Марина Адамчук
Проект «Народная игрушка — лучшая подружка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной игрушки.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с народной игрушкой, историей ее создания, видами и разнообразием игрушек.
2. Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний через общение со сверстниками.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре и народному творчеству.
Публикация «Проект „Народная игрушка — лучшая подружка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
4. Участники проекта: дети, родители, педагоги.
5. Привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу посредством знакомства с русскими народными игрушками и историей их создания.
Актуальность:
По мнению многих специалистов, материал для изготовления игровых средств также имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Они трогают разные поверхности и структуры материалов. Слушают звучание, исследуют свойства и качества самых разных предметов. Например, пластмассовый кубик может быть большого размера, а весит очень мало. Предметы же из натуральных материалов, как правило, гармоничны: чем он больше, тем тяжелее. Кроме того, рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает подлинную информацию о мире: кора дерева – шершавая, песок – сыпучий, камень – гладкий, вода не содержит форму. Когда ребенок берет что-то в руку, происходит передача информации в мозг. Взаимодействуя с природными материалами, ребенок получает гораздо больше информации, чем от соприкосновения с пластмассой. Поэтому для маленького ребенка, только начинающего познавать окружающий мир, развивающие игрушки целесообразнее делать из природных материалов.
Дерево – вероятно, самый древний материал для изготовления детских игрушек. Оно легко поддается обработке, способно принимать разные формы и окрашиваться в разные цвета, весьма долговечно. А еще оно «теплое», «живое». Многие производители выбирают дерево главным материалом для игрушки не случайно. Это экологически чистый природный материал, который способен творить чудеса.
Изучение народной игрушки способствует решению задач сенсорного воспитания. Отточенность форм, особая обработка поверхности может способствовать формированию представлений о сенсорных эталонах у детей. Обследование осуществляется разными способами: зрительное обследование, ощупывание, движение руки по предмету и вычленение общих форм.
Рассматривая игрушки, необходимо обращать внимание на мастерство, трудоемкость процесса создания произведений народного искусства. Методика работы с детьми следует двум основным принципам – развивать творческие способности и склонности дошкольников, их фантазию и воображение и в тоже время последовательно и настойчиво подводить детей к пониманию того, что творчество – это увлекательный и вместе с тем кропотливый и настойчивый труд.
Образы народного творчества способствуют развитию эстетического восприятия дошкольников. Общение детей с произведениями народного творчества, очень важно для художественного развития дошкольников, они становятся соучастниками народных творцов, изучают средства выразительности и декоративности цветовых и пластических решений. Проведение занятия по декоративному рисованию на примере народной игрушки способствует развитию умения декоративно работать с цветом, так как выразительность художественного образа достигается в большинстве своем обобщением деталей, цветовых пятен. На занятиях по изобразительной деятельности дети могут усвоить навыки росписи матрешки, расписать дымковскую барышню, коня, познакомиться с ярким и в тоже время гармоничным узором филимоновской игрушки. При всем многообразии народная игрушка обладает рядом качеств: условность изображения, лаконизм формы и главное выразительность образа, достигаемые умелым выявлением и подчеркиванием отдельных признаков натуры.
Результаты реализации проекта:
- Значительно обогатились формы взаимодействия семьи и ДОУ;
- Пополнились играми, игрушками, дидактическими пособиями развивающие центры группы;
- Обогатился опыт педагогов группы по реализации проектного метода в работе с детьми.
Взаимодействие с родителями:
- Совместный с детьми отбор иллюстраций для оформления альбома по теме, беседы с детьми для систематизации знаний по теме проекта;
- Пополнение группы играми, народными игрушками, дидактическими пособиями;
заучивание стихотворений;
- Подготовка и организация досуга.