Ирина Скубак
Проект «Мир детского кино»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кино для детей, как уникальная возможность формирования общего культурного и цивилизованного кода будущего поколения граждан России.
Национальное самосознание формируется с детства»
Станислав Прибылов
(директор Национального фонда искусств, для детей и юношества)
Публикация «Проект „Мир детского кино“» размещена в разделах
- Кино и фильмы
- Кино, фильм, кинофильмы, кинотеатры
- Кино, фильм. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Детство- это самая замечательная пора в жизни человека, что же с ним связано больше всего? Конечно же, мультфильмы! Мультипликационный фильм вводит ребенка в особое эмоциональное состояние, дарит ему возможность эмоционально контактировать с персонажами данного медиапроизведения, в чем ребенок в силу своего возраста остро нуждается. Однако информация, содержащаяся в мультипликационном кино, при неконтролируемом со стороны взрослых потреблении негативно сказывается на физическом и психическом здоровье детей. К сожалению, современное мультипликационное кино разрушает систему ценностей даже взрослого человека, а у ребенка-дошкольника она просто не имеет шанса сформироваться положительной. И если значимыми для ребенка людьми — родителями, педагогами, воспитателями — подобный образ действий не опровергается, он усваивается как образец, пример для подражания. Поэтому перед родителями и нами педагогами стоит серьезная проблема. Сегодня попустительское отношение к тому, что смотрит ребенок, крайне опасно.
Обучение детей дошкольного возраста медиаграмотности позволяет поддерживать становление и развитие ряда качеств, составляющих важнейшие характеристики данного возрастного периода, — любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы. В представленном мною проекте «Мир детского кино» разработаны три блока взаимодействия педагогов, специалистов и родителей воспитанников, направленных на формирование целостного харак-тера мировосприятия культурных ценностей и мироощущения ребенка, посредством детской кинематографии. Детское кино, как и любое другое, выполняет ряд функций, связанных с воздействием на зрительскую аудиторию, ключевые из них:
1. Познавательная, фильм дает новую информацию об окружающем мире;
2. Эстетическая, фильм даёт понятия прекрасного, формирует вкус зрителя
3. Воспитательная, транслирует ценности, образцы поведения и норы поведения принятые в обществе;
4. Развлекательная, фильм становиться поводом для общения со сверстниками в кругу сверстников и семьи.
Для детского кино характерно преобладание воспитательной и познавательной функции над остальными. Положительное воздействие мультипликационного кино на дошкольников возможно только при условии профессионального и педагогически обоснованного подбора мультипликационных фильмов. Хороший мультфильм может стать прекрасным пособием для развития мышления, творческого потенциала в занятиях аппликацией, рисованием, лепкой. Выбирая мультфильм, нужно помнить о его изначальном предназначении — оживить, сделать зримой волшебную сказку, поучительную, забавную или грустную историю, дать пищу для размышлений, послужить источником опыта. Хочется подчеркнуть, что знаком качества отмечены все советские мультфильмы, рекомендованные для просмотра детьми во всем мире.
Цель проекта :
создание условий для формирования у детей дошкольного возраста целенаправленного воспитания художественного вкуса, развитого интереса к российской детской кинематографии, мультипликации.
Задачи:
1. Научить дошкольников понимать сюжет, различать выразительные средства медиапроизведения, формировать у дошкольников взгляды на мультипликационное кино с позиции творческого человека.
2. Способствовать становлению у родителей воспитанников осознанного отношения к выбору и оценке качества потребляемой мультипликационной продукции, то есть формировать у них медиаграмонтности.
3. Создание в семье и в дошкольной образовательной организации мультипликационного банка мультипликационных и детских художественных фильмов.
Вид проекта : творчески-информационный
Продолжительность: долгосрочный (ноябрь 2015 – март 2017)
Участники проекта : воспитанники ДОО, родители (законные представители) воспитанников, педагоги и специалисты ДОО.
Для реализации проекта необходимо следующее оборудование: мультимедийное оборудование, экран, цифровой телевизор с выходом в Интернет, система домашний кинотеатр, моноблок, компьютер.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
В современном контексте развития системы дошкольного образования, в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОО поставлены обновленные целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие, как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем – социальном. Наш педагогический коллектив ориентируется на взаимодействие и сотрудничество с родителями и ближайшими социальными институтами, ребенок – связующее звено в сотрудничестве ДОО и семьи, главная фигура коллективного педагогического творчества, вокруг которой выстраивается единое образовательное пространство в целом и воспитательно-развивающий процесс в частности.
Для реализации данного проекта «Мир детского кино» были использованы современные образовательные технологии проектной деятельности игрового характера, направленные на развитие и обогащение социально-личностного опыта детей, посредством включения в сферу межличностного взаимодействия. Активно использованы информационно-коммуникационные технологии, это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении. Широко использовали технологию сотрудничества, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
На первом этапе инновационного проекта для педагогов и специалистов ДОО было предложено провести целенаправленное психолого – педагогическое наблюдение за поведением и эмоциональным состоянием детей. Педагог – психолог взяла интервью у старших дошкольников на тему: «Детская мультипликация». Провели экспресс - анкетирование родителей (законных представителей) наших воспитанников, которое убедило нас в необходимости обратить внимание на то, что смотрят наши дети, задуматься о последствиях. Мы изучили предпочтения детей и родителей в выборе мультфильмов и получили результаты, которые были представлены на родительских встречах. Всем участникам данного проекта были вручены билеты с логотипом года российского кино - 2016, созданные старшими воспитанниками совместно с педагогом дополнительного образования и педагогами ДОО. Автором проекта было предложено начать реализацию проекта «Мир детского кино» по 3 блокам.
1 блок
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ КИНОМУЛЬТЯШЕК»
В данном блоке подразумевается сотрудничество педагогов и родителей воспитанников в возрасте от 4 до 5 лет, которое направленно на формирование у дошкольников познавательного интереса к российским (советским) мультипликационным фильмам. Уже в дошкольном возрасте, ребёнок легко вживается в роли главных мультипликационных героев, вместе с ними сталкивается с трудностями и находит решение, именно потому, что дошкольники не обладают необходимыми знаниями, соответственно не имеют жизненного опыта, окружающую действительность они воспринимают с помощью аудиовизуальных образов и ощущений. Мультипликационное кино языком аудиовизуальных образов, ярких и легко запоминающихся, усиленных музыкальным сопровождением, может донести до детского сознания большое количество медиаинформации не всегда позитивной. Это происходит по той причине, что ребенок еще не умеет отличать вымысел от реальности, для него все герои мультипликационного кино реальны. Именно мультипликационных персонажей ребенок будет копировать в своем поведении и в играх. Основная цель работы: научить дошкольников понимать сюжет, различать выразительные средства медиапроизведения.
Создание мультипликационного банка для просмотра в ДОО и семьях воспитанников. Знакомство детей с мультгероями, разучивание песен из мульфильмов, организацией творческих выставок, разработка и внедрение детско – родительских проектов на темы : «Кино в нашей семье», «Как мы всей семьей в кино ходили», «Я и мой сказочный герой», «Подари улыбку миру».
Автор проекта предлагает организовать мероприятие «КИНОвторник», предназначенное для еженедельных групповых просмотров детьми совместно с родителями, педагогом- психологом и музыкальным руководителем мультипликационных фильмов в музыкальных залах ДОО, в вечернее время с 17.30 до 18.00, с обязательным проведение 10- минутный игровой паузы.
2 блок
«КИНОФИШКА»
В данном блоке подразумевается сотрудничество педагогов и родителей воспитанников в возрасте от 5 до 6 лет, которое направленно на формирование
первичных представлений о моральных и смысловых ценностях, которые устанавливают в сознании ребенка эталоны хорошего и плохого поведения.
Персонажи мультфильмов демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром, формируя первичные представления о моральных и смысловых ценностях, устанавливают в сознании ребенка эталоны хорошего и плохого поведения. Просмотрев мультфильм, дети чаще всего запоминают главных героев, обладающих определенными характеристиками - это развивает его социальные навыки, прививает основы нравственности – понятия добра и зла, хорошего и плохого. Поэтому крайне важны для осмысления именно типажи главных героев, их основные и сущностные характеристики. Это значит, что ребенок воспринимает его целиком и полностью как «хорошего», он еще не в силах определить всю сложность натуры героя, оценив, что он делает «хорошо», а что «плохо». Поэтому все, что делает любимый персонаж, ребенок воспринимает как должное. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто — нет, и какие последствия могут быть у таких поступков. Дети в игровой форме начинают знакомиться с правилами поведения в кинотеатрах, соблюдать культуру поведения маленького зрителя, все знания и навыки закрепляются родителями воспитанников при семейных поездках в кинотеатры. Старшие дошкольники с удовольствием устраивают мультконцерты, активно участвуют в викторинах и конкурсах. Организуются киновечера «Любимые детские песни из мультфильмов», «Музыка кино», творческие выставки: «Книга в кадре», «Этот удивительный киномир». Для старших дошкольников также проводятся групповые посещения сеансов мультипликационных фильмов в поселковый Дворец культуры. Для еженедельных групповых просмотров назначается день «КИНОсреда»
3 блок
«КИНОПРОГУЛКА»
В данном блоке подразумевается сотрудничество педагогов и родителей воспитанников в возрасте от 6 до 7 лет, которое направленно на формирование
эстетических отношений к детской кинематографии. Эти отношения проявляются в эмоциональном восприятии и верной оценке искусства, прекрасного в жизни, в способности наслаждаться прекрасным, дети проявляются также в стремлении к творчеству. Для первых встреч детей с искусством кинематографа буквально незаменим цикл "Сказки и сказочные истории". При подобном сочетании эмоционального восприятия и предварительного знания материала проще сосредоточить внимание дошкольников, рассказать еще одну сказочную историю: о не замеченном зрителями чуде, совершенном камерой.
Педагоги рассказывают ребятам о профессиях в кинематографии: сценариста, режиссера, операторов, звукорежиссеров и др. Организуется работа творческая студии по созданию игровой телепрограммы «Детская киностудия», посредством использования программы для создания видео киностудия Windows Live.
Проводятся тематические акции «поделКИНО», «Открываем музей мультфильмов», различные досуги и развлечения. Ко дню организации киностудии «Союзмультфильм» (10 июня) планируется проведение «Сказочного КИНОПАРАДА». В день российского кино (27 августа) планируется проведение фестиваля «КИНО - ОСТРОВ», с целью популяризации российской кинематографии и повышения уровня информационной культуры и компетентности родителей и педагогов, направленной на повышение роли детской кинематографии в воспитательно – образовательном процессе.
Для еженедельных групповых просмотров детских кинофильмов и назначается день «КИНОпятница»
Этапы и механизмы реализации проекта :
организационно-аналитический (ноябрь – декабрь 2015)
Организация психолого – педагогического наблюдения за использованием детской кинематографии, мультипликации в образовательном процессе.
Проведение анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников, беседы с детьми. Постановка задач, направленных на реализацию цели проекта. Разработать план мероприятий по трем блокам, выбрать кураторов.
основной (январь – декабрь 2016)
Организация работы, направленной на реализацию проекта в образовательный процесс. Разработка сценарных планов и проведение форм работы в соответствии с планом. Накопление банка мультипликационных и детских художественных фильмов.
итоговый (январь – март 2017)
Создание высокоэффективной системы социального партнёрства семьи и детского сада по формированию у детей художественного вкуса, развитого интереса к российской детской кинематографии, мультипликации, ориентируемой на всестороннее гармоничное развитие личности.
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
Включение детской кинематографии в систему дошкольного образования - один из целесообразных путей решения принципиально важного и актуального вопроса превращения мультипликации из стихийного фактора формирования в фактор, целенаправленно используемый в воспитании подрастающего поколения. Особое внимание следует обратить на улучшение работы с действующим Золотым фильмофондом.
Создание высокоэффективной системы социального партнёрства семьи и детского сада по формированию у детей художественного вкуса, развитого интереса к российской детской кинематографии, мультипликации, ориентируемой на всестороннее гармоничное развитие личности.
Я считаю, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОО и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Ожидаемые результаты:
1. Создание высокоэффективной системы социального партнёрства семьи и детского сада по формированию у детей художественного вкуса, развитого интереса к российской детской кинематографии, мультипликации.
2. Повышение уровня осознанного отношения у родителей воспитанников к выбору и оценке качества потребляемой современной мультипликационной продукции.
3. Разработать методику работы с дошкольниками по использованию в воспитательно-образовательном процессе мультипликационных фильмов.