Проект «Музей как средство формирования социокультурной среды ДОУ»

Елена Григорьевна Быканова
Проект «Музей как средство формирования социокультурной среды ДОУ»

I. Актуальность проекта.

Для детей 4-5 лет, в связи с вышесказанным, наиболее актуальны следующие направления деятельности:

- знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта;

- установление связей и взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;

- удовлетворение первых проявлений избирательных интересов;

- формирование положительного интереса к окружающему миру.

Поэтому задачу выявления и поддержания первых избирательных интересов детей, развития их самостоятельной познавательной активности мы решаем путем создания различных коллекций, как программных - бумага, ткань, так и нетрадиционных - колокольчики. Началось все с подарка одного из родителей, привезшего нам колокольчик из Таиланда. Но особенность такого подарка в том и заключается, что его преподносят с интересным рассказом о городе, откуда привезли колокольчик, об истории его приобретения и т. д. Потом подарили пару новогодних колокольчиков, колокольчик в виде поросенка, колокольчик из Египта… И мы уже сознательно стали собирать коллекцию колокольчиков.

Факторы, определившие выбор предмета для коллекционирования:

- колокольчик – это замечательный, оригинальный подарок, их сейчас такое множество, что не предвидится трудностей с пополнением экспозиции, и каждый из них со своим звоном, а если без звона, то со своим настроением, со своей интересной историей, и значение такого подарка символично – колокольчик приносит в дом счастье и служит оберегом;

- удобный предмет для коллекционирования: многообразие материала и дизайна при общей единой форме, компактные размеры при ёмком содержании;

- часто колокольчик является предметом искусства;

- колокольчиком можно не только любоваться, но и с его помощью изучать – историю культуры и быта; географию физическую (карты, схемы, маршруты) и этническую (стран и народов); народные промыслы; разнообразие рукотворного

мира и человеческой фантазии; музыку и литературу; взаимосвязь человека

с природой, флорой и фауной;

- колокольчик, колокол – предмет, в национальной традиции тесно связанный с духовно-нравственными ценностями;

- колокольчик в современном представлении тесно связан с путешествиями, и перебирая их как сувениры из поездок, мы обновляем ощущения, впечатления тех, кто путешествовал, и пробуждаем интерес к миру тех, кто еще нигде не был, то есть стимулируем эмоциональное развитие ребенка.

II. Цели и задачи проекта.

Цель проекта: создание музея как части социокультурной среды ДОУ, способствующей формированию общей культуры личности ребенка, то есть развитию его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности и самостоятельности.

Задачи проекта:

• повышение педагогической компетенции работников ДОУ;

• создание методического обеспечения работы мини-музея для реализации программных задач вариативного образования;

• вовлечение родителей в образовательную деятельность в ходе реализации данного проекта;

• привлечение к реализации проекта учреждений культуры и образования города Кемерово.

Участники проекта: дети 3-7 лет, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата); родители; педагогические работники МБДОУ № 44.

IV. Сроки реализации проекта.

Реализация проекта рассчитана на период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года

V. Этапы реализации проекта:

Декабрь 2013

• Педсовет ДОУ. Обсуждение ФГОС дошкольного образования; выделение проблемы формирования социокультурной среды ДОУ.

Формирование творческой группы по систематизации накопленного методического и наглядного материала для создания мини-музея «Колокольная страна»

Январь 2014

• Подбор информации, методической и художественной литературы, наглядного материала, иллюстраций.

• Систематизация имеющихся и поиск новых экспонатов, составление каталога.

• Круглый стол для педагогов «Мини-музей в ДОУ».

• Разработка проекта «Музей как средство формирования социокультурной среды ДОУ».

• Родительское собрание на тему «Роль родителей в выявлении и поддержке первых избирательных интересов детей».

• Создание условий для организации «музейного» пространства в помещении средней группы.

• Обсуждение проекта со специалистами ДОУ, поиск форм работы, планирование.

Февраль 2014

• Участие проекта в городском конкурсе методических разработок.

• Музыкальное занятие с детьми «Малиновый звон».

• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Познавательное развитие»:

- Приключения в музее.

- О чем поют колокола?

- Путешествие в страну Динь-Динь.

• Совместная экскурсия детей, родителей и педагогов к Часовне Святого Благоверного князя Александра Невского.

• Встречи с представителями музеев и библиотек, планирование совместных мероприятий.

Март 2014

• Презентация проекта «Музей как средство формирования социокультурной среды ДОУ» на педсовете.

• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

- Роспись глиняного колокольчика.

- Лепка колокольчика из соленого теста.

• Семейный конкурс «Нарисуем колокольчик».

• Выездная выставка Областного музея изобразительных искусств «Колокольчик в народных промыслах».

Апрель 2014

• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Речевое развитие»:

- Чтение сказок «Городок в табакерке», «Серебряный колокольчик», «Колокольчик Простотак», просмотр мультфильма «Чудесный колокольчик».

- Расскажи про колокольчик (о любом экспонате музея).

• Семейный конкурс рассказов «Волшебный колокольчик».

Май 2014

• Обобщение опыта работы по созданию мини-музея на районном методическом объединении.

• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Физическое развитие»:

- Игра «Жмурки с колокольчиком».

- Игра «Паутинка с колокольчиком».

- Игра «Позвони в колокол» (по пожарной безопасности).

• Консультации для родителей «Создание семейной коллекции».

• Экскурсия с детьми в школу на «Последний звонок».

• Совместное мероприятие с МАУК «МИБС» Детская библиотека «Читай-город» на тему «Колокольчик в сказках».

Июнь 2014

• Парад семейных коллекций (праздник для детей и родителей).

• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

- Ты откуда, Колокольчик?

- Сюжетно-ролевая игра «Оркестр».

• Совместная поездка детей, родителей и педагогов в Знаменский собор.

• Посещение музея «Колокольная страна» детьми детских садов Кировского района.

Сентябрь 2014

• Занятие с детьми о музыкальных инструментах (колокольчик, бубенчик, треугольник и т. п.)

• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Познавательное развитие»:

- Знакомство с новыми экспонатами.

- Колокольчик в народных праздниках.

• Консультация для родителей «Колокольчик в доме».

• Экскурсия с детьми в МОУ СОШ № 11 на торжественную линейку 1 сентября.

• Совместное мероприятие с МАУК «МИБС» Детская библиотека «Читай-город», просмотр презентации «Колокола России».

Октябрь 2014

• Создание картотеки произведений живописи с изображением колоколов и колокольчиков. Подбор репродукций.

• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

- Создание коллективного панно «Разноцветные колокола» (аппликация, коллаж).

- Картина из пластилина «Колокольчик».

• Совместная экскурсия детей, родителей и педагогов в Областной краеведческий музей.

• Совместное мероприятие с МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Кировского района г. Кемерово» (экскурсия, концерт, подарки к Дню пожилого человека).

Ноябрь 2014

• Создание картотеки книг и игр на тему «Колокола и колокольчики».

• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Речевое развитие»:

- Чтение книг о колокольчиках-цветах (проза, стихи).

- Сочинение стихов.

• Концерт для родителей к Дню матери «Праздник колокольчика».

• Публикация о музее «Колокольная страна» в «Вестнике Кировского района» (выпуск к юбилею района).

Декабрь 2014

• Подведение итогов работы по реализации проекта на педсовете с приглашением родителей.

• Выпуск газеты МБДОУ № 44 «Страна Дельфиния» с размещением информации о проекте.

• Планирование работы с детьми в музее по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

- Проведение экскурсий для детей других групп.

- Колокольчик в живописи.

• Семейный конкурс поделок «Новогодний колокольчик».

V. Ожидаемые результаты проекта.

1. Преобразование пространственной и образовательной среды ДОУ, ведущее к формированию ребенка как социально и творчески активной личности.

2. Повышение педагогической грамотности родителей, выработка единого подхода семьи и ДОУ к вопросам духовного и эстетического воспитания ребенка.

3. Создание единого образовательного пространства для взаимодействия учреждений образования и культуры в процессе воспитания дошкольников.

4. Повышение профессионального уровня сотрудников ДОУ, обобщение и распространение педагогического опыта по созданию мини-музея в ДОУ.

Продукт проектной деятельности: мини-музей колокольчиков; каталог экспонатов; творческие работы детей (поделки, рисунки, рассказы); комплект методических пособий и рекомендаций для обеспечения работы мини-музея; подборка консультаций и рекомендаций для родителей; альбомы фотографий занятий, развлечений, экскурсий и т. п. ; картотеки игр, книг, репродукций на данную тему.

Презентация проекта: представление мини-музея на родительском собрании и защита на педагогическом совете, на районном методическом объединении, на городском и областном конкурсах методических разработок.

Публикации по теме:

«Познавательное развитие дошкольников» Дошкольный возраст- уникальный в своем роде период жизни человека. Процесс формирования образа мира начинается в раннем и дошкольном детстве.

Рабочая программа (подготовительная группа). Образовательная область «Познавательно-исследовательская деятельность» Пояснительная записка. Накопление к шести годам сведения о большом.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Транспорт
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Проект «Музей как средство формирования социокультурной среды ДОУ»
Опубликовано: 19 марта 2015 в 14:39
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

Фотоотчёт ОД по художественно-эстетическому развитию «Рисование иллюстраций к сказке...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт ОД по...
Фото отчёт о проведении проекта «Птички — невелички» с детьми старшей группы
Цель: ознакомление детей с миром птиц. Задачи: - расширять словарный запас на тему «Птицы»; - формировать представления о птицах; - развивать речь,...
Конспект прогулки «Наблюдение за приметами осени»
Цель прогулки: Уточнить представление детей об осени по существенным признакам ( желтые листья на деревьях, опавшие листья, голые деревья и кусты,...