Светлана Медведева
Проект «Моя семья — моя радость»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект «Моя семья — моя радость!
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Творческое название проекта Семья
Тип проекта
(по доминирующему методу) Информационно – практико - ориентированный
По характеру содержания Включает ребенка и его семью
По характеру участия ребенка в проекте Участник от зарождения идеи до получения результата
По характеру
Публикация «Проект „Моя семья — моя радость“» размещена в разделах
контактов Осуществляется внутри одной возрастной группы; в контакте с семьей
По количеству
участников Групповой
Возраст детей Старший дошкольный возраст
Продолжительность Долгосрочный
Образовательная область программы ОО программы «Истоки» «Познавательное развитие»
Тематическое поле Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи.
Актуальность 1)В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
2)Семья есть важнейший институт воспитания патриотических качеств ребёнка.
3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
4)В ДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
5)Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Проблема Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
Цель Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи
1)Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2)Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
3)Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4)Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
5)Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
6)Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
7)Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Этапы реализации проекта 1 этап – организационно - диагностический (сентябрь)
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
3 этап- обобщающий (май)
Результат 1)Организованы выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
2)Повысилось качество образовательного процесса, процесс обучения стал более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
3)Создана методическая копилка по данной проблеме.
4)Повысился уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возросла уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Презентация проекта Семейная гостиная на тему «Цветок семейного счастья», посвящённая Дню семьи
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе был разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Были определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками были воспитанники старшей логопедической группы, педагоги, родители и логопед. Были определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, педагогами.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводили занятия по проекту, была организована совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого была организованна работа, которая включала в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых было объяснить актуальность, важность проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей в ДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строилась по темам : «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».
3 этап- обобщающий (май)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходила в форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной были организованы стендовая презентация и выставки творческих работ детей.
ФОРМЫ РАБОТЫ
с детьми:
Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в ДОУ; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Семья»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье.
с родителями.
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; конкурсы; семейная гостиная.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
• метод сравнения.
• элементарный анализ.
• метод моделирования и конструирования.
• метод проектной деятельности.
• метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
• метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
• игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
• сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
• прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.
• беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
• повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний.
• метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Работа способствовала:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
Оснащению предметно – развивающей среды в группе.
Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Опыт внедрения нашего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, работающим по программе «Истоки». Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье. Опыт работы может быть использован образовательными учреждениями для создания подобных проектов, решающих проблемы других направлений воспитательной деятельности.
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семья»
в старшей группе
Месяц
Тема Организованная
деятельность с детьми Совместная деятельность
педагогов и детей Совместная
деятельность
с родителями Консультативная
информация
для родителей
Сентябрь Анкетирование родителей и диагностика детей
Октябрь
Моя семья 1. Познавательное развитие «Моя семья»
2. Художественно – творческое развитие. Изобразительная деятельность «А у нас дружная семья!»
3. Речевое развитие «Расскажу вам о своей семье» Беседы на тему «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи»
Чтение сказок «Крошечка – Хаврошечка», «Гуси-лебеди»
Рисование на тему «Моя семья»
Рассматривание картин на темы Т. Сорокина «Семья», Ю. Кугач «В субботу»
Драматизация сказки «Репка»
Пальчиковая гимнастика на тему «Дружная семейка»
С/р игры на темы «Семья», «Встречаем гостей» Рисунки детей на тему «Познакомьтесь с моей семьёй» Консультация «Главные условия воспитания детей в семье»
Ноябрь
Члены моей семьи 1. Познавательное развитие «Что я знаю о себе», «Кто живёт со мной»
2. Художественно - творческая деятельность. Мастер – класс по изготовлению праздничной открытки для мамы
3. Художественно – творческое развитие. Изобразительная деятельность «Портрет моей мамочки» Эвристическая беседа на тему «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди»
Обсуждение ситуаций «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?»
Чтение произведений Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения»
Творческая речевая деятельность на тему «Письмо бабушке и дедушке»
Игровая ситуация на тему «Мои братья и сёстры», «Каким я был, каким я стану», «Мы - разные»
Игра -драматизация «Три поросенка» Конкурсная программа для детей и родителей, посвящённая Дню матери «Мать и дитя»
Праздничная газета «Пусть всегда будет мама!» Папка-передвижка на тему «Обращение ребёнка к родителям», «День матери»
Декабрь
Наши имена и фамилии Познавательное развитие «Наши имена и фамилии» Эвристические беседы на тему «Моя родословная», «Я и моё имя»
Творческая речевая деятельность на тему «Интервью у родителей – «Расскажи, почему меня так назвали?»»
Просмотр мультипликационного фильма «Морозко», «Двенадцать месяцев».
Д/и на тему «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию»
Графическое упражнение на тему «Напечатай по образцу свою фамилию и имя» Участие родителей в улучшении предметно-развивающей среды Папка-передвижка на тему «Особенности воспитания ребёнка мамой и папой»
Январь
Родительский дом – начало начал Познавательное и социально - коммуникативное развитие «Мой дом» и «Береги свой дом» Конструктивная игра на тему «Нарисуй и построй»
Д/и на тему «Стройка», «Разные дома»
Беседы на тему «История моего дома»,
«Мой дом - моя крепость»
Творческая речевая деятельность на тему «Мой день дома»
Рассматривание иллюстраций на тему «Семья дома»
С/р игры на тему «Новоселье», «Ремонт в квартире»
Игры-драматизации на тему «Кошкин дом», «Заюшкина избушка»
Обсуждение ситуаций на тему «Моя комната», «Мой игровой уголок», «Чтобы в доме стало веселей»
Пальчиковая игра на тему «Строим дом» Конкурс:
«Дом нашей мечты» (Ручной труд с родителями)
Фотовыставка: «Мой день в детском саду»
Экскурсия детей и родителей в музей детского сада «Русская изба» Консультация:
«Как дети создают конфликты между родителями»
Буклеты:
«Роль матери и отца в воспитании»
Февраль
Мой папа -
Защитник Отечества 1. Познавательное развитие «Защитники Отечества», «Наша Армия»
2. Художественно - творческая деятельность. Аппликация из вырезанных частей предмета и обрывание мозаика «Яхта моего папы»
3. Речевая деятельность Составление рассказа на тему «Наша Армия» Выставка рисунков, посвящённая Дню Защитников Отечества на тему «Мой папа - солдат»
Рассматривание иллюстраций, репродукций, альбомов с военной тематикой
Чтение художественной литературы: Г. Х. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; стихи к празднику (о моряках, летчиках и др.); чтение народных былин, сказок о богатырях
С/р игры на тему «Моряки», «Летчики»
П/и на тему «Всадники», «Самолеты»
Пальчиковая игра на тему «Капитан» Игра – викторина для родителей «Звездный час»
Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома Домашнее задание по лексической теме «Наша Армия»
Д/материал для родителей по теме «Наша Армия»
Март
Моя мама 1. Речевая деятельность Чтение художественных произведений «Как аукнется, так и откликнется»(по произведениям Е. Благининой «Посидим в тишине», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», нанайской сказки «Айога»)
2. Художественно - творческая деятельность. Изобразительная деятельность: нетрадиционная техника рисования «Цветы для мамы»
3. Художественно- творческая деятельность. Лепка «Ветка мимозы в подарок маме» Беседы на тему «Что любит моя мама», «Мама глазами художников»
Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»
Настольный театр «Волк и семеро козлят»
Музыкально-дидактические игры на тему «Где мои детки?», «Мама и детки»
С/ р игры на тему «Дочки – матери», «Мама в парикмахерской»
Рисование на тему «Поздравляем наших мам» Праздничная программа, посвящённая мамам ко дню 8 марта «Подарим маме песенку» Папка-передвижка на тему «Когда родительская любовь заходит слишком далеко»
Апрель
Профессии моих
родителей 1. Познавательное и социально - коммуникативное развитие «Кто построил новый дом»
2. Художественно - творческая деятельность. Изобразительная деятельность на тему «Все работы хороши, выбирай на вкус» Эвристическая беседа на тему «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д.»
Чтение произведений С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас?»
Рассматривание иллюстраций на тему «Папина профессия»
С/р игры на тему «Водители», «Поезд»
Д/и на тему «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»
Творческая речевая деятельность: составление рассказа на тему «Хочу быть как мама, папа» Мини – проект на тему «Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии Папка-передвижка на тему «Сколько времени необходимо уделять общению с ребёнком»
Буклет на тему «Основы нравственных отношений в семье»
Май
Мы -
помощники Социально - коммуникативное развитие «Маленький, да удаленький» Эвристическая беседа на тему «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке»
Просмотр мультипликационного фильма «Федорино горе», «Марья – искусница»
Игра - имитация на тему «Мамины помощники»
С/р игры на тему «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе».
Пальчиковые игры на тему «Три Катюшки» «Помощник»
Работа с крупами «Поможем бабушке рассортировать семена для посадки» «День открытых дверей» для родителей
Презентация проекта-
Семейная гостиная, посвящённая Дню семьи «Цветок семейного счаст