Получи документы

Проект мини-музея «Подводный мир»

Александра Кузьмина
Проект мини-музея «Подводный мир»

На современном этапе, когда мир находится на грани экологической катастрофы, и под угрозой исчезновения находиться будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое образование является одной из актуальных проблем современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого человека.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Поскольку в этот период происходит становление качеств человеческой личности, закладываются основы экологической культуры. Нужно закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Поэтому важно научить детей беречь красоту природы, чтобы он достаточно рано понял, как ценно здоровье, и стремился к здоровому образу жизни. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация эколого-развивающей среды в ДОУ.

Публикация «Проект мини-музея „Подводный мир“» размещена в разделах

Эколого-развивающая среда - важное условие экологического образования детей дошкольного возраста. Организованная в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями, такая среда выполняет множество функций (они представлены на слайде) (развивающая, адаптационная, оздоровительная, корректирующая, воспитательная, познавательная, практико-ориентировочная и др., она обеспечивает постоянное общение с природой, способствует воспитанию основ экологической культуры, формированию экологически целесообразного поведения, экологизации различных видов деятельности.

Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Основными элементами эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях принято считать центр природы, зелёные зоны на участке,

центр экспериментирования.

В традиционные элементы природной среды входят: комната природы, зимний сад, живые уголки в группах, экологическая лаборатория. Однако каждая из этих форм должна соответствовать целям и задачам эколого-образовательной работы, способствовать реализации всех компонентов содержания экологического образования: познавательного, ценностного, деятельностного, нормативного. Более подробную информацию вы можете увидеть в таблице…

Заключение.

Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдения и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

Итак, организация и оборудование зоны природы – это первый и чрезвычайно важный шаг на пути осуществления работы по экологическому воспитанию детей в детском саду: он позволяет осуществить содержательную работу по формированию начальной экологической культуры детей и взрослых.

Одним из средств экологического воспитания детей служит создание мини-музея в группе на экологическую тему.

И к вашему вниманию я хочу представить проект мини-музея в средней группе на тему «Подводный мир».

Вид проекта : фронтальный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества.

Планируемый результат:

- у детей расширяется представления об обитателях подводного мира, через музейную среду, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.

- владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» и т. п. ;

- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;

- знать о взаимосвязи с другими обитателями;

- иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

- сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

- составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы

- реализация проекта через разные виды деятельности (дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «В морских глубинах», поделки из природного материала (ракушки, камни, фотовыставка «Подружись с волной!»).

Цель: формирование знаний о животном мире, о мире морей, рек озер.

умение их различать и называть, формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.

Для достижения цели мною были определены следующие задачи:

Образовательная:

- Познакомить с разнообразием подводного мира, с его значимостью для всего живого на планете.

- Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира.

- Учить детей взаимодействовать с природными объектами.

- Формировать навыки исследовательской деятельности.

- Развивать умения и навыки работы с природным материалом.

Развивающая:

- Развивать умение сравнивать и анализировать.

- Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

- Обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире.

- Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательная:

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;

- принцип опоры на интересы ребенка;

-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

-принцип наглядности;

-принцип последовательности;

-принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Руководители мини-музея : - воспитатель средней группы.

Структура управления мини-музеем : Руководители мини-музея планируют, координируют, контролируют работу в мини-музее.

Аспекты музейной деятельности:

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

Игра

Беседа

Проблемная ситуация

Проектная деятельность

Экспериментирование

Игра-драматизация

Оформление мини-музея.

Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Коллекции мини-музея располагаются в специально отведенном месте, где на полках располагаются доступные для детей экспонаты.

В мини-музей входят следующие разделы:

Полочка красоты

Умные книжки

Рукотворный мир

Игралочка

Сделай сам

Коллекция ракушек

Фотовыстовка

В гостях у сказки

Сборник видеоматериала.

В разделах представлены: детская литература, картинки о подводном мире; дидактические игры на тему «Подводный мир», картотека подвижных игр, картотека опытно-экспериментальной деятельности, детские творческие работы, фотоальбом «Я на море», театральные костюмы, великолепное разнообразие подводного мира : ракушки, медузы, морские звезды, морские камушки, разноцветные рыбки, черепашки, а также раскраски обитателей подводного царства. В музее имеется и макет морского дна, в котором отражена жизнь удивительного подводного царства.

Проект реализован в три этапа: подготовительный, практический и заключительный.

Содержание проекта

1-й этап – подготовительный (Выявление проблемы, определение цели и задач).

Проблема: создание мини – музея «Подводный мир»

Цель:

развитие экологического и эстетического воспитания детей.

Была проведена предварительная работа:

- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Море»;

- знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахаринов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

-разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;

- рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;

- прослушивание песен «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;

- просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Содержание работы с детьми:

На первом этапе реализации проекта была выбрана тема совместно с детьми, определили место для музея, разработали модель мини-музея, подобрали оборудование, экспонаты совместно с детьми и родителями, провела устный опрос

знаний детей о музее, беседовали с детьми о музее, его значении, о роли людей в его создании, составили картотеки описания экспонатов, совместно изготовляли с детьми панно.

Содержание работы с родителями:

С родителями было проведено анкетирование с целью выявления знаний о музеях. Групповое родительское собрание на тему «Роль музея в развитии познавательной активности детей».

Привлекла внимание родителей в создании мини-музея в группе.

2-й этап – реализация.

Цель:

Разработка методических материалов

Содержание работы с детьми:

1. Совместная творческая и исследовательская деятельность: изготовление панно, коллажей, лепка и рисование экспонатов, эксперименты, исследования, театрализация.

2. Экскурсии для детей других групп

3. Наблюдения за самостоятельной деятельностью в пространстве мини-музея.

Содержание работы с родителями:

Посещение мини-музея в группе

Конкурс совместных творческих работ с детьми на тему «Золотая рыбка»

Консультация «В жаркий день – на пляже, в бассейне».

Фотовыставка «Подружись с волной!».

Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.

На заключительном этапе целью, которого являлась:

оценка и представление результатов реализации проекта, с детьми был проведён устный опрос знаний о музее, где дети показали более высокий уровень знаний. А также выявление уровня умений и навыков исследовательской деятельности. Оформили результаты в виде рисунков и рассказов о подводном мире

В содержании работы с родителями, также проходило анкетирование о роли мини-музея в развитии детей, выявление наиболее активных родителей-участников в создании мини-музея и анализ реализации проекта по созданию мини-музея.

Перспективы распространения проекта

Распространение результатов проекта предполагается в рамках ДОУ в форме:

- Презентация проекта, системы планирования познавательно-исследовательской деятельности в рамках мини-музея

- Показ открытых мероприятий по организации работы с детьми в мини-музее

- Самоанализ реализации проекта по созданию мини музея

План реализации проекта :

Виды деятельности:

1. Тематические занятия: «Медуза», «Катран», «Морской конёк», «Баклан», «Чайка», «Мидия», «Рапана», «Краб», «Дельфин», «Хамса»

Результаты: Знания о фауне моря, навыки поисковой деятельности, формирование экологически грамотного поведения в природе (Конспекты занятий)

4. Познавательные опыты с водой

Результаты: Формирование навыков поисковой деятельности (Картотека опытов и экспериментов)

5. Изобразительная деятельность: коллективная аппликация «В морских глубинах», роспись камней «Необыкновенные рыбки», украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек)

Результаты: Творческий продукт изобразительной деятельности (Выставка)

6. Фотовыставка «Подружись с волной!»

Результаты: Творческий продукт (Выставка)

7. Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря» (ракушки)

Результаты: Формировать желание пользоваться специальной терминологией (Коллекция ракушек)

8. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция» Результаты: Формирование представлений о профессиях, связанных с морем (Фотографии)

9. Настольные игры: «Остров сокровищ», «Поймай рыбку», «Морское путешествие» Результаты: Представления детей об окружающем мире, развитие коммуникативных

навыков (Фотографии)

10. Подвижные игры : «Море волнуется», «Водяной», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки» Результаты: Формирование двигательных навыков (Описание игр)

11. Театрализация "Под грибом", танец «маленьких лягушат».

12. Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о морском обитателе с детскими рисунками

Результаты: Содействие сотрудничеству детей и взрослых (Описательный рассказ о морском обитателе с рисунком)

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить

занятия по разным видам деятельности.

В практической деятельности я убедилась, что дети в процессе правильно организованной проектной деятельности мини-музея учатся самостоятельно добывать знания, находить ответы на поставленные вопросы.

После завершения проекта дети достигли планируемого результата

- имеют представления об обитателях подводного мира, через музейную среду, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом.

- владеют понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» и т. п. ;

- имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида;

- знают о взаимосвязи с другими обитателями;

- имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

- сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

- составляю описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Наш мини-музей продолжает собирать новые экспозиции, фотографии, интересные идеи, встречает своих посетителей, а значит, продолжает жить.

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных видов занятий, развивают воображение, речь, интеллект, эмоциональную сферу ребенка. Мы считаем, что любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

Публикации по теме:

Организация мини-музея в детском саду Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном.

Паспорт мини-музея «Почтовая открытка» Мини – музей «Почтовая открытка» Создан под руководством воспитателя: Мелехиной М. С. Характеристика помещения: Музей размещается в холле.

Паспорт мини-музея «Русская матрешка» Паспорт мини - музея "Русская матрешка" Раздел: «Паспортные данные» Профиль: познавательно-исследовательский, творческий. Форма музея: мини.

План мини-музея «Цветок» Мини-музей «Цветок» Актуальность: По мнению ученых на земле насчитывается более чем 270 000 разновидностей цветов. И каждый цветок по-своему.

Презентация мини-музея «Горница» Презентация мини музей "Горница" Цель создания мини-музея «Горница" желание познакомить дошкольников с традициями, историей и культурой русского.

Презентация мини-музея «В гостях у сказки» Презентация мини музея. Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие.

Проект мини-музея «Почтовая открытка»Проект мини-музея «Почтовая открытка» Краткое описание проекта В нашем детском саду мы успешно используем метод проектов. Один из наших проектов — «Мини-музеи в детском саду».

Проект мини-музея «Чудеса из дерева» «Велика наша Россия И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет" Проблема. Катастрофическое ухудшение экологической.

Проект мини-музея «Юбилей Победы» Проект мини-музея "Юбилей Победы" "Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на земле". Цель проекта: воспитание гражданско-патриотических.

Проект «Организация мини-музея «Дружба народов» Проект «Организация мини-музея «Дружба народов» Афанасьева Ольга Викторовна Резюме-анонс проекта Данный проект был задуман и реализован.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект мини-музея «Подводный мир»
Опубликовано: 15 октября 2019 в 21:05
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД