Проект «Мы — юные строители»

Татьяна Фокина
Проект «Мы — юные строители»

1. Проект «Мы - юные строители»

Данный проект направлен на обогащение конструктивного опыта детей среднего дошкольного возраста в процессе строительной игры. При его реализации деятельность детей со строительным материалом перестает носить спонтанный ситуативный характер, приобретает систематичность и целенаправленность, становится более яркой и содержательной.

Тип проекта: смешанный (творческо-исследовательский, ролево-игровой).

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный.

2. Актуальность

В процессе конструирования ребенок на опыте познает свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Для нас стало актуальным то, что детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

3. Цель и задачи проекта

Цель:

Организовать работу с детьми 4-5 лет с использованием технологии включающей в себя разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и др. представлений, а также с использованием занимательных игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию умений детей.

Задачи:

• Пробудить в детях интерес к строительным играм.

• Воспитывать моральные и волевые качества.

• Развивать мыслительные процессы, пространственные представления, психические процессы, стереометрические представления детей, наблюдательность, сосредоточенность, творчество.

• Развивать деятельность руки, трудовые качества.

• Формировать интерес к технике, архитектуре.

• Воспитывать эстетические чувства, обеспечивать эмоциональное наслаждение.

4. Содержание проекта представлено:

• Программой кружковой работы «Юные строители»;

• Календарно-тематическим планированием кружковой работы в средней группе;

• Презентацией по созданию развивающей среды для формирования конструктивных умений детей среднего дошкольного возраста;

• Консультациями для родителей «Конструирование из строительного материала», «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка»;

• Перечнем дидактических игр по конструированию, используемых в совместной деятельности с педагогом.

5. Этапы реализации проекта

1) Подготовительный: Поиск проблемы, постановка цели, разработка задач, изучение методической литературы по данной проблеме, пополнение и систематизация развивающей среды, подбор дидактических игр, консультаций для родителей и др.

2) Аналитический: разработка рабочей программы и планирования кружковой работы, Определение критериев оценки умений детей, начальный мониторинг.

3) Практический: реализация рабочей программы (непосредственно-организованная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей, привлечение родителей к решению поставленных задач.

4) Презентационный: итоговые мероприятия, презентации детьми собственных дизайнерских решений, представление авторских конструкций,

5) Контрольный: итоговый мониторинг, анализ выполнения проекта.

6. Механизмы и условия реализации проекта

Формирование конструктивных умений в строительной игре невозможно без чёткого продуманного руководства взрослого.

Руководство воспитателя строительными играми направлено на:

• развитие их содержания,

• организацию детского коллектива,

• установление правильных взаимоотношений,

• оказание детям непосредственной помощи в осуществлении конструктивных замыслов (показ приёмов конструирования).

Руководство играми зависит от:

• индивидуальных особенностей детей,

• их знаний и интересов,

• содержания игр и построек и др.

Формы организации конструктивной деятельности среднего дошкольника:

1. Конструирование с использованием образца:

a) готового образца с процессом создания постройки

b) готового образца с анализом постройки

c) частичного образца с показом приёмов стройки

d) незаконченного образца

2. Конструирование по условиям

Например:

построить мост через широкую реку для пешеходов и машин,

построить грузовик для перевозки зверей в зоопарк,

построить двухквартирный дом,

построить четырёх групповой детский сад, и др.

3. Конструирование по теме (причём, детям даются только хорошо знакомые темы).

4. Конструирование по собственному замыслу (дети самостоятельно определяют содержание конструкции и способы её выполнения)

Кроме того, для эффективной организации конструктивной деятельности старших дошкольников необходимо создать специальные условия, так называемую развивающую среду. В группе необходимо оборудовать центр конструирования, которому дети могут сами придумать название. В этом строительном уголке должно быть достаточное количество материала:

1).Настольные наборы различных видов.

2).Крупный напольный строитель.

3).Дополнительный строительный материал.

4).Мелкие игрушки для обыгрывания построек.

5).Игрушки-самоделки, выполненные детьми на занятиях по ручному труду для оформления и обыгрывания построек.

6).Подручный материал для изготовления детьми недостающих игрушек-самоделок (картон, клей, карандаши, бросовый материал, самоклеющая пленка и др.).

7).Разнообразный иллюстративный материал: альбом с фотографиями построек родного города, знакомых сооружений Москвы, с фотографиями мостов, различного вида транспорта, с образцами построек (в т. ч. выполненных детьми, со схемами и чертежами и др.

8).Шаблоны и трафареты для самостоятельного изготовления схем.

9).Строительные и конструктивные игры

7. Риски проекта

Из всех видов конструирования в дошкольном возрасте (конструирования из строительного материала, конструкторов, из бумаги, бросового, природного материала) наиболее изучен учёными такой вид конструирования как, конструирование из строительного материала. Но часто в практике отсутствует целенаправленное и систематическое обучение детей этому виду деятельности. Такое отношение педагогов к конструированию из стройматериала обуславливают следующие причины:

1). Отсутствие в дошкольных учереждениях достаточного количества строительного материала, игрушек для обыгрывания построек; сложность в изготовлении схем, чертежей; и другие причины материального характера.

Эту проблему можно решить с помощью родителей воспитанников. Необходимо только раскрыть им значение игр со строительным материалом для всестороннего развития ребёнка. Ведь многие родители считают, что деревянный строитель – это устаревшая игрушка, что она не выглядит для ребёнка особо привлекательной, что ей не место в мире компьютерных технологий и т. д. Но этот, простой, на первый взгляд, игровой материал таит в себе огромные возможности и даёт развитию ребёнка то, что не может дать ни одна другая игра.

2). Отсюда вытекает вторая причина отсутствия интереса у педагогов к конструктивной деятельности дошкольников. Существует некомпетентное мнение, что конструирование из строительного материала – это всего лишь игра, не требующая специального обучения и руководства.

З. В. Лиштван доказала, что “только при необходимом обучении конструктивным умениям и навыкам происходит всестороннее развитие ребёнка. Ведь между обучением конструированию из стройматериала и игрой существует тесная связь и взаимодействие. Обучение даёт возможность направлять работу воображения по пути не пустого фантазирования, а непосредственного претворения творческих строительных замыслов в деятельность с практическим результатом”.

Эти причины и заставили нас обобщить имеющийся в педагогике опыт по данной теме и заняться разработкой долгосрочного проекта в этой области.

8. Ожидаемые результаты

1).Знание и правильное использование приёмов строительного конструирования:

• Умение увеличивать плоскости путём их соединения.

• Умение связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливая основу для перекрытий.

• Умение распространять сложную постройку в высоту.

• Умение строить перекрытие на высоких устоях.

• Умение строить два и более перекрытий в одной постройке.

2).Умение планировать свою деятельность и рассказывать о своих планах (умение представить будущую постройку, отобрать нужный материал, продумать последовательность выполнения постройки и др.).

3).Умение чётко ориентироваться в пространстве.

4).Знание названий деталей стройматериала, умение оценивать и учитывать свойство и качество материала.

5).Умение точно передавать в постройке особенности и архитектурные подробности сооружений, подчёркивая их художественные достоинства.

6).Умение взаимозаменять одни детали другими.

7).Умение симметрично располагать постройку, соблюдать пропорции в частях постройки.

8).Умение правильно передавать форму, величину предметов, их частей.

9).Умение красиво оформлять постройку, разнообразно сочетая детали стройматериала.

10).Умение учитывать заданные условия и практическое назначение постройки.

11).Умение строить коллективно (договариваться и следовать договору, трудиться дружно, не мешать другим, советоваться друг с другом, уважать труд других детей, считаться с мнением товарищей, мотивировать свои предложения и др.).

12).Умение самостоятельно готовить материал и убирать его на место.

Таким образом, формирование конструктивных умений дошкольников происходит в конструктивной деятельности и характеризуется как овладение разнообразными способами конструирования.

9. Оценка результатов проекта

Критериями оценки достижения поставленных целей стали следующие:

• Умение различать и правильно называть все детали строительного материала

• Умение увеличивать плоскости путём их соединения.

• Умение связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливая основу для перекрытий.

• Умение распространять сложную постройку в высоту.

• Умение строить перекрытия на высоких устоях при сооружении высоких мостов.

• Умение строить два и более перекрытий в одной постройке.

• Умение соблюдать симметрию в постройке

• Умение соблюдать пропорции в частях построек.

• Умение взаимозаменять одни детали другими.

• Умение планировать свою работу и рассказывать о своих планах (что задумал, для чего, из какого материала, в какой последовательности).

10. Дополнительная информация

Список использованной литературы:

1. Давидчук А. Н. Конструктивное творчество дошкольника: Пособие для воспитателя/ Давидчук А. Н. - М: Просвещение, 1973г. – 79 с., ил.

2. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / Из опыта Куцаковой Л. В. - М: Просвещение, 1990 г. – 158 с., ил.

3. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синсез, 2016. – 80с.

4. Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду / Лиштван З. В. - изд. 2, исправленное и дополненное – М: Просвещение, 1967г. – 151 с.

5. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для педагогических училищ / Под ред. Комаровой Т. С - изд. 3, доработанное – М: Просвещение, 1991г. – 216 с., ил.

6. Парамонова Л. Творческое конструирование; психологические и педагогические основы его формирования/ Парамонова Л. // Дошкольное воспитание – 2001г. № 3/ - с. 66 – 77.

7. Силакова М., Условия творческого решения конструктивных задач: Старший дошкольный возраст / М. Силакова // Дошкольное воспитание. – 1996г. - №5 – с. 75 - 78

8. Тарловская Н. Ф. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Книга для воспитателей дет. сада и родителей / Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. - изд. 2, - М: просвещение: Владос, 1994г. – 216 с.

9. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Поддъяковой Н. Н. Сохиной Ф. А. - М: Просвещение, 1984г. – 207 с.

Первоисточники

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Приложения к проекту:

1. Рабочая программа кружковой работы «Юный строитель», средняя группа.

2. Календарно-тематическое планирование работы кружка «Юный строитель» на 2016-2017 учебный год.

3. Презентация «Центр конструирования в средней группе».

4. Консультации для родителей.

5. Дидактические игры.

Публикации по теме:

Проект «Мы-юные крымчане» ПРОЕКТ «МЫ – ЮНЫЕ КРЫМЧАНЕ» Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством народов Крыма (продуктивная.

Проект «Мы юные пожарники» Проект "Мы юные пожарники" Продолжительность проекта: долгосрочный Цель проекта: формировать у детей навыки безопасного поведения в быту,.

Проект по культурно — патриотическому воспитанию детей «Юные звёздочки» Проект по культурно – патриотическому воспитанию детей «Юные звездочки». Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине.

Проект с детьми подготовительной группы «Юные пешеходы» Проект с детьми подготовительной группы «Юные пешеходы» Паспорт проекта Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. Участники проекта:.

Проект сюжетно-ролевой игры «Строители» с детьми среднего дошкольного возраста I. Задачи руководства: - Расширять знания о профессиях крановщик, водитель «Камаза». Знакомить с профессиями - прораб, каменщик. Показать.

Проект «Юные спасатели» Проект Юные спасатели Продолжительность проекта: долгосрочный Цель проекта: формировать у детей навыки безопасного поведения в природе,.

Сюжетно-ролевая игра «Мы строители» Сюжетно-ролевая игра «Мы строители» Цели: уточнение представлений детей о рабочем –строителе; воспитание у детей интереса и уважения.

Сюжетно-ролевая игра «Строители» с самоанализомСюжетно-ролевая игра «Строители» с самоанализом Возрастная группа: средняя группаЦель:научить детей объединяться для самостоятельных игр. Задачи:Образовательные: формировать конкретные.

Сюжетно-ролевые игры — «Мы строители» Введение. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм учат вживаться в образ того или.

Тематическая неделя «Мы — строители»Тематическая неделя «Мы — строители» МКДОУ "ЦРР - д/с №6" Мы – строители. (20.06.-24.07.2016) Цель:формирование у детей первичных ценностных представлений и положительного отношений.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Архитектура, дома
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Проект «Мы — юные строители»
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 20:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Педагогическая гостиная для педагогов Центра помощи детям «Восхождение».
Уважаемые коллеги, приветствую вас на своей страничке и предлагаю вам конспект педагогической гостиной для молодых специалистов. Мы проводили такую...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
Конструкт урока в 4 классе по английскому языку «Shopping for food»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» п. Арамиль Конструкт урока по английскому языку в 4 классе по...
Фотоотчёт о занятии по лепке с детьми 5–6 лет на тему «Медведь»
Лепка является одним из самых любимых занятий детей. На тематической неделе «Дикие животные» предложила ребятам слепить бурого медведя. Сразу услышала от...
Консультация для учителей «От конспекта урока к технологической карте»
От конспекта урока к технологической карте. Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное...