Лучший педагог года

Проект «Музыкальная арт-терапия»

Малинина Ирина Александровна
Проект «Музыкальная арт-терапия»

Проект "Музыкальная арт- терапия" для дошкольников 5-7 лет

Введение

«Можно не только талантливо мыслить,

но и талантливо чувствовать»

Л. С. Выготский

В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта и разработкой соответствующих им программ для дошкольных образовательных учреждений, актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути, в детстве, воспитание человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное, рациональное и творческое начало.

Публикация «Проект „Музыкальная арт-терапия“» размещена в разделах

В настоящее время одним из примеров инновационного педагогического направления представляется арт-педагогика, которая ориентирована на использование искусства в процессе воспитания и развития детей, поскольку экспериментально подтверждено ее положительное влияние на ребенка.

Арт-педагогика - особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного.

Артпедагогика близка арттерапии и находится с ней в неразрывной связи – она предполагает воспитание и адаптацию детей в социуме при помощи занятий искусством. Их суть заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества.

Кроме того, арт- педагогика обладает преимуществами перед другими формами работы с детьми: поскольку, во-первых, они не имеют ограничений в использовании (любой ребенок не зависимо от возраста, художественных способностей может участвовать в такого рода деятельности). А во – вторых, вызывает положительные эмоции, помогает детям преодолеть апатию, сблизиться с окружающими, стимулирует самопознание и самовыражение, мобилизует творческий потенциал. Арт-работа не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведений», она делает акцент на свободном самовыражении ребенка посредством любых материалов, решения «внутренних» (связанных с самочувствием и настроением) и «внешних» (связанных с взаимоотношениями с окружающими) проблем.

Сущность арт-педагогики состоит в воспитании, развитии детей средствами искусства.

Актуальность

В старшем дошкольном возрасте дети учатся понимать свои чувства, переживания других людей. Они начинают различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Дошкольники могут сопереживать, сочувствовать литературному герою, музыкальному образу, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния. Учатся высказывать свои эмоционально-эстетические суждения, используя вербальные и невербальные средства общения.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова. По мнению Н. Б. Берхина и А. Н. Сохор препятствием в развитии эмоциональной сферы дошкольников является: кардинальные экономические, политические, социальные преобразования, которые подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям развитие внутреннего мира дошкольника, или искажают этот процесс.

Музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим, содержание музыки определено эмоциональной стороной психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание.

Был создан проект «Музыкальная палитра» с использованием артпедагогических технологий – музыкальной деятельности и изодеятельности, направленный на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников посредством восприятия классической музыки.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни. Музыка может проникать в организм детей не только через органы слуха, но и через кожу. Выявлено, что музыка — это поток звуковых волн, и кожа воспринимает его в широком диапазоне. Звуковые сигналы попадают на резонансную частоту, которая соответствует физическим характеристикам того или иного органа, и оказывают стимулирующее действие на него. По наблюдениям ученых и врачей вибрации музыкальных звуков активизируют вегетативные механизмы высшей нервной деятельности детей.

Разработаны принципы подбора репертуара, методы развития музыкального восприятия и рекомендуемые формы организации музыкальной деятельности, они направлены на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения детей, активизацию проявления творчества.

Тип проекта : долгосрочный, рассчитан на 2 года.

Цель проекта : развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников посредством восприятия классической музыки.

Задачи:

Дать представление о классическом музыкальном искусстве, познакомить с его ролью в жизни людей.

Формирование у детей интерес к музыкально-творческой деятельности, практических умений и навыков в разных видах музыкальной деятельности.

формировать тезаурус (сокровищница впечатлений, накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей;

знакомить дошкольников с базовыми эмоциями (радость, горе, страх, гнев, интерес, отвращение, стыд, презрение, удивление) в процессе обогащения опыта восприятия классических произведений;

обучать детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности;

развивать эмпатию и навыки выражения своих чувств, эмоциональных переживаний различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком, движением).

Ожидаемые результаты:

у детей накоплен слуховой опыт, развита культура слушательского восприятия; сформирована эмоциональная отзывчивость на музыку;

Стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление;

дошкольники способны различать различные эмоциональные состояния передаваемые музыкой, адекватно реагировать при их восприятии;

дети свободно высказываются о чувствах, настроениях переданных в музыке; различают ладовую окраску и средства музыкальной выразительности, ассоциируют с образом.

Адресная направленность:

Проект предназначен для работы с детьми в возрасте 5-7 лет.

Принципы реализации проекта

1. Принцип гуманизации

учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка

использование результатов диагностики и возрастные особенности музыкального развития в ходе работы по формированию эмоциональной отзывчивости на музыку.

3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка

учет музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта;

развития этих качеств и свойств в музыкальной деятельности.

4. Принцип субъект - субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки

свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений,

недопущение педагогом насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка,

право ребенок выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанное им в музыке.

5. Принцип педагогической поддержки

действия педагога направленные на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки,

удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.

6. Принцип отбора музыкальных произведений

доступность по продолжительности звучания, соответствие жизненному и эмоциональному опыту детей

объединение музыкальных произведений в тематические блоки, что позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью,

контрастное сопоставление музыкальных произведений (по названию, по жанрам, по настроению, по интерпретации) создаёт проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывает детей, заостряет внимание на слушании музыки.

7. Принцип синкретичности

взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприятия музыки.

8. Принцип продуктивности процесса детского восприятия музыкальных произведений - результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт - образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове.

Аннотация проекта

Содержанием данного проекта являются образцы мировой музыкальной культуры всех эпох. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребёнок привыкает к языку интонаций музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

В проекте «Музыкальная палитра» широко используются следующие музыкальные произведения :

фортепианные альбомы для детей П. И. Чайковского, А. Т. Гречанинова, Р. Шумана, С. М. Майкапара,

фрагменты симфонических произведений написанных для детей симфоническая сказка “Петя и волк” С. С. Прокофьева, “Карнавал животных” К. Сен-Санса, сюита “Пер Гюнт” Э. Грига,

классические произведения разных времён – старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, произведения зарубежных классиков В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена,

произведения отечественных композиторов- классиков С. В. Рахманинова, Д. Д, Шостаковича, М. И. Глинки,

народная музыка (колыбельные песни, хороводные, плясовые и др.).

Все произведения музыкальной классики и народной музыки подобранны с учё том возрастных особенностей детей: доступны по продолжительности звучания, соответствуют жизненному и эмоциональному опыту.

Проект состоит из 3 основных этапов.

1. Подготовительный этап. В него входит, подбор методической литературы, музыкальных произведений, подбор музыкально-дидактических игр и пособий, художественная литература для ознакомления детей дошкольного возраста с музыкальным искусством. А так же на данном этапе дети знакомятся с техникой получения разнообразных оттенков, обогащению представлений о выразительных особенностях палитры и созданию непредметных цветовых композиций. Основной целью является развитие цветоэмоциональных представлений у детей и осознанию цвета как самостоятельного выразительного средства. Задача педагога на этом этапе - это обучить ребенка свободе и раскованности в использовании всего богатства цветов и оттенков гуаши. Мы рассказываем ребятам сказку про трех разноцветных котят - красного, синего и желтого, - которые отправились в путешествие. Это история о том, как они заблудились в тумане (добавление белого цвета для получения розового, голубого и светло-желтого, выкупались в синей реке (создание фиолетового и зеленого, вместе встретили ясный рассвет, отчего их шкурки позолотило солнышко (оранжевый, салатовый). И, конечно, не забываем за играми об аккуратности в работе, закреплении навыка владения кистью, тщательного промывания ее и о чистоте красок, которые так легко превращаются одна в другую!

2. Структура основного этапа проекта предполагает систематизацию музыкального репертуара по шести тематическим блокам, что помогает дошкольникам постичь семантику музыкального языка, установить связь музыкального искусства с жизнью, развитию эмоционального восприятия музыки.

Первый блок – “Музыка выражает настроения, чувства, характер людей”. Тема этого блока является сквозной, ведущей темой проекта, важной для понимания детьми сущности музыкального искусства, выражающего определённое эмоциональное содержание. Она включает в себя произведения, в которых настроения, переданные в музыке, отраженны в названиях пьес (“Весело - Грустно” Л. В. Бетховен, “Плакса, Злюка, Резвушка” Д. Б. Кабалевский, “Новая кукла” П. И. Чайковский и др., а также музыку, в которой дети различают настроения и их смену. Содержание темы побуждает детей к сопереживанию, эмоционально-оценочному отношению. Применяются произведения, доступные детям по эмоционально – образному содержанию (весёлые, нежные, грустные, спокойные и пр.). Постепенно представления детей о чувствах, выраженных в музыке расширяются (тревожные, взволнованные, таинственные, решительные и пр., развивается “словарь эмоций”.

Второй блок – “Музыка рассказывает о животных и птицах” даёт детям представления об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Контрастные сопоставления пьес с различными и одинаковыми названиями позволяют развить образную речь детей, проявлять творчество (передавать в танцевальных движениях, пантомиме характерные черты персонажей, инсценировать пьесы, изображать их в рисунках).

Третий блок – “Природа и музыка” включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. На различных сопоставлениях детям легче различать выразительные средства музыки и других искусств (поэзии, живописи, находить черты сходства и различия настроений, созвучно музыке передавать образы природы в рисунках, движениях. У детей развиваются эстетические чувства, обогащается словарный запас.

Четвёртый блок – “Сказка в музыке” знакомит детей с разными сказочными пьесами классической музыки. А также с такими музыкальными жанрами, как опера и балет сюжетами которых стали сказки. Дети инсценируют содержание музыкальных произведений, передают характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках. Тема позволяет развить представления дошкольников о связи речевых и музыкальных интонаций, творческое воображение.

Пятый блок – “Музыкальные инструменты” знакомит детей с произведениями, имитирующими подражания звучаниям музыкальных инструментов (тамбурин, колокола, шарманка, музыкальная табакерка и др., а также с инструментами симфонического оркестра и народными. Дети осознают выразительные возможности тембровых красок разных инструментов, передающих разное настроение.

Шестой блок – “Песня, танец, марш” является основополагающей по программе для общеобразовательных школ Д. Б. Кабалевского. В подготовительной группе дети накапливают опыт представлений о первичных жанрах на репертуаре классической и народной музыки, опыт музыкальной деятельности, который постепенно расширяется в школе.

3. Обобщающий этап.

Проведение итоговых мероприятий «Музыкальные гостиные»

Публикации по теме:

Арт-терапия для воспитателейАрт-терапия для воспитателей Арт-терапия для воспитатей МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск, р. Бурятия Арт-терапия лечение искусством. Арт-педагогика относительно.

Арт-терапия в детском садуАрт-терапия в детском саду В каждом ребенке от рождения заложен интерес к познанию и созиданию. И, познавая, дети неизбежно созидают: новые слова, новые игры, новые.

Презентация «Долгосрочный проект «Музыкальная гостиная» Этот проект хочу презентовать в начале 2018-2019 учебного года. Перед этим хочется, чтобы коллеги познакомились с ним. Название проекта:.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Педагогический проект социальной направленности в начальных классах «Арт-терапия»Педагогический проект социальной направленности в начальных классах «Арт-терапия» Аннотация проекта Социальный проект «Арт – терапия» направлен на воспитание потребности у обучающихся класса помощи в снятии психологического.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Проект по теме «Ложка деревянная, музыкальная»Проект по теме «Ложка деревянная, музыкальная» Актуальность. Деревянные ложки отражают самобытность нашей русской культуры, её традиции. Хочется приобщить детей к истокам русской культуры,.

Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я — музыкальная семья» Проект «Взаимодействие музыкального руководителя и родителей в работе семейного клуба «Мама, папа, я – музыкальная семья» Идея проекта:.

Социально-значимый проект «Моя музыкальная семейная династия» ВидеоСоциально-значимый проект «Моя музыкальная семейная династия» Видео Династия — гордое слово! Сплелись поколения в нём. Мы славу труда наших предков Достойно сквозь годы несём. Во славу единого дела Они.

Фотозарисовка «Вязание как терапия»Фотозарисовка «Вязание как терапия» Вязание как терапия. Многие считают, что вязание — это удел бабушек на пенсии, и они очень сильно заблуждаются. Вязание — это еще и терапия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Музыкальная арт-терапия»
Опубликовано: 20 июня 2023 в 13:54
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД