Ирина Князева
Творческо-познавательный долгосрочный проект «Мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Творчески - познавательный долгосрочный проект "Родной мой край"
для старшего дошкольного возраста
МДОУ детский сад №25 «Ромашка» станицы Расшеватской
Проблема проекта : воспитание чувство патриотизма, гордости, желания узнать, что-то новое из жизни своих предков.
Цель: - формировать знания детей о родном крае, его особенностях, особенностях населения, истории и культуре, обобщить знания детей о родном крае;
• познакомить с жизнью и трудом казаков;
Публикация «Творческо-познавательный долгосрочный проект „Мой край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
• дать представление о возникновении станицы;
• совершенствовать знания о своей родной станице;
• воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине
Исходя из цели проекта, были поставлены следующие задачи:
1. Воспитывать интерес и уважение к культурному многообразию Ставрополья.
2. Сформировать способность сочувственного восприятия и понимания исторического опыта старшего поколения.
3. Воспитать в детях черты гражданина своего Отечества.
4. Стимулировать стремление детей (при помощи взрослого) добывать знания, используя их в игре.
5. Активизировать и обогащать их словарь об окружающем мире.
6. Побуждать ребёнка к активности в поиске смысла происходящего.
7. Учить детей разумно строить свою деятельность, высказывать свое мнение.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Задачи воспитательной направленности:
Воспитывать:
• отзывчивость,
• коммуникативность,
• стремление сочувствовать,
• уважительное отношение к традициям своего народа,
• заботливое отношение к природе,
• эстетические и патриотические чувства средствами окружающей природы
Задачи развивающей направленности:
• развивать: интерес и любовь к родному краю и умение отражать в продуктивной деятельности;
• воображение, фантазию,
• логическое мышление,
• экологическое сознание, интерес к наблюдению в природе,
• внимание к слову, учить различать его оттенки, приучать к точному употреблению слов.
Реализация проекта
Месяц Тема Содержание работы Итоговое мероприятие
Сентябрь
1 неделя
«Мой край родной»
Цель: познакомить детей с названием Ставропольский край, довести до их понимания, что живут они на ставропольской земле; рассказать, кто живет на Ставрополье; дать понятие «казаки» и «казачки»; выделить столицу –
г. Ставрополь; закрепить в речи новые слова; воспитывать любовь к родному краю.
• беседа,
• рассказы из личного опыта (поездка в г. Ставрополь);
• чтение художественной литературы по теме,
• вопросы, пояснения, обращение к личному опыту,
• слушание и исполнение песен о крае,
• рассматривание цветных иллюстраций иллюстрации с изображением Ставрополя и Ставропольского края,
• рассматривание альбома с иллюстрациями «Казачьему роду – нет переводу»,
• организация и презентация фотовыставок семейных поездок, путешествий, отдыха по Ставропольскому краю,
• Путешествие по карте Ставропольского края.
Составление коллажа – Ставропольский край
2 неделя «Моя малая Родина»
Цель: познакомить детей с историей Ставрополья, станицы, упражнять в умении составлять рассказ по нарисованным картинкам;
- вспомнить стихи, пословицы и поговорки;
- учить сравнивать описывать, делать выводы.
• беседа,
• рассказы из личного опыта;
• чтение художественной литературы по теме,
• слушание и исполнение песен о станице,
• экскурсии по станице,
• подвижные игры: «Казаки - разбойники»; «Горелки».
• конкурс чтецов
Викторина «Мой край»
3 - 4 неделя
Дары Ставрополья
Цель: познакомить детей с заготовкой овощей и фруктов, воспитывать бережное и любовное отношение к природе, которое щедро одаривает нас своими богатствами. • Сюжетно-дидактические игры: «Семья» –«Собираемся на осеннюю прогулку», «магазин овощей и фруктов», «Консервный завод», «Магазин фруктов», «Овощной магазин»;
• Дидактические игры: «Геометрическая мозаика», «Да-нет»;
• Чтение художественной литературы, заучивание стихов;
• Пословицы и поговорки по теме;
• Отгадывание загадок;
• Составление описательных рассказов, овощи-фрукты.
• Составление рассказа из личного опыта
«Собираем урожай»
• Рисование «Урожай с огорода»;
• Беседа «Прогулка по саду и огороду»;
• РЭМП «Поездка на дачу»;
• Коллективный труд «Готовим салаты из овощей»;
• Наблюдение осенней природы;
• Украшение групповой комнаты осенними букетами, детскими рисунками.
Выставка - конкурс поделок (совместная родителей с детьми) «Дары Осени»
Октябрь
1 неделя «Название моей станицы. Ее основание»
Цель: продолжать знакомить с историей родной станицы и основанием станицы;
- совершенствовать знания о своей родной станице;
- развивать монологическую, связную речь;
- умело подбирать определения;
- дать представление о возникновении станицы;
- совершенствовать знания о своей родной станице; воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине
• Экскурсии в школьный музей,
• Экскурсия в парк: «Памятные места нашей станицы».
• Беседы: «Как много мест у нас хороших»;
«Традиции и обычаи в жизни людей»;
«О нашей станице»,
• Слушание и исполнение песен, разучивание танцев
• Сюжетно-ролевые игры:
«Наездники»; «Семья встречает гостей» ; «Семья в гостях»; «Праздник»; «Семья на день станицы», «Семья за чаем».
• Подвижные игры:
«Лапта»; «Подсолнухи»; «Золотые ворота»; «Салки»; «Жмурки» «Казаки»; «На охоте»; «Ехал Ваня из Казани»; «С города долой»; «Чай – чай - выручай»; «Пятнашки»; «Мишень» «Аты - баты, шли солдаты»; «Гуси – гуси»; «Городок»; «Лягушки и цапля»; «Дуб – дубок»; «Мы пилили»; «Сбей шапку».
• РИСОВАНИЕ «Любимый уголок станицы» Коллективная работа. Конструирование макета «Моя станица. Какой я тебя вижу»
2 неделя «День станицы. Покров день»
Цель: продолжать знакомить с историческим прошлым станицы;
- продолжать пополнять знания детей о станичной земле;
- воспитывать любовь к родному краю
- воспитывать чувство патриотизма, гордость, желание узнать, что-то новое из жизни своих предков.
• Рассматривание рисунков, фотографий с изображением различных достопримечательных мест станицы.
• Рассматривание фотографий принесённых детьми после праздника Дня станицы.
• Работа в книжном уголке
• Подвижная игра «Семья» - «Собираемся на праздник»
• Строительные игры «Улицы станицы»
• Дидактические игры:
«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», «Неоконченный рассказ».
Развлечение
«На встречу истории»
Цель: закрепить полученные ранее знания, воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес к фольклору и удивительным загадкам прошлого Ставрополья, расширить запас слов, познакомить с казачьим хором.
Ноябрь
1-2 неделя Природа Ставрополья
Цель: познакомить детей с природой ст. Расшеватской в прошлом столетии, воспитывать заботливое и уважительное отношение к родным просторам, обратить внимание на изменения в природе по происшествию времени • Рассматривание карта-схема ст. Расшеватской, картинок с изображением деревьев и кустарников этих мест
• «О растениях украшающих родную станицу»;
• Знакомство с Красной книгой.
• Загадки о растениях (цветах, деревьях, кустарниках).
• беседа «Деревья нашего двора»;
• Сюжетно- дидактические игры:
«Юные защитники природы», «прогулка по осеннему парку»;
• Строительная игра «Домик лесника»;
• Дидактические игры:
«Выиграй приз», «Ветерок», «Геометрическая мозаика»;
• Конструирование «Старичок – лесовичок» Аппликация
научить с помощью объемной аппликации делать природный пейзаж из разных круп, развивать творчество, закреплять умение работать коллективно.
3-4 неделя Животные Ставропольского края
Цель: закреплять и пополнять знания о животных ставропольского края, развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познаниям нового, развивать умение строить высказывания типа рассуждений. • сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»;
• подвижные игры по теме, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных;
• разучивание стихов о животных;
• игры-драматизации сказок о животных;
• рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных,
• беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме, в том числе о видовом разнообразии животных, местах их обитания и питании, их значении в жизни человека и всего живого, последствиях уничтожения животных, защите животных со стороны людей и государства, посильной помощи детей в деле защиты животных;
• развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т. д. ;
• наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними);
• мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме);
• создание коллекции «Животные нашего края»;
• организация фотовыставки домашних животных,
• разучивание музыкально-танцевальной композиции «В мире животных»;
• чтение художественной, научно-познавательной и научно-художественной литературы по теме;
• педагогические ситуации, решение проблемных ситуаций и ситуаций морального выбора по теме (животное попало в капкан; у него перебита лапа;
что будет с человеком, если не станет животных и др.);
отгадывание и составление загадок по теме;
рассказы о домашних животных (из личного опыта,
• творческое рассказывание («Животное, о котором мечтаю»). Проектная деятельность (составление памятки о внимательном и бережном отношении человека к животным; изготовление дорожных знаков, предупреждающих появление домашних и диких животных на дороге, «Дикие животные», «Перегон скота»).
«Позаботимся о птицах» - изготовление кормушек для участка детского сада
Декабрь
1-2 неделя Традиционная казачья одежда
Цель: дать представление о казачьих костюмах – мужских и женских • экскурсия в школьный музей;
• составление рассказов «Что скажут нам старые вещи»;
• «Из бабушкиного сундучка»- рассказы об одежде казаков;
• Рисование старинной казачьей одежды;
• Пословицы и поговорки о казаках;
• Чтение стихотворений, казачьих сказок;
• Лепка «казачка и казак»;
• Рассматривание картин «Казаки»
• Сюжетно – ролевые игра «Как в старину», «Семья казаков»;
• Хороводные игры в казачьих костюмах. Проектная деятельность (создание презентаций) изготовление тряпичных кукол в казачьей одежде (совместное творчество родителей с детьми)
Январь
4 неделя Посуда казаков
Цель: продолжать знакомить с историей казачьей посуды, продолжать воспитывать на народных традициях, прививать любовь и уважение к труду народных мастеров – умельцев. • Рассматривание посуды.
Определение назначения – из чего сделана посуда?
• Лепка «Казачья посуда»;
• Рисование «Роспись посуды»;
• Д/ и «Узнай по описанию»;
• Беседы «Русские народные промыслы»
Сюжетно – ролевые игры «семья» и «к нам гости пришли»;
• Народные подвижные игры :
«Жмурки», «Пятнашки с мячом», «Палочка – выручалочка»;
Оформление книги с рецептами казачьих блюд (совместное творчество родителей с детьми)
Февраль
«Масленица – зиме конец, весне – начало»
Цель: познакомить детей с древним русским праздником, объяснить его происхождение и назначение. Воспитывать у детей интерес к истории России, национальную гордость, чувство причастности к великому русскому народу, раскрывать перед детьми богатство русского языка, учить их говорить образно, выразительно. • Беседа «Народные праздники на Руси. Масленица»
• Сюжетно-ролевая игры: «Семья», «Мы идем в гости», «К нам гости пришли»
• Подвижные игры: «Каравай», «Гори, гори ясно!», «Ручеек»
• Игры-соревнования: «Перетяни канат», «Поезд», «Гусеница с веревочкой»
• Дидактические игры: «Кузовок», «Ручеек», «Неоконченный рассказ»
• Загадки
• Разучивание хоровода «Прялица» Развлечение «Масленичные гуляния»
Март
3 неделя «Жилище казаков»
Цель: познакомить детей с историей и изменением жилища на, воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому, вызвать интерес к укладу и быту казаков, познакомить из чего строили хаты, что находилось во дворе, внутри хаты.
• Воспитатель предлагает отправиться в «гости» в 1801 год. Используя картины и фотографии знакомятся со станицей, двором, внутренним обустройством хаты казаков.
• Рисование «Так стало»
Цель: расширять представление детей об архитектурных изменениях, учить соотносить и отображать увиденное, передавать в сюжетном рисунке характерные особенности строений данного времени, закреплять умение работать сообща.
• Конструирование
Цель: закреплять представление детей о строении хат казаков, располагать постройки согласно предложенному плану, строить по образцу, придерживаться основных прицепов, формировать чувство взаимопомощи в коллективной работе.
Интегрированное занятие «Знакомство с казачьим бытом»
Апрель
1 неделя Профессии на селе
Цель: объяснить детям, что существуют различные профессии, развивать у детей навыки творческого рассказывания, обогащать их словарь по теме занятия, уточнить знания детей - люди каких профессий трудятся на селе. • Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»
• Беседы о профессиональных действиях механизаторов, агрономов, комбайнеров, водителей, учителей, продавцов, бухгалтеров и т. д. ,
«Машины на нашей улице»,
«Все работы хороши, выбирай на вкус»;
• Загадки, пословицы о профессиях;
• Рассматривание картинок, иллюстраций, слайдов на ИД различных транспортных средств;
• Развивающие игры «Профессии», «Чей предмет», «Подбери родственное слово».
Составление «книги» «Выдающиеся люди станицы» (о людях, живущих и работающих в станице)
Май
3-4 неделя
Расшеватский хлеб
Цель: закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле, названия профессий людей, растящих хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб.
• Экскурсия в пекарню СПК колхоза «Родина»
• Составление рассказа по плану «Откуда хлеб пришёл?»
• Беседы «Хлеб всему голова»,
«Культура поведения за столом»;
• Чтение стихотворений С. Погорельского и
И. Лопухиной, разучивание Ю Ждановской «Нива»
• Рассматривание иллюстраций по теме
• Развитие речи «О тех, кто хлеб растит»
• Рисование «Урожай»
• Лепка «Хлебное поле»
• Коллективный труд «Булочки из сдобного теста»
• Сюжетно-дидактические игры: «Мы – хлеборобы», «Что делают из муки»
• Строительные игры: «Комбайн», «Гараж»
• Дидактические игры: «Бабушка укладывает в чемодан», «Звук потерялся»
• Конструирование из конструкторов типа Лего;
• Экспериментирование со злаковыми культурами
Коллаж «Букет из засушенных листьев, цветов и колосьев»
Планируемый результат:
Расширение знаний детей о родном крае
Развитие любознательности и познавательных способностей детей
Развитие творческого воображения
Развитие коммуникативных навыков: умение работать в группе, договариваться между собой, обращаться к взрослым за помощью, вести диалог и т. д.
Формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности