МААМ-картинки

Проект «Мы познаём мир природы. Экологическая тропа»

Маслова Елена
Проект «Мы познаём мир природы. Экологическая тропа»

Методический паспорт проекта.

Название проекта : «Мы познаём мир природы» (Экологическая тропа)

Тип проекта : Познавательно – исследовательский, игровой.

Возраст детей: 4 года.

Руководители проекта : Воспитатели: Маслова Елена Николаевна

Командина Надежда Ивановна

Участники: Педагоги, дети, родители.

Продолжительность проекта : Долгосрочный.

Публикация «Проект „Мы познаём мир природы, Экологическая тропа“» размещена в разделах

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель проекта :

Развитие познавательного отношения детей 4лет к природе родного края посредством знакомства с животным и растительным миром, участка детского сада.

Задачи:

Формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Формирование системы экологических знаний и представлений.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы;

Учить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы;

Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе.

Значение экологической тропы :

Роль экологической тропы в воспитании детей дошкольного возраста. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Экологическое воспитание - это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в н м жив т. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка.

В нашем ДОУ постоянно проводиться работа с детьми по экологическому воспитанию, где формируются представления детей о правильных способах взаимодействия с растениями и животными; рассматривать их не нанося им вред. Новая и интересная форма работы по экологическому воспитанию открывается с организацией экологической тропы – специально оборудованного учебного маршрута на природе. Создание нового элемента эколого–развивающей среды на территории дошкольного учреждения позволяет решать задачи экологического воспитания в процессе непосредственного общения ребенка с ближайшим природным окружением. Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей — работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени. Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Актуальность:

Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности.

Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.

Большое значение для экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы.

Большая часть современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты : деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать мир природы можно в процессе проектно-исследовательской деятельности на участке детского сада.

Ожидаемые результаты:

Создание на территории ДОУ экологически благоприятной среды.

Повышение уровня знаний по экологии у детей.

Совершенствование компетентности родителей по теме проекта.

Эмоциональные проявления от общения с животными, растениями, интерес к познанию живого.

Сочувствие и стремление самостоятельно помочь, попавшим в беду, проявление гуманных чувств к живому.

Умение детей вести себя экологически грамотно в природе.

Предварительная работа: Наблюдения, сбор материала, беседы, чтение художественной литературы.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе детского сада :

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.

Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Формы и методы работы с детьми:

Экологические беседы;

Наблюдения;

Элементарные опыты;

Экскурсии;

Целевые прогулки;

Экологические конкурсы, викторины;

Обсуждение экологических ситуаций;

Чтение художественной литературы;

Труд в природе;

«Красная книга природы»;

Коллекционирование;

Экологические досуги, развлечения, праздники;

Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

Роль родителей в реализации проекта :

Помощь в подготовке пособий, изготовлении кормушек, сборе материалов для экспериментирования, в создании видеотеки по экологии.

Изготовление поделок, рисунков.

Проведение субботников по облагораживанию территории ДОУ.

Участие в конкурсах.

Участие в совместных развлечениях, досугах, праздниках.

Фотовыставки.

Продукт проектной деятельности :

План-схема экологической тропы,

Фотографии, рисунки,

Исследовательские работы,

Выставки,

Кормушки,

Дидактические экологические игры,

Коллекции,

Зона экспериментирования в группе,

Презентации: «Деревья», «Растения леса», «Животные», «Насекомые», экологические знаки.

Гипотеза реализации проекта :

Реализация проекта позволит повысить экологическую культуры детей, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.

Этапы проекта :

1 этап. Подготовительный.

Изучение современных требований к содержанию и организации работы экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста в соответствие с ФГОСТ.

Изучение методической литературы.

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов по данной теме.

Выявление компетентности родителей и вовлечение их в процесс

реализации проекта.

Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех

ее объектов.

Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.

Составление паспорта всех точек тропинки.

Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Изготовление лэпбуков «Насекомые», «Деревья», «Зелёная аптека».

2 этап. Реализация (выполнение) проекта.

Совместная деятельность с детьми:

Раздел «Шестиногие малыши».

Занятия: «Насекомые», «Божья коровка», «Муравей», «Путешествие в страну насекомых», «Бабочки на цветочном лугу», «Кто такая божья коровка?», «Пчелы – наши друзья», «Польза и вред насекомых».

Наблюдения: Наблюдение за божьей коровкой, комаром, стрекозой, бабочкой, пауком, майским жуком, муравьём, шмелём, гусеницей.

Лэпбук «Мир насекомых».

Чтение художественной литературы: Стихи.

Раздел «Деревья нашего двора».

Занятия: «Какие бывают деревья», «Деревья в нашей жизни», «Деревья и кустарники», «Дерево осенью», «Золотая осень», «Что такое куст», «Сравнение куста и дерева», «Кому нужны деревья в лесу», «Как листочек берёзу спас».

Беседы: «Как защищаются растения», «Строение растений», «Что ты знаешь о деревьях», «Берёза».

Тематические прогулки: «Наблюдение за берёзой», экскурсия по экологической тропе, по территории детского сада, «В гостях у Лесовичка».

Наблюдения: Наблюдение за цветущей липой, рябиной, берёзой, за деревьями в разные времена года.

Проведение дидактических игр: «Найди листок, какой покажу», «Найди предмет по сходству», «У кого такой листок, ко мне», «Найди листок», «Найди, о чём расскажу», «Найди свой дом».

Чтение художественной литературы: Стихи, загадки, рассказы.

Раздел «Царство растений»

Занятия: «Путешествие в царство звуков и цветов», «Лекарственные растения», «Путешествие на цветочную поляну», «Цветы», «На лугу – лужочке расцвели цветочки», «Одуванчик», «Лето. Цветы луговые», «Цветочная поляна», «Цветы садовые и луговые».

Наблюдения: Наблюдение за мать – и – мачехой, подорожником, одуванчиком, крапивой, за цветником.

Проведение дидактических игр: «Найди растение», «Найди то, что опишу», «Угадай, что это за растение», «Собери цветок», «Какого цветка не стало», «Собери букет», «Четвёртый лишний», «Что изменилось», «Где спряталась матрёшка», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем».

Лэпбук «Зелёная аптека».

Чтение художественной литературы: Стихи, загадки.

Шорыгина Т. «Колокольчики и гном»,

Пришвин М. «Золотой луг»,

Плешков А. «Как поссорились растения» (сказка,

Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков»,

Онегов А. «Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая»,

Смирнов А. «Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?»,

Соколов – Микитов И. «Цвета леса. Легенды о цветах»,

Габе Ж. «Желтый, белый, лиловый».

Проведение пальчиковых игр: «Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Растения».

Проведение подвижных игр: «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения».

Хороводная игра «Мы на луг ходили».

Трудовая деятельность:

Поливка комнатных растений.

Мытье комнатных растений.

Поливка клумб с многолетниками.

Посадка рассады цветов.

Пересадка комнатных растений.

Самостоятельная игровая деятельность детей:

Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями, цветами.

Раскрашивание цветов в раскрасках.

Продуктивные виды деятельности.

Физкультминутки: «Во дворе растёт подсолнух», «Одуванчик», «Бабочка».

Совместная деятельность с родителями:

Беседы об актуальности данной проблемы.

Папки – передвижки: «Зелёный мир на окне», «Зелёная аптека на участке детского сада», «Опасные соседи – ядовитые растения», «Ох, уж эти насекомые!», «Экологическое воспитание детей».

3 этап. Заключительный (обобщающий).

Обобщение знаний по проекту.

Формирование устойчивого интереса к живой природе.

Анализ результативности поставленных задач.

Итоговое развлечение «Праздник цветов».

Вывод:

В ходе организации работы на экологической тропинке нами был разработан специальный «Паспорт экологической тропинки». В паспорте дается описание остановок тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов, проводится необходимая информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространение, и т. д.

Учитывая особенности возраста, а также специфику развивающей среды, при организации работы на экологической тропе были использованы разнообразные формы: экскурсии, занятия-опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Литература:

В. В. Петров «Растительный мир нашей родины».

Н. Рыжова «Деревья – наши друзья».

Т. Н. Нуждина «Энциклопедия для малышей Чудо - всюду».

Наглядно-демонстрационный материал «Деревья и листья».

Наглядно-демонстрационный материал «Деревья».

Энциклопедия «Все обо всем - Растения».

Полная энциклопедия «Растения».

Алябьева, Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты».

Горькова, Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».

Детская энциклопедия: «Цветы от А до Я».

Махнева, М. Д. «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста». Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Наша экологическая тропа»Фотоотчет «Наша экологическая тропа» В нашем детском саду тоже появилась экологическая тропа, а чтобы нашим воспитанникам и их родителям было удобно на ней ориентироваться,.

Дидактическая игра «Экологическая тропа» из фетраДидактическая игра «Экологическая тропа» из фетра Дидактическая игра по экологическому образованию детей дошкольного возраста «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА». Экологическая тропа - демонстрационный.

Я и природа. Экологическая тропа.Я и природа. Экологическая тропа. Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность.

Наша Экологическая тропаНаша Экологическая тропа Формирование экологической культуры у детей происходит только при благоприятном природном и социокультурном окружении. Нашему детскому.

Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ»Оформление участка «Экологическая тропа в ДОУ» Цель:формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям,.

Экологическая тропа. «Отель для насекомых»Экологическая тропа. «Отель для насекомых» На территории нашего детского сада разработана экологическая тропа, которая позволяет наглядно познакомить дошкольников с разнообразными.

Экологическая, или природная, тропаЭкологическая, или природная, тропа Экологическая, или природная тропа Цель создания и прокладки экологической тропы заключается в создании условий для формирования у ребенка.

Экологическая тропа «Лаборатория»Экологическая тропа «Лаборатория» Примерные игры на свежем воздухе в виде экспериментирования, как с водой, так и с песком. Игры - эксперименты с песком «Откуда берётся.

Экологическая тропа «В гостях у Потапыча»Экологическая тропа «В гостях у Потапыча» Всем привет! На участке детей младшей группы гостей и детей ждет сказочный герой- медведь Потапыч, со своими полосатыми друзьями.

Проект для старших дошкольников «Наша экологическая тропа» Актуальность проекта Дошкольный возраст самое время стать первооткрывателем и исследователем этого огромного мира. Мы взрослые на этом этапе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мы познаём мир природы. Экологическая тропа»
Опубликовано: 22 июля 2022 в 17:01
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД