Людмила Прошкина
Проект «Мини-музей в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мини-музей в детском саду»
Разработала Прошкина Людмила Викторовна заместитель заведующего по воспитательной работе
Целевая установка реализации проекта «Мини-музей в детском саду» : Создание условий для развития личности ребенка, путем включения ее в многообразную деятельность мини-музея.
Данная цель позволит решить следующие задачи:
• формировать самосознание дошкольников, становление их активной жизненной позиции, умение активно адаптироваться в окружающем мире;
Публикация «Проект „Мини-музей в детском саду“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• развивать творческое, логическое и креативное мышление детей, речь, словарный запас дошкольников;
• развивать познавательные способности и познавательную деятельность детей, расширять кругозор дошкольников;
• формировать проектно-исследовательские умения и навыки;
• формировать детско-взрослую совместную деятельность на материалах музейной практики;
• обогащать предметно-развивающую среду ДОУ.
Актуальность:
В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, радости от собственных открытий, формирования начала личности, развития его индивидуальности.
Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы.
В связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Обучение ребенка - дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии.
Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.
Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, взрослом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.
Участники проекта : педагоги, родители воспитанников, дети.
Сроки проведения проекта : (долгосрочный)
Краткое описание содержания материала:
Этапы проекта «Мини-музей в детском саду»
В процессе создания мини-музеев сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников и роли музееведов. Всю работу можно разделить на три этапа.
Подготовительный этап.
В начале учебного года педагогический коллектив одобрил предложение методической службы ДОУ о разработке проекта «Мини-музей в детском саду» и проведение конкурса «Лучший мини-музей». Коллектив каждой группы: дети, воспитатели и родители должны были определить тему и название мини-музея, разработать его модель, выбрать место для размещения.
Методическая служба разработала критерии конкурса на «Лучший мини-музей», которые были обсуждены с педагогическим коллективом ДОУ.
Практический этап.
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами.
Мини-музеи получились разными по оформлению и по содержанию.
Создавая мини-музеи, мы не забывали о том, что, конечно же, ведущей деятельностью дошкольников есть и остается игра. Поэтому в уголке самостоятельной деятельности ребенку предоставляется возможность поиграть в, творческие. дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции.
Формы работы в организованной совместной деятельности педагога с детьми включали: практические опыты, разработку и изготовление коллективных и индивидуальных работ-экспонатов, выставки, совместные мероприятия с городским музеем.
Каждый мини-музей является частью определенного проекта. Например, создание мини-музея «70 лет Победы» в старшей группе было частью познавательно-исследовательского проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой герой». Здесь была проведена большая исследовательская работа по поиску данных о своих родственниках – участниках ВОВ. Были организованы экскурсии в музей, поездка по памятным местам, большая исследовательская работа по поиску данных о своих родственниках – участниках ВОВ. Были организованы экскурсии в музей, поездка по памятным местам, а также воспитанники группы вместе со своими родителями приняли участие в параде Победы, в колонне «Бессмертный полк» они прошли с портретами своих героических родных. Заинтересованность детей и родителей не уменьшается, созданный мини-музей продолжает пополняться новыми экспонатами.
Мини-музеи получились разными по оформлению по содержанию, и по тематике:
«Буренушка», «Лошадки», «Птицы нашего края», «Деревянная игрушка», «Удивительная ракушка», «Цветы России» и другие.
Определение места размещения мини-музея.
Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, спальных комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений.
А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-музея в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для мини-музея.
Заключительный этап
Проведение конкурса на «Лучший мини-музей». Оценивались оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов. Была разработана карта членов жюри, напечатана и роздана каждому члену комиссии. В состав жюри входили администрация детского сада и родители. По результатам подсчетов были определены победители конкурса «Лучший мини-музей», которые были награждены грамотами на педагогическом совете.
Создание мини-музеев в ДОУ дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход в образовании, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
- раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.
У дошкольника зарождается интерес, и это находит свое отражение в его мыслях, предполагаемых действиях, что положительно влияет на его эмоциональную психологическую сферу. Все, что интересно ребенку, приобретает для него ценность. В итоге у ребенка повышается мотивация к обучению, уровень и качество приобретаемых знаний и умений.
Литература:
1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду». М: Линка-Пресс, 2008
2. Чубукина Р. «Музей одного образа», Дошкольное воспитание. - 2007. - № 8.
3. Виниченко В. «Ребенок в пространстве музея», Дошкольное воспитание. -2003. – № 5.
4. Евстропова С. И. «Музей воздуха», Ребенок в детском саду. -2011. -№ 2
5. Евтушенко С. Г. «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников», Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2.
6. Байдина Е. А. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания», Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 3.