Получи документы

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Мир воды»

Зиля Абхаликова
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Мир воды»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17

Проект «Мир воды»

познавательно-исследовательская творческая деятельность в старшей группе № 9

Воспитатель

Абхаликова З. Р.

Екатеринбург

2017

Пояснительная записка.

Ребенку-дошкольнику присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, которые получает ребенок во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект в старшей группе „Мир воды“» размещена в разделах

Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на своих наблюдениях, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. Также немаловажно и то, что специально организованное экспериментирование носит безопасный характер. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в разных ситуациях.

Недаром говорят в Китае:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В исследовании мы придерживались определения, предложенного Н. Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

Данный проект позволяет уточнить и расширить представление детей о воде, находящейся в разных состояниях, ее признаках и свойствах. Ведь вода это любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но вода таит в себе сколько секретов. Дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования можно разгадать некоторые секреты воды.

Паспорт проекта.

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта : краткосрочный (сентябрь-октябрь 2017)

Участники проекта : дети старшей группы № 9, педагог группы, родители.

Предмет исследования: свойства воды.

Актуальность темы: Первые представления о воде ребенок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому. Воды на земле и много и мало одновременно. Ее много в морях и океанах, но она не пригодна для питья. А ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Вода необходима всему живому на нашей планете. В рамках проекта знакомим детей со свойствами воды, значением для жизни человека, а также бережного к ней отношения.

Цель проекта : Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды, ее качестве, о значении в жизни человека.

Задачи проекта :

-создавать условия для формирования у детей познавательного интереса;

-расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть) посредством организации опытно-экспериментальной деятельности;

- формировать представления о значении воды в жизни человека;

- развивать наблюдательность;

-воспитывать бережное отношение к воде.

Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки, оформление фотоальбомов, продуктивная деятельность.

Предполагаемый результат:

- расширить и углубить знания и представления ребенка о воде, умение определять различные состояния воды;

- развить интерес и познавательные умения через экспериментальную деятельность;

- формировать у родителей интерес к проблеме экологического воспитания своих детей;

- воспитать бережное отношение к воде.

Результат проекта :

Создание: -альбома «Свойства воды» : экспериментальная деятельность с фотографиями, - книжек-малышек «Всё о воде»,

-картотек стихов, пословиц и поговорок, загадок о воде,

-картотек наблюдений, дидактических игр, опытов с водой,

-изготовление игры-лото «Кому нужна вода»

просмотр презентации «Детям о воде»,

выставка продуктивной деятельности детей (рисунки,

конспект образовательной деятельности «Путешествие капельки».

План реализации проекта.

Этапы проекта.

Подготовительный этап:

Задачи: 1. Разработка плана. Выявление у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Формы работы: Подбор литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок, стихов, загадок, сказок, игр о воде.

Беседа «Вода в жизни человека»

Составление диагностики. Диагностирование детей.

2. Пополнение предметно-экологической среды в группе для реализации проекта.

Формы работы: создание экспериментальной лаборатории в группе.

Подбор безопасных опытов и экспериментов с водой.

Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.

Разрабатывание конспектов ООД по разным областям программы.

3. Вовлечение родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.

Формы работы: Анкетирование родителей

Составление картотеки игр-экспериментов с водой в домашних условиях.

4. Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, пословицами и поговорками, рассказами, сказками о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.

Формы работы: Беседы.

Консультации.

Основной этап:

Познавательное развитие :

Познание. Организованная образовательная деятельность на темы: «Для чего нужна вода», «Мир воды», «Свойства воды».

Экспериментальная деятельность: опыты с водой «У воды нет вкуса», Опыт «Вода — жидкая, может течь», «Прозрачная вода может стать мутной», «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Наблюдение за погодой.

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озерной».

Исследовательская деятельность:

Наблюдения «На что похожи облака», «Дождь», «Тонкий лед».

дидактические игры «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», «Кто живет в воде?», «Расположи по порядку».

работа в дневнике наблюдения за природой,

настольная игра «Где живет вода».

Речевое развитие:

Беседы по картинкам «Пословицы и поговорки»

игра «Подскажи словечко»;

беседы «Вся ли вода полезна?»;

рассматривание энциклопедии «Водоемы. Кто живёт в пресной воде?»;

сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»;

беседа «Водичка-водичка, умой мое личико (опасность микробов для человека)»;

придумывание рассказа «Путешествие на море»;

чтение: сказок «Почему заплакал ручеек», «Сказка про капельку», «Сказка о чистоте», «Жила была река» Н. А. Рыжова, рассказа «Поэзия дождя» К. Паустовского, рассказа «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина, К. И. Чуковский «Федорино горе»

загадки о воде;

стихотворение «Шел по берегу туман»;

Беседа «Как беречь воду».

Физическое развитие:

Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух», игры «На болоте», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Не намочи ноги» «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Капельки и туча»

игры с водой.

Утренняя гимнастика «Морское путешествие».

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование «Облака»,

Рисование по сырому «Дождь»,

Слушание «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад,

Игра на металлофоне «Капельки дождя»,

Слушание и исполнение песен о воде, музыкальных записей шума волн, пения ручья, весенней капели, дождя,

Объемная аппликация «Зонтики»,

Создание книжек-малышек «Всё о воде».

Трудовая деятельность:

мытье игрушек, стирка кукольной одежды, полив цветов.

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников».

Конкурс рисунков «Такая разная вода» (для книжки-малышки).

Анкетирование родителей «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».

Показать детям в домашних условиях, что для стирки белья, приготовления пищи, уборки квартиры, купания людей, поливки комнатных растений нужна вода.

Заключительный этап:

Диагностирование дошкольников на определение знаний по теме проекта. Выявление уровня знаний по теме проектирования.

Анализ

Анализ результатов диагностики дошкольников. Подтверждение актуальности реализации данного проекта.

Оформление альбома «Свойства воды» : экспериментальная деятельность с фотографиями.

Оформление проекта.

Используемая литература:

1. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2015.

2. Журнал Дошкольное воспитание № 6, 2007.

3. И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир Детское экспериментирование, 2003.

4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2013.

5. Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 – 2006.

6. Поддъяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.

7. Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г. -№ 2

8. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2015.

9. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2016.

10. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Авт. -сост. Л. А. Королева. Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2016.

11. Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

12. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание. - № 6 – 2007.

13. https://www.maam.ru/obrazovanie/tema-voda

14. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-v-starshei-grupe-174085.html

15. https://ped-kopilka.ru/vospitateljam/zanjatija-s-detmi/starshaja-grupa-dou/konspekt-nod-v-starshei-grupe-na-temu-svoistva-vody.html

16. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-yeksperimentirovaniyu-v-starshei-grupe-na-temu-svoistva-vody.html

17. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/01/11/zagadki-o-razlichnykh-agregatnykh-sostoyaniyakh-vody

Публикации по теме:

«День воды». Познавательно-исследовательский проект в рамках реализации мероприятий, посвященных году экологии в России«День воды». Познавательно-исследовательский проект в рамках реализации мероприятий, посвященных году экологии в России 22 Марта вся планета отмечает Всемирный день воды. Вот и мы с малышами решили отметить этот праздник. В рамках мероприятий, посвященных.

Исследовательский проект для детей старшей дошкольного возраста «Мир воды» Автор проекта: Герасева Ирина Геннадьевна, воспитатель старшей группы для детей с ТНР (ОНР) Продолжительность проекта: долгосрочный Тип.

Исследовательский проект «Путешествие воды» Исследовательский проект на тему: «Путешествие воды» Автор: Крахмалева Анна Старшая группа МДОУ д/с №4 «Радуга» п. Уразово Руководитель:.

Исследовательский проект: «Свойства воды» Тема проекта: «Свойства воды» По сроку выполнения: краткосрочные педагогические проекты. Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности.

Познавательно-исследовательский проект с детьми старшей группы «Что за чудо огород?!» Познавательно-исследовательский проект с детьми старшей группы на тему: ЧТО ЗА ЧУДО ОГОРОД! Подготовили и реализовали: воспитатели.

Познавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группыПознавательно-исследовательский проект с элементами творчества «Таинственный мир насекомых» с детьми старшей группы .

Познавательно-исследовательский проект «В царстве воды и льда» Образовательная область: познание. Тип проекта: познавательно – исследовательский. По характеру контактов: в реализации проекта принимают.

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Растения, которые нас лечат» Актуальность. Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их.

Познавательно-исследовательский экологический проект в старшей группе «Вечнозеленые хвойные деревья родного края» Колыбельникова Валентина Александровна, воспитатель, МБДОУ д/с №1 «Улыбка», с. Песчанокопское, Ростовской области, Elena.Prokop75@yandex.ru.

Познавательно-исследовательский проект в средней группе «Огород на подоконнике» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «Солнышко» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Мир воды»
Опубликовано: 21 октября 2017 в 09:33
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД