Проект «Мы — юные строители»

Татьяна Фокина
Проект «Мы — юные строители»

1. Проект «Мы - юные строители»

Данный проект направлен на обогащение конструктивного опыта детей среднего дошкольного возраста в процессе строительной игры. При его реализации деятельность детей со строительным материалом перестает носить спонтанный ситуативный характер, приобретает систематичность и целенаправленность, становится более яркой и содержательной.

Тип проекта: смешанный (творческо-исследовательский, ролево-игровой).

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный.

2. Актуальность

В процессе конструирования ребенок на опыте познает свойства деталей, возможности их скрепления, комбинирования, оформления. При этом он как дизайнер творит, познавая законы гармонии и красоты. Для нас стало актуальным то, что детей, увлекающихся конструированием, отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

3. Цель и задачи проекта

Цель:

Организовать работу с детьми 4-5 лет с использованием технологии включающей в себя разнообразный познавательный и развивающий материал (по развитию пространственной ориентации, по обучению построению схем, планов, чертежей; формированию элементарных географических, астрономических и др. представлений, а также с использованием занимательных игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию умений детей.

Задачи:

• Пробудить в детях интерес к строительным играм.

• Воспитывать моральные и волевые качества.

• Развивать мыслительные процессы, пространственные представления, психические процессы, стереометрические представления детей, наблюдательность, сосредоточенность, творчество.

• Развивать деятельность руки, трудовые качества.

• Формировать интерес к технике, архитектуре.

• Воспитывать эстетические чувства, обеспечивать эмоциональное наслаждение.

4. Содержание проекта представлено:

• Программой кружковой работы «Юные строители»;

• Календарно-тематическим планированием кружковой работы в средней группе;

• Презентацией по созданию развивающей среды для формирования конструктивных умений детей среднего дошкольного возраста;

• Консультациями для родителей «Конструирование из строительного материала», «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребенка»;

• Перечнем дидактических игр по конструированию, используемых в совместной деятельности с педагогом.

5. Этапы реализации проекта

1)Подготовительный: Поиск проблемы, постановка цели, разработка задач, изучение методической литературы по данной проблеме, пополнение и систематизация развивающей среды, подбор дидактических игр, консультаций для родителей и др.

2)Аналитический: разработка рабочей программы и планирования кружковой работы, Определение критериев оценки умений детей, начальный мониторинг.

3)Практический: реализация рабочей программы (непосредственно-организованная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность детей, привлечение родителей к решению поставленных задач.

4)Презентационный: итоговые мероприятия, презентации детьми собственных дизайнерских решений, представление авторских конструкций,

5)Контрольный: итоговый мониторинг, анализ выполнения проекта.

6. Механизмы и условия реализации проекта

Формирование конструктивных умений в строительной игре невозможно без чёткого продуманного руководства взрослого.

Руководство воспитателя строительнымииграми направлено на:

• развитие их содержания,

• организацию детского коллектива,

• установление правильных взаимоотношений,

• оказание детям непосредственной помощи в осуществлении конструктивных замыслов (показ приёмов конструирования).

Руководство играми зависит от:

• индивидуальных особенностей детей,

• их знаний и интересов,

• содержания игр и построек и др.

Формы организации конструктивной деятельности среднего дошкольника:

1.Конструирование с использованием образца:

a) готового образца с процессом создания постройки

b) готового образца с анализом постройки

c) частичного образца с показом приёмов стройки

d) незаконченного образца

2. Конструирование по условиям

Например:

построить мост через широкую реку для пешеходов и машин,

построить грузовик для перевозки зверей в зоопарк,

построить двухквартирный дом,

построить четырёх групповой детский сад, и др.

3. Конструирование по теме (причём, детям даются только хорошо знакомые темы).

4. Конструирование по собственному замыслу (дети самостоятельно определяют содержание конструкции и способы её выполнения)

Кроме того, для эффективной организации конструктивной деятельности старших дошкольников необходимо создать специальные условия, так называемую развивающую среду. В группе необходимо оборудовать центр конструирования, которому дети могут сами придумать название. В этом строительномуголке должно быть достаточное количество материала:

1).Настольные наборы различных видов.

2).Крупный напольный строитель.

3).Дополнительный строительный материал.

4).Мелкие игрушки для обыгрывания построек.

5).Игрушки-самоделки, выполненные детьми на занятиях по ручному труду для оформления и обыгрывания построек.

6).Подручный материал для изготовления детьми недостающих игрушек-самоделок (картон, клей, карандаши, бросовый материал, самоклеющая пленка и др.).

7).Разнообразный иллюстративный материал: альбом с фотографиями построек родного города, знакомых сооружений Москвы, с фотографиями мостов, различного вида транспорта, с образцами построек (в т. ч. выполненных детьми, со схемами и чертежами и др.

8).Шаблоны и трафареты для самостоятельного изготовления схем.

9).Строительные и конструктивные игры

7. Риски проекта

Из всех видов конструирования в дошкольном возрасте (конструирования из строительного материала, конструкторов, из бумаги, бросового, природного материала) наиболее изучен учёными такой вид конструирования как, конструирование из строительного материала. Но часто в практике отсутствует целенаправленное и систематическое обучение детей этому виду деятельности. Такое отношение педагогов к конструированию из стройматериалаобуславливают следующие причины:

1). Отсутствие в дошкольных учереждениях достаточного количества строительного материала, игрушек для обыгрывания построек; сложность в изготовлении схем, чертежей; и другие причины материального характера.

Эту проблему можно решить с помощью родителей воспитанников. Необходимо только раскрыть им значение игр со строительным материалом для всестороннего развития ребёнка. Ведь многие родители считают, что деревянный строитель – это устаревшая игрушка, что она не выглядит для ребёнка особо привлекательной, что ей не место в мире компьютерных технологий и т. д. Но этот, простой, на первый взгляд, игровой материал таит в себе огромные возможности и даёт развитию ребёнка то, что не может дать ни одна другая игра.

2). Отсюда вытекает вторая причина отсутствия интереса у педагогов к конструктивной деятельности дошкольников. Существует некомпетентное мнение, что конструирование из строительного материала – это всего лишь игра, не требующая специального обучения и руководства.

З. В. Лиштван доказала, что “только при необходимом обучении конструктивным умениям и навыкам происходит всестороннее развитие ребёнка. Ведь между обучением конструированию из стройматериала и игрой существует тесная связь и взаимодействие. Обучение даёт возможность направлять работу воображения по пути не пустого фантазирования, а непосредственного претворения творческих строительных замыслов в деятельность с практическим результатом”.

Эти причины и заставили нас обобщить имеющийся в педагогике опыт по данной теме и заняться разработкой долгосрочного проекта в этой области.

8. Ожидаемые результаты

1).Знание и правильное использование приёмов строительного конструирования:

• Умение увеличивать плоскости путём их соединения.

• Умение связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливая основу для перекрытий.

• Умение распространять сложную постройку в высоту.

• Умение строить перекрытие на высоких устоях.

• Умение строить два и более перекрытий в одной постройке.

2).Умение планировать свою деятельность и рассказывать о своих планах (умение представить будущую постройку, отобрать нужный материал, продумать последовательность выполнения постройки и др.).

3).Умение чётко ориентироваться в пространстве.

4).Знание названий деталей стройматериала, умение оценивать и учитывать свойство и качество материала.

5).Умение точно передавать в постройке особенности и архитектурные подробности сооружений, подчёркивая их художественные достоинства.

6).Умение взаимозаменять одни детали другими.

7).Умение симметрично располагать постройку, соблюдать пропорции в частях постройки.

8).Умение правильно передавать форму, величину предметов, их частей.

9).Умение красиво оформлять постройку, разнообразно сочетая детали стройматериала.

10).Умение учитывать заданные условия и практическое назначение постройки.

11).Умение строить коллективно (договариваться и следовать договору, трудиться дружно, не мешать другим, советоваться друг с другом, уважать труд других детей, считаться с мнением товарищей, мотивировать свои предложения и др.).

12).Умение самостоятельно готовить материал и убирать его на место.

Таким образом, формирование конструктивных умений дошкольников происходит в конструктивной деятельности и характеризуется как овладение разнообразными способами конструирования.

9. Оценка результатов проекта

Критериями оценки достижения поставленных целей стали следующие:

• Умение различать и правильно называть все детали строительного материала

• Умение увеличивать плоскости путём их соединения.

• Умение связывать между собой редко поставленные в ряд кирпичики, бруски, подготавливая основу для перекрытий.

• Умение распространять сложную постройку в высоту.

• Умение строить перекрытия на высоких устоях при сооружении высоких мостов.

• Умение строить два и более перекрытий в одной постройке.

• Умение соблюдать симметрию в постройке

• Умение соблюдать пропорции в частях построек.

• Умение взаимозаменять одни детали другими.

• Умение планировать свою работу и рассказывать о своих планах (что задумал, для чего, из какого материала, в какой последовательности).

10. Дополнительная информация

Список использованной литературы:

1. Давидчук А. Н.Конструктивное творчество дошкольника: Пособие для воспитателя/ Давидчук А. Н.- М: Просвещение, 1973г. – 79 с., ил.

2. Куцакова Л. В.Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / Из опыта Куцаковой Л. В.- М: Просвещение, 1990 г. – 158 с., ил.

3. Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синсез, 2016. – 80с.

4. Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду / Лиштван З. В. - изд. 2, исправленное и дополненное –М: Просвещение, 1967г. – 151 с.

5.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебное пособие для педагогических училищ / Под ред. Комаровой Т. С - изд. 3, доработанное –М: Просвещение, 1991г. – 216 с., ил.

6. Парамонова Л. Творческое конструирование; психологические и педагогические основы его формирования/ Парамонова Л. // Дошкольное воспитание – 2001г. № 3/ - с. 66 – 77.

7. Силакова М.,Условия творческого решения конструктивных задач: Старший дошкольный возраст / М. Силакова // Дошкольное воспитание. – 1996г. - №5 – с. 75 - 78

8. Тарловская Н. Ф.Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду: Книга для воспитателей дет. сада и родителей / Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. - изд. 2,- М:просвещение: Владос, 1994г. – 216 с.

9. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Поддъяковой Н. Н. Сохиной Ф. А.- М: Просвещение, 1984г. – 207 с.

Первоисточники

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

Приложения к проекту:

1. Рабочая программа кружковой работы «Юный строитель», средняя группа.

2. Календарно-тематическое планирование работы кружка «Юный строитель» на 2016-2017 учебный год.

3. Презентация «Центр конструирования в средней группе».

4. Консультации для родителей.

5. Дидактические игры.

Публикации по теме:

Проект «Мы-юные крымчане» ПРОЕКТ «МЫ – ЮНЫЕ КРЫМЧАНЕ» Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством народов Крыма (продуктивная.

Проект «Мы юные пожарники» Проект "Мы юные пожарники" Продолжительность проекта: долгосрочный Цель проекта: формировать у детей навыки безопасного поведения в быту,.

Проект по культурно — патриотическому воспитанию детей «Юные звёздочки» Проект по культурно – патриотическому воспитанию детей «Юные звездочки». Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине.

Проект с детьми подготовительной группы «Юные пешеходы» Проект с детьми подготовительной группы «Юные пешеходы» Паспорт проекта Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный. Участники проекта:.

Проект сюжетно-ролевой игры «Строители» с детьми среднего дошкольного возраста I. Задачи руководства: - Расширять знания о профессиях крановщик, водитель «Камаза». Знакомить с профессиями - прораб, каменщик. Показать.

Проект «Юные спасатели» Проект Юные спасатели Продолжительность проекта: долгосрочный Цель проекта: формировать у детей навыки безопасного поведения в природе,.

Сюжетно-ролевая игра «Мы строители» Сюжетно-ролевая игра «Мы строители» Цели: уточнение представлений детей о рабочем –строителе; воспитание у детей интереса и уважения.

Сюжетно-ролевая игра «Строители» с самоанализомСюжетно-ролевая игра «Строители» с самоанализом Возрастная группа: средняя группаЦель:научить детей объединяться для самостоятельных игр. Задачи:Образовательные: формировать конкретные.

Сюжетно-ролевые игры — «Мы строители» Введение. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм учат вживаться в образ того или.

Тематическая неделя «Мы — строители»Тематическая неделя «Мы — строители» МКДОУ "ЦРР - д/с №6" Мы – строители. (20.06.-24.07.2016) Цель:формирование у детей первичных ценностных представлений и положительного отношений.

Библиотека изображений:
  • Архитектура, дома
  • Архитектура, дома
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Проект «Мы — юные строители»
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 20:43
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 августа. День рождения телефонного приветствия «Алло»

143 года назад было придумано универсальное телефонное приветствие – слово «алло». Оно пришло на смену первоначальному варианту – «эй». В очередной тематический день знакомим детей с этикетом общения по...

15 августа. День археолога

Искателям древних артефактов, изучающим историю нашей цивилизации, посвящен очередной праздничный день. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой и расскажите детям об этой интересной профессии.

Конспект ООД Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Показ —...
Тема: Показ - театрализованной деятельности по сказке "Теремок" Цель: Формировать умения детей слушать и смотреть сказки, через театрализованную...
Спортивное развлечение «Весёлые старты» в старшей группе
ель: Привлечь детей к здоровому образу жизни через спортивные развлечения. Задачи: Оздоровительные: способствовать укреплению опорно-двигательного...
Фотоотчет о развлечении «Как Емеля свою лень прогнал»
Фотоотчет развлечения «Как Емеля свою лень прог нал» Лето- прекрасное время года для дошколят. Все малыши, да и взрослые, очень любят это время года. Оно...