Татьяна Бичикова
Проект «Мы на старте»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Мы на старте»
Здоровье не означает просто отсутствие
болезней. Это нечто положительное, жизнерадостное
и охотное. Выполнение обязанностей, которые возлагает
жизнь на человека…
Профессор Г. Сигерист
Система физического воспитания в условиях ДОУ складывается из нескольких состав-ляющих: это физкультурно-оздоровительные, физкультурно-учебные, самостоятельные, дополни-тельные занятия, Физкультурно-массовые мероприятия, работа, проводимая совместно с родите-лями. Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе фор-мирования личности человека. Естественно, для того, чтобы целенаправленно влиять на развитие личности ребёнка, нужно быть уверенным, что он обладает достаточным для этого уровнем здоровья.
Публикация «Проект „Мы на старте“» размещена в разделах
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к сохранению и укреплению здоровья предъ-являются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
Результаты научных исследований свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здо-ровых детей становится всё меньше и меньше.
Ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных приводит к нарушению здоровья детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте имеют место:
-Множественные нарушения функционального характера (68%)
-Хронические заболевания (17% детей)
Только один ребенок из 3 является здоровым.
Научные наблюдения за состоянием здоровья детей за последнее десятилетие показывают:
-Сократилось количество детей 1 группы здоровья (с15,6% до5,7%)
-Возросла численность 3гр. здоровья (с 11,8%до26,9%)
-60-70% детей имеют 3-4группу здоровья.
Существует множество факторов, влияющих на здоровье детей.
1. Экологические: солнечная радиация, состав питьевой воды, ежегодная температура, влажность, чистота воздуха.
2. Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальное положение, культурный уровень, религиозные традиции).
3. Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время бере-менности, нарушение состояния здоровья новорождённого.
Объект: укрепление и сохранение здоровья дошкольников, развитие физической культу-ры.
Предмет: активные формы взаимодействия родителей и детского сада по сохранению и укреплению здоровья детей, и как средство развития физической культуры.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитате-ля, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умение раз-виваться» (В. А. Сухомлинский). И трудно не согласиться с высказыванием великого педагога.
Необходимым условием укрепления здоровья детей является постоянное соблюдение дви-гательного режима. Постоянные движения, бег, необходимы для развивающегося детского орга-низма. Не зря ещё более 2 тысяч лет назад древнегреческие мудрецы говорили:
«Если хочешь быть сильным - бегай!»
«Если хочешь быть красивым - бегай!»
«Если хочешь быть умным - бегай!»
Двигательный режим детей складывается из утренней гимнастики, занятий по физическо-му воспитанию, спортивных и подвижных игр, физических упражнений, самостоятельной дея-тельности детей.
На физкультурных занятиях закладывается не менее половины нужного количества дви-жений, остальные виды движений дети «добирают» на танцевальных, музыкальных занятиях, спортивных досугах, прогулках.
Для того чтобы сохранить и укрепить здоровье детей мною используются доступные мето-ды оздоровления;
1. Ежедневный оздоровительный бег, который даёт детям заряд бодрости, тренирует дыха-ние, отлично действует на верхние дыхательные пути.
2. Массаж биологически активных точек является одним из наиболее доступных и пер-спективных методов оздоровления детей. Массаж проходит после гимнастики утром, а после дневного сна дети делают дыхательную гимнастику в постели: потягивания рук и ног, несложные упражнения, ходьба по резиновым коврикам, коврикам с пуговицами, все это заканчивается точечным массажем биологически активных точек и пробежкой в спортивном зале.
Много внимания в моей работе уделяется воспитанию у детей потребности в здоровом об-разе жизни:
а) во время приёма пищи слежу за осанкой детей и культурой поведения за столом. После каждого приёма пищи дети полощут рот водой.
б) на занятиях по валеологии детям даются представления о строении своего тела, назна-чении внутренних органов. Например, такие занятия как «Царь-мозг» знакомят с работой голов-ного мозга, что вредно и что полезно для него. На занятии «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет» дети знакомятся с функцией лёгких, учатся самостоятельно принимать решения по защите своего организма, а также профилактике вредных привычек.
На подобных занятиях проходит обучение детей по уходу за своим телом, навыкам оказа-ния элементарной помощи (обработка мелких царапин, ссадин, накладывание компресса на уши-бы, дети учатся описанию своего состояния, не пугаться, искать помощи у взрослых.
Здоровьесберегающие технологии применяются и на других занятиях. В процессе занятий для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции используется методика В. Ф. Базарного («Сенсорные кресты»).
В процессе приобщения детей к здоровому образу жизни и укреплению здоровья очень важна работа с родителями. Для этого используются различные формы взаимодействия с родите-лями: консультативная помощь, родительские собрания, привлечение к участию в спортивных праздниках, «Днях открытых дверей», оказании посильной помощи в изготовлении игр, атрибу-тов для спортивных и оздоравливающих мероприятий.
Но как уже говорилось, для того, чтобы добиться каких-либо результатов по укреплению и сохранению здоровья, вся работа должна быть ежедневной и систематической.
Конечная цель всей работы - научить детей быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применять знания и умения, которые ребёнок получил на занятиях.
Озабоченность снижением уровня физического здоровья и состоянием ребенка побуждает искать все новые формы работы. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей.
Исходя из всей концепции воспитательной работы, был составлен проект «Мы на старте».
Цель: взаимодействие ДОУ и семьи по сохранению и укреплению здоровья дошкольни-ков, пропаганда физической культуры среди детей и родителей.
Задачи:
• Внедрять и распространять методы оздоровления детей в семье;
• Способствовать укреплению детско-родительских отношений через совместную здоровьесберегающую деятельность;
• формировать у детей и родителей активного стремления к сохранению своего здоро-вья с помощью физической культуры, овладения приемами оздоровления.
Новизна проекта :
• Знакомство родителей с нетрадиционными методами оздоровления и укрепления здоровья детей;
• Пропаганда здорового образа жизни среди родителей.
Сроки реализации: с марта по июль 2012 года.
Условия реализации:
обращение к медицинской сестре;
привлечение родителей;
обращение к заведующей для решения вопроса по транспорту.
Этапы реализации проекта :
1 этап - Подготовительный:
Составление плана мероприятия, создание целевых групп, изготовление и комплектация учебных пособий для проведения игр, занятий, соревнований. Чтение произведений, просмотр видеофильмов, организация игр и целевых прогулок, анкетирование, выпуск наглядной информации, родительское собрание.
2 этап - Основной:
Проведение мероприятий по обучению и закреплению у детей коммуникативных навыков, работа с картой, компасом, участие детей в мероприятиях по здоровьесбережению, проводимых педагогами, оказание помощи в организации и проведении мероприятий родителями.
3 этап - Заключительный:
Подведение итогов работы, диагностика состояния здоровья детей, выпуск информацион-ного бюллетеня для родителей.
Мероприятия Инновационные технологии Прогнозируемый результат
- Родительские собрания на темы: «Активный семейный отдых», «Как провести тури-стическую прогулку»,
- фотовыставки, отражающие семейные традиции здорового образ жизни «Мы со спортом крепко дружим!»
«Гимнастика дома», -
подготовка методического ма-териала: папки- передвижки, памятки «Правильная обувь ваших детей» «Игры с детьми на улице», мастер-класс «Гим-настика с детьми дома», «Фи-зическая культура в нашей жизни»
Проведение игр на территории детского сада с ориентирова-нием по картам и компасу, практическая работа по уста-новлению туристического обо-рудования, практические заня-тия «Первая помощь»
Конкурс рисунков «Отдых на природе» конкурс кроссвордов «Идем в поход»,конкурс сти-хов о дружбе. Занятия на «Тропе здоровья», ароматерапия, фитотерапия; методика закаливания; дыха-тельная гимнастика
проблемные ситуации;
апробация парциальных обра-зовательных программ «Здоро-вый дошкольник», «Ни дня без физкультуры» Ю. Ф. Зманского,
«Основы безопасности и жиз-необеспеченности детей до-школьного возраста» Р. Б. Стеркиной, Н. А. Авдеевой, О. М. Князевой
Бочарова Н. И. «Туристические прогулки в детском саду» -эффективность комплексной модели физкультурно-оздоровительной и воспита-тельно-образовательной рабо-ты с детьми (снижение количе-ства заболеваний и их продол-жительность;
суммарные показатели поло-жительной динамики развития детей;
повышенный индекс здоровья и др.);
- повышение педагогической культуры родителей как усло-вия оптимизации влияния се-мьи на ребенка,
готовность к позитивному партнерству с ДОУ;
- сформированность навыков безопасности жизнеобеспече-ния у дошкольников и актив-ного стремления к сохранению своего здоровья, овладение на-выками оздоровления;
- повышение уровня развития и психологической готовности воспитанников к школе;
-обобщение опыта работы по направлению;
-создание пакета методиче-ских, дидактических пособий.