Проект «Моя малая Родина» как средство нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников

Татьяна Васильевна Корниенкова
Проект «Моя малая Родина» как средство нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников

Актуальность

проекта

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Актуальность данной темы на современном этапе очевидна: изменились ведущие методические подходы к данной проблеме, ведутся поиски формирования механизма и этапности в воспитании любви к родному краю, определяется их место в эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности. В настоящее время достаточно много методической литературы по патриотическому воспитанию. Однако в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в отдельных видах деятельности нет стройной системы, отражающей всю полноту данной проблемы.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.

Тематическое поле

Развитие чувства ответственности за малую Родину и уважения к предкам;

Формирование и развитие личности через патриотическое воспитание;

Расширение кругозора.

I – этап проекта

(организационно-подготовительный)

цель проекта:

Показать возможность и эффективность формирования у детей младшего дошкольного возраста основ нравственно-патриотического знания.

задачи проекта:

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, культурному наследию своего народа;

формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края;

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)

Содержание патриотического воспитания детей младшего дошкольноговозраста включает в себя:

приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, с детским садом с городом.

проведение целевых наблюдений за животным и растительным миром, организация сезонного труда в природе;

организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных.

участники проекта:

дети I младшей группы;

воспитатели;

музыкальный руководитель;

родители.

вид проекта:

групповой;

творческий.

срок реализации:

январь - май

Сценарий совместных действий

по решению задач

(основные шаги по реализации проекта)

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария (конспекты занятий, консультация для родителей, воспитателей, сценарии развлечений, праздников, презентация проекта.

описание продукта:

Презентация «Моя малая Родина»;

Оформление альбома «По знакомым местам»;

Выставка рисунков (родителей);

Создание мини-музея «Солдатские шапки».

ожидаемый результат

Для детей:

Интерес к родному поселку;

Умение понимать смысл образного содержания стихов, пословиц, поговорок;

Умение определять наименование родственных отношений между близкими и членами семьи;

Активизация словаря детей.

Для родителей:

Желание родителей заниматься изучением истории своего поселка;

Желание участвовать в жизни детского сада.

Формы работы

Развлечения и праздники;

Посиделки «У самовара»;

Посещение мини-музея «Солдатские шапки»;

Сюжетно-ролевые игры: «Если армия сильна – непобедима и страна!»

Подвижные игры;

Наблюдения;

Чтение художественной литературы;

Разучивание песен, стихов;

Беседы.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание в детском саду»;

Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой отчий край»;

Изготовление семейных альбомов «Моя семья»;

Круглый стол для родителей «Маленький гражданин»;

Презентация проекта «Моя малая Родина».

Работа с педагогами

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»;

Посещение мини-музея;

Презентация проекта «Моя малая Родина».

II – этап проекта (основной)

План работы по реализации проекта

технологическая карта

Образовательная область Вид детской деятельности Содержание деятельности

Физическая культура Двигательная активность П/игры «Бабушкины игры»;

Народные игры: «Полярная сова», «Волк и олени», «Догонялки», «Ручейки и озера»

Речевая Беседы,чтение художественной литературы Беседы с детьми: «Мы дружная семья», «Праздники в нашей семье», «Природа родного края»;

Чтение русских народных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Волк и семеро козлят»;

Пальчиковая гимнастика: «Кто в доме живет», «Моя семья»;

Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок;

Отгадывание загадок

Познание Познавательно-исследовательская Занятия: «Любимый поселок», «Путешествие кораблика», «Солдатские шапки»;

Посиделки «У самовара»

Художественно-эстетическая Продуктивная,музыкально-художественная Рисование: «Мой дом»;

Лепка: «Угощение для мамы», «Оладушки для бабушки»;

Аппликация: «Флаг моей Родины», «Осенний букет»;

Игра на народных ударных инструментах;

Разучивание песен: «У меня есть шапка со звездой», «Пограничники», «Во поле береза стояла»;

Конструирование: «Наш детский сад», «Мой дом»

Социально-коммуникативная Игровая, коммуникативная Д/игры: «Кто, что делает», «Мир растений», «Мой поселок», «Путешествие по малой Родине»;

С/р. «Семья»;

С/р. игра сопровождающаяся примеркой костюмов «Наша армия сильна»

дополнительная информация необходимая для выполнения проекта:

Использование интернет ресурса:

«Мультимедийные презентации»

«Моя малая Родина»

«Мой любимый детский сад»

материально – технические ресурсы необходимые для реализации проекта:

иллюстрации;

фотографии;

художественная литература;

DVD диски.

результативность проекта:

У детей раскрылись патриотические чувства;

Активизировался словарный запас детей, память;

Дети с большим желанием участвуют в ролевых играх: «Наша Армия сильна» и т. д. ;

Дети научились узнавать знакомые здания и улицы родного поселка.

используемая литература:

Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2004.

Антонов Ю. Е. Левина Л. В. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.

Буре Р. С.Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. – М.: Просвещение, 2004.

Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

Зверева О. Л. Социальное развитие ребенка. – М.: А. П. О., 1994.

Нечаева В. Г., Маркова Т. А., Жуковская П. И. Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., 1984.

использование интернет ресурсов:

http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/patrioticheskoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html#a_menu

http://sadriabinushka.ucoz.ru/index/razvlechenie_po_nravstvenno_patrioticheskomu_vospitaniju_detej_mladshej_gruppy/0-614

http://prudnikov.ucoz.ru/publ/patrioticheskie_stikhi/4

http://dohcolonoc.ru/conspect/5635-integrirovannoe-zanyatie-nasha-rodina.html

http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-vo-vtoroi-mladshei-grupe-moja-malaja-rodina.html

http://dohcolonoc.ru/conspect/6378-puteshestvie-po-nashej-rodine.html

приложения

Развлечение «Поселок, в котором я живу»;

Развлечение «Путешествие по лесной дорожке и знакомство с лесными жителями»;

Интегрированное занятие в I младшей группе «Путешествие на паровозике»;

Развлечение «В гости к нам пришла Дуняша» в I младшей группе;

Конспект «Зайчик в гостях у ребят»;

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей I младшей группы «Мы едем-едем-едем в далекие края…»;

Перспективное планирование работы по патриотическому воспитанию детей I младшей группы;

Консультация для воспитателей и родителей «Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников»;

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание».

Прикреплённые файлы:

moja-malaja-rodina_5nlre.ppt | 8760,5 Кб
 
Публикации по теме:

Мини-музей «Русская изба» в детском садуМини-музей «Русская изба» в детском саду О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,.

Патриотическое воспитание дошкольников О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано немало, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Транспорт
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Проект «Моя малая Родина» как средство нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников
Опубликовано: 17 марта 2015 в 15:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Всемирный день моря

Экологический праздник ООН Международный день моря отмечается с 1978 года, в один из дней последней недели сентября. Он привлекает внимание мировой общественности к недопущению загрязнения морских вод,...

23 сентября. День рябины

Царице осеннего леса, красавице-рябине, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать ребенку больше о рябине и пополнить творческий...

Фотоотчёт о неожиданной встрече с ежом на прогулке
Цель: расширение и уточнение знаний детей о еже. Задачи: - развивать тактильные ощущения; - развивать наблюдательность; - воспитывать любознательность и...
Мастер-класс по изготовлению слона из сердечек
Попова Валентина Мастер-класс по изготовлению слона из сердечек Слоны - самые большие гиганты на Земле из всех млекопитающих. Средняя масса их достигает...
Отчет по самообразованию на тему: «Использование игровых мотивационных ситуаций при...
В 2019 – 2020 учебном году я работала по теме самообразования «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента в работе...