Елена Саванина
Проект мини-музея «Новогодняя игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В. А. Сухомлинский.
История новогодней игрушки
В коллекции присутствуют игрушки дореволюционных времен, которые изготавливались из ваты, бумаги, клея. Вначале 50-х г. когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). Раскрашенные игрушки покрывали крахмальным клейстером со слюдой, отчего они становились жесткими и чуть блестели.
Публикация «Проект мини-музея „Новогодняя игрушка“» размещена в разделах
- Елочная игрушка. Новогодние украшения своими руками
- Елочные игрушки. Новогодние мини-музеи
- Елочные новогодние игрушки. Проекты
- Магазин. Профессия продавец
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Новогодние елочные игрушки
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
К середине 20 в. ассортимент елочных игрушек стал очень богатым, хотя делали их из менее прочных материалов, чем сегодня. Это был «дрезденский картонаж» - игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона.
В 50-60-х гг. XX в. в СССР неотъемлемым атрибутом новогодней ёлки был Дед Мороз. В то время их изготавливали из ваты или папье-маше.
К 1960-70 гг. появились стеклянные игрушки, на елки вешали «початки кукурузы» и «снопы пшеницы». В 70-е годы также выпускалось много игрушек на прищепках. Стеклодув выдувал заготовку через стеклянную трубочку, докрасна накаленную на газовой горелке. Достигнув определенного размера и формы ее охлаждали, погружали в цветной лак и раскрашивали вручную. Еще на фабрике выдували не только игрушки, но и ёлочные бусы. В те года появилась мода венчать верхушку ели так называемой "пикой". Причем форма пики связанна не с образом сосульки (как долгое время нам говорили советские историки, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для ёлок начали делать именно там.
В 1970-80-е годы стал популярен «дождик» из фольги, а также пушистая, колкая мишура – серебристая, оранжевая, желтая. …
В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных – символов наступающего года.
С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» игрушки – тоже своего рода возврат в прошлое. Фигурки из соломы, бумаги, моточков шерсти и кусочков ткани; плюшевые зверьки, войлочные лебеди и ангелочки.
Новогодняя игрушка - это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны. Новогодняя игрушка менялась в связи с изменениями происходящие в обществе, в ней отражались достижение человека того времени.
Профиль: познавательный.
Актуальность: Одним из самых любимых и долгожданных праздников детей и взрослых считается - Новый год и Рождество. Это ожидание чуда, ни с чем несравнимая зимняя сказка и самые положительные эмоции, радости и конфетти. Ведь у каждого из нас лучшие воспоминания о Новом годе связаны с детством. Ну и конечно, Новый год — это время надежд и веры.
По результатам опроса детей выяснилось, что у большинства детей знания о новогоднем празднике и обычаях украшения новогодней елки поверхностны. Поэтому было решено познакомиться, поближе и узнать больше.
Охватываемые образовательные области (ОО): «Познание», «Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Конструирование», «Художественное творчество», «Труд», «Музыка»
Цели деятельности педагога:
формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно новогодних игрушек в различном ее проявлении как промышленной, так и авторской.
приобщение к народной культуре, посредством календарно обрядовых праздников;
обеспечить эмоциональное благополучие детей;
воспитывать интерес к народным обычаям;
Задачи проекта:
познакомить детей с особенностями и историей ёлочной игрушки;
обратить внимание детей на разнообразие и разновидность игрушки;
развивать познавательный интерес, любознательность;
расширение кругозора детей с помощью информационной деятельности;
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены разные виды новогодних игрушек и атрибутики. Среди экспонатов представлены елочные игрушки от 1950 года до наших дней.
Расположение:
Мини-музей организован в 2013 году. Под экспозиции выделено специально-отведенное место в групповой комнате доступное взору детей и обеспечивает свободный доступ к нему в любое время дня. Стеклянные игрушки в целях безопасности рассматриваются под присмотром педагога.
Практическая задача:
оформление мини – музея;
создание методического материала (слайд-шоу)
положительная динамика развития детей в познавательной деятельности, а так же, в развитии речи, ознакомлении с художественной литературой и в творческой деятельности.
Работы детей:
для родителей проводилась выставка детского творчества: рисунки, лепка, аппликация на новогоднюю тему.
Работа с родителями:
изготовление новогодних игрушек своими руками.
Перспективное планирование работы музея
Программное содержание занятий (цели)
Познание: дать представления детям об истории празднования Нового года, возникновении елочной игрушки и процессом её совершенствования человеком.
Форма организации
Беседа: «Что такое Новый год?» Презентация: «История новогодней игрушки»
Программное содержание занятий (цели)
Музыка: формировать певческие навыки, развивать навыки танцевальных движений.
Форма организации
Песня «Новый год-возле ёлки хоровод»
Песня «Шёл весёлый Дед Мороз»
Песня «Ёлочка-золотая звездочка»
Песня «Ёлочка-заблести огнями»
«Танец снежинок»
«Весёлая пляска»
«Танец зайчат»
Программное содержание занятий (цели)
Чтение: формировать у детей интерес к художественному слову. Учить понимать смысл произведения.
Форма организации
Рассказ «История новогодней игрушки»
Чтение: К. Чуковский «Елка»
Чтение: З. Александрова «Дед Мороз»
Русская народная сказка «Снегурочка»
Загадки о новогодних игрушках
Стихи «Шар» (Галина Дядина)
«Дело было в январе» (А. Барто)
Программное содержание занятий (цели)
Художественное творчество: развивать детское творчество, воображение.
Форма организации
Лепка «Игрушки на елку»
Рисование «Наряд для Снегурочки»
Аппликация с элементами рисования «Елочные игрушки»
Аппликация: «Новогодняя ёлочка»
Программное содержание занятий (цели)
Труд: вызвать у детей радость и ожидание праздника, воспитывать самостоятельность.
Форма организации
Трудовое поручение: совместное украшение группового помещения к новогоднему
празднику.
Программное содержание занятий (цели)
Конструирование: развивать детское творчество, фантазию, мелкую моторику рук, формировать умение создавать поделки своими руками, анализировать свои действия.
Форма организации
Бусы на ёлку
Поделки игрушек из природного материала
Игрушки-завитушки
Шарик на елку из бросового материала
Программное содержание занятий (цели)
Безопасность: учить детей соблюдать правила безопасности.
Форма организации
Беседа «Опасные предметы»