Папки-передвижки

Проект «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии и Чувашии»

Татьяна Бабенко
Проект «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии и Чувашии»

Актуальность проекта :

Народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них ребенок осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.

Публикация «Проект „Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии и Чувашии“» размещена в разделах

Народные подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Народная игра несёт символическую информацию о прошлом, передаёт традиции, свойственные менталитету народа соответствует детской природе, удовлетворяет потребность ребёнка в познании и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.

Цель проекта :

-приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

-формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;

-воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Мордовии и Чувашии.

-формировать у детей интерес и ценностное отношение к чувашским и мордовским народным играм через физическое воспитание.

Задачи:

-изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу;

-собрать и систематизировать дидактический материал в группе;

-составить план, разработать занятия;

- систематизировать сведения о труде жителей Мордовии и Чувашии;

-формировать уважение к традициям и обычаям;

-знакомить с устным народным творчеством;

-знакомить детей с национальными особенностями физического воспитания (игры и упражнения на воздухе, народные игрища).

-обогащать содержание двигательной деятельности ребенка чувашскими и Мордовскими подвижными играми.

-развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию)

-приобщать детей и родителей к народным играм.

Сроки реализации проекта :

сентябрь-октябрь(2014)г. г.

Средней продолжительности.

Пути реализации:

-подбор народных подвижных игр на русском, чувашском и мордовском языках;

-широкое использование истинно-народных старинных игр, подвижных игр, адаптированных к современным условиям.

-разработка цикла физкультурных занятий на основе подвижных чувашских и мордовских игр, сюжетов народных сказок и легенд для старшей группы;

-организация физкультурных праздников и развлечений по мотивам народных традиций и обычаев.

Ожидаемые результаты:

-укрепление здоровья детей, развитие интереса к физической культуре на основе чувашских и мордовских подвижных игр, физкультурных занятий.

-приобщение детей к языку, истории, традициям чувашского и мордовского народа.

Реализация проекта :

Забота о здоровье детей, опора на чувашские и мордовские традиции воспитания, сотрудничество с родителями.

Она включает следующие разделы:

1. Народные подвижные игры

2. Сюжетные физкультурные занятия

3. Традиционные праздники, развлечения, игрища

на основе современных сказок и легенд.

1 этап. Подготовительный.

Задачей I раздела «Чувашские и Мордовские народные игры» является: обогащение содержания двигательной деятельности дошкольников чувашскими и мордовскими народными подвижными играми.

Знакомство с историей возникновения игр, традициями, обрядами. Использование чувашской и мордовской речи, использование краеведческих материалов и произведений национальной культуры : картины, репродукции чувашских и мордовских художников, фольклор, слайды и т. д.

По детским играм дошкольники узнают о прошлом своего народа. Сами названия игр подсказывают, чем занимались и какой образ жизни вели наши предки. Игра «Стрельба из лука» («Ухранпемелле») доносит до нас отвагу, меткость, смелость чуваша-воина, охотника. Игра «В лошадку» («Лашалла»). «На пахоте» («Акара») рассказывают о том, что чуваши издавна занимались земледелием. Через игры, праздники из поколения в поколение передавались лучшие национальные традиции

2 этап. Основной.

Задачи:

-знакомить детей с народной культурой

-создавать условия для проявления ловкости и выносливости в подвижных играх и спортивных упражнениях;

- знакомить ребенка с чувашскими и мордовскими народными играми

1. Познавательные занятия :

-беседы: «Народы Республики Мордовии и Чувашии», «Жители Мордовии и Чувашии», «О природе и жизни людей в Мордовии и Чувашии».

-чтение художественной литературы

Мордовские народные сказки : «Дочка с веретёнце», «Лиса и медведь», «Мышь и сорока», «Старуха Йома и две девушки».

Чувашские народные сказки : «Мышка вострохвостик», «Девушка на Луне», «Золотая сумка», «Как один парень царевну рассмешил»

-создание национального уголка: литература и иллюстрации о столицах республик Мордовии и Чувашии, папки: «Растения мордовского края», «Растения чувашского края», «Животные мордовского края», «Животные чувашского края», альбом «Мордовский и Чувашский народный костюм».

2. Подвижные игры Мордовии :

-«Шине и нармонят» («Солнышко и птички», «В круги (Кирькссэ)», «В курочек» («Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш., «Раю – раю».

Подвижные игры Чувашии :

Журавушка (Тарналла, Слепой баран (Сукар такалла, Отгадай имя (Ятне пел, Пустая изба (Пуша пуртле)-

3. Открытое занятие (Развлечени

3 этап. Заключительный.

Конспект открытого занятия в рамках методической недели.

Цель:

гармоничное развитие детей посредством народных подвижных игр.

Задачи:

1. Развивать и обогащать речь.

2. Учить действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.

3. Учить действовать в соответствии с правилами.

4. Воспитывать активную творческую личность.

5. Развивать смекалку, мышление, ловкость, сноровку, ценные морально-волевые качества.

6. Способствовать оздоровлению.

7. Способствовать совершенствованию эстетического восприятия мира.

8. Воспитывать уважение к прошлому народа, культуре.

Ход занятия:

До небес богатые леса…

Инструктор. В лесах Мордовии обитают разные животные. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте и изобразите повадки животных.

1. «Заяц». Зимой белый, летом серый. /прыжки на двух ногах с продвижением/.

2. «Волк». Сёрмав ракша вирьганть лыты, ярсамс вешни. /бег широким шагом/.

3. «Лиса». Пулозо покшке, мазый сонсь, рыжой ды ёжов. /бег семенящим шагом/.

4. «Медведь». Тельня уды, кизна ярсы медте ды инзейде. /ходьба с опорой на руки и ноги/.

Сейчас я вам покажу платочек, а вы должны отгадать, какой узор изображен.

Показываю платочек с мордовским узором.

Воспитатель: Какой узор на платочке?

Дети: Мордовский.

Воспитатель: Мы с вами будем играть в мордовскую народную игру «Шине и нармонят» («Солнышко и птички»). Но прежде чем начать игру, мы должны с вами выбрать водящего. Как мы выбираем водящего?

Дети: Считалкой.

Воспитатель: Саша, посчитай, пожалуйста.

Саша: Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел месяц погулять,

А за месяцем луна -

Оставайся ты одна.

Встаём в круг. Водящий (Солнышко) в кругу.

Воспитатель: Правила игры: до кого дотронется водящий, тот Солнышко. Начинаем.

Дети: Минь лийхтяма,

Минь лийхтяма,

Пильгса, пильгса,

Топатамо.

Шине! Кафта, колма, ниле -Так!

Тени бойкане кундак.

Дети разбегаются в стороны, а водящий (Солнышко) старается дотронуться до ребёнка. Ребёнок останавливается на месте, становится водящим.

Публикации по теме:

Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии Работая по проекту «Культура Мордовии» в группе.

Консультация для воспитателей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии и Чувашии»
Опубликовано: 6 октября 2014 в 23:18
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД