Елена Кузьменко
Проект «Использование народных игр для лучшего усвоения детьми традиций мордовского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Мой проект «Использование народных игр для лучшего усвоения детьми традиций мордовского народа» - это отклик на возросший интерес к родной республике, к наследию и традициям своего народа. Характерная черта современного образования – внимание к народному духовному наследию как явлению, содержащему в себе глубокие возможности для воспитания и развития личности. Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно–обучающие возможности, каким является народная игра, через игру детям легче понять вечные нравственные ценности, игра помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Народная игра как часть народной культуры аккумулирует духовно – практический опыт народа. Картина мира, воспроизводимая в играх посредством слова, музыки действия, несёт вечные нравственные ценности, задаёт ребёнку надёжные ориентиры в окружающем его культурном пространстве.
Публикация «Проект „Использование народных игр для лучшего усвоения детьми традиций мордовского народа“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мордовия
- Мордовские народные игры
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Картина мира, воспроизводимая в играх посредством слова и действия, транслирует вечные нравственные ценности, задаёт ребёнку надёжные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Игра - одна из значительных сторон человеческой деятельности. Создаваемая столетиями, связанная с бытом, с родовыми и семейными отношениями, с праздниками и обрядами, с народной педагогикой и эстетическими взглядами. Игра состоит в ряду лучших творений традиционного искусства
Не нужно забывать и о том, что личность человека закладывается в раннем возрасте, всё, что заложено в детстве (привычки, умения и навыки) и будет являться опорой для развития личности в дальнейшем.
Важным условием целей и задач патриотического воспитания является необходимость создания реальных возможностей и осуществление целенаправленных усилий для его развития у детей.
Проблема проекта – это приобщение детей дошкольного возраста к традициям мордовского народа средствами фольклора в доступных для этого возраста вида и жанрах. Данный педагогический процесс основан на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми традиций мордовского народа через национальную игру.
Исходя из этой проблемы, я определила для себя тему исследования: использование народных игр для лучшего усвоения детьми традиций мордовского народа.
Объектом: исследования являются дети дошкольного возраста.
Предметом исследования: является система воспитательной работы в ДОУ.
Исходя из всего выше сказанного, я поставила перед собой, следующие
Цели:
1)Приобщить детей к традициям мордовского народа через национальную игру.
2)Воспитывать в ребенке чувства гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он родился и живет.
3)Формировать уважение к традициям мордовского народа.
Гипотеза: Если использовать мордовские игры в работе с детьми дошкольного возраста, то это будет способствовать лучшему усвоению традиций мордовского народа, а так же воспитывать национальную культуры, духовность, самостоятельность, толерантность.
Задачи:
1)Проанализировать технологию использования народной игры в работе с дошкольниками.
2)Совершенствовать материально – техническую базу кабинета мини – музей и групповых помещений детского сада.
3)Выявить степень эффективности проведения мордовских игр и их влияние на усвоение детьми национальных традиций.
4)Выявить психологические и педагогические условия развития национальной игры у детей дошкольного возраста в ходе проведения игр.
Методы:
1)Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования.
2)Наблюдение за детьми в ходе игры.
3)Беседа с детьми о Мордовии, родном селе.
4)Количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика).
При планировании и организации мордовских игр важно соблюдать следующие
Условия:
Обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада.
Правильное определение главной цели мордовских игр.
При разработке игры выделение главного компонента.
Необходимо сохранить положительно – эмоциональный стиль отношений между педагогом и детьми во время игры, учитывая возрастные и индивидуальные психологические особенности детей в группе.
Степень новизны проекта состоит в следующем :
1)Обосновать значение подлинных видов фольклора (народной игры) в формировании духовного мира детей дошкольного возраста.
2)Выстроить методику приобщения детей к народной культуре, опираясь на народный опыт.
3) Отобрать и проанализировать фольклорный материал (народные игры) и показать пути его включения в жизнедеятельность детского сада.
4)Разработать педагогические условия эффективного приобщения детей к мордовской национальной культуре, ознакомление детей с мордовскими национальными традициями, воссоздание элементов традиционного уклада жизни мордовского народа.
Теоретическая значимость: Внедрение данного проекта вносит вклад в проблему приобщения детей к мордовской культуре, нравственно – патриотическое воспитание дошкольников.
Практическая значимость проекта состоит в том, что технология народной игры в работе с детьми дошкольного возраста способствует совершенствованию процесса приобщения дошкольников к традиционной национальной культуре.
Ожидаемый результат: к концу реализации проекта :
1)Ожидается положительная динамика показателей приобщения детей к мордовской культуре в процессе их ознакомления с народной игрой.
2)Дошкольный возраст - сенситивный период ознакомления с народной культурой.
3)Проект позволит повысить качество воспитательно-образовательной работы с дошкольниками. У детей возрастёт интерес к культуре мордовского народа.
План реализации образовательного проекта
(длительность работы над опытом – 4 года, осуществляется в четыре этапа).
• Система мероприятий • Задачи • Способы реализации • Сроки
• I этап – аналитико -прогнозтический (подготовительный) :
• Подготовительные мероприятия 1. Изучение теоретической части развития вопроса.
2. Повышение квалификации педагога.
3. Выявление уровня развития способностей детей 3-7 лет.
4. Разработка перспективного плана работы.
5. Проведение диагностики детей
6. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.
Создание картотеки программно-методического, дидактического материала по проектно-исследовательской деятельности
Наполнение игровых зон для детей материалами и оборудованием для проектной и исследовательской деятельности, создание лабораторий, мини – музеев • 2 года работы по проекту
•
o II этап – рабочий (внедренческий) :
o 1 блок – работа с детьми
• 1. Игры познавательного цикла;
• 2. Игры по ознакомлению с народным творчеством мордвы;
• 3. Беседы;
• 4. Рассматривание иллюстраций;
• 4. Подвижные игры.
• 5. Чтение произведений.
• 6. Развлечения:праздники, выставки;
• 1. Создать условия для ознакомления с народным творчеством, подвижными играми, произведениями и традициями народной культуры мордовского народа.
• 2. Развивать любознательность детей, поддерживать проявление самостоятельности в познании окружающего мира. • 1. Проведение НОД;
• 2. Проведение праздников;
• 3. Выставки рисунков;
• 4. Выставки поделок;
• 5. Выставка аппликации. •
• 2 год работы по проекту
• (средний дошкольный и старший дошкольный возраст)
• 2 блок – работа с родителями
• Предварительная работа
• Повышение педагогической культуры родителей
• «Успехи детей»
• Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.
• Обогащение родительского опыта на тему: «Использование народных игр для лучшего усвоения детьми традиций мордовского народа».
• Показ достижений детей.
• Анкетирование,
• беседы
• Консультации и беседы
• «День открытых дверей»
•
• В течение всего периода
• 2 раза в год
• 3 блок – работа с педагогами
• Выступления на педагогическом совете
• 2. Выступления на РМО, на конференции в МРИО, публикации.
• Повышение общей культуры педагогического коллектива
• Обобщение опыта работы • Доклады,
• презентации
• Доклады, «Мастер-класс» • В течение всего периода
• В течение всего периода
• III этап– коррекционный:
• 1. Анализ и корректировка. • Анализ и корректировка содержания методов и приёмов работы с детьми.
• • В конце каждого учебного года
• IV этап – обобщающий:
• Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп;
• Анализ и обобщение материала, составление отчётов, подготовка материла к печати.
• Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми традиций мордовского народа
• Семинары,
• публикации, взаимопосещения,
• обмен опытом. • В конце каждого учебного года
Участники проекта : дети дошкольного возраста 3-7
Динамика показателей приобщения детей к мордовской культуре в процессе их ознакомления с народной игрой.
Средняя группа
2011-2012 уч. год
• сентябрь • май
• высокий % • средний • % • низкий • % • высокий • % • средний • % • низкий • %
• 1 • 4 • 15 • 60 • 9 • 36 • 6 • 24 • 15 • 60 • 4 • 16
Старшая группа
2012-2013 уч. год
• сентябрь • май
• высокий. • % • средний • % • низкий • % • высокий • % • средний • % • низкий • %
• 2 • 8 • 17 • 68 • 6 • 24 • 3 • 12 • 18 • 70 • 4 • 18
Количество детей:
2011 -2012 уч. год (средняя группа)-25 человек
2012-2013 уч. год (старшая группа)- 25 человек
09.2011 05.2012 09.2012 05.2013
1 ряд – низкий уровень
2 ряд – средний уровень
3 ряд – высокий уровень
Вывод: Опыт проведённых исследований показал, что использование народных игр помогли детям усвоить традиции мордовского народа. Мордовские игры нравятся детям, они носят развивающий характер.