проект создания мини-музея «Театр сказок» Проект создания мини-музея «Театр сказок»Актуальность Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства,.

Проект создания экологического мини-музея «Дары моря». Когда люди попадают на пляж, то увлеченно собирают дары моря. Да и как их не собирать? Гладкие камни, которые так приятно держать в руках,.

Проект мини-музея «Дедушкин чуланчик» Проект: мини – музей «Дедушкин чуланчик» Возраст детей 6 – 7 лет Аннотация «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект мини-музея бабушки Арины «Куклы-обереги»
Опубликовано: 14 октября 2018 в 09:47
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД