Получи документы

Проект «Развитие речи детей посредством русской народной сказки»

Татьяна Симончук
Проект «Развитие речи детей посредством русской народной сказки»

Педагогический проект на тему : «Развитие речи детей 4-5 лет посредством русской народной сказки»

Выполнила:

Симончук Т. А.

Содержание:

1. Введение

2. Актуальность темы

3. Гипотеза, цель проекта

4. Задачи, методы и формы проекта

5. Этапы и сроки реализации

Публикация «Проект „Развитие речи детей посредством русской народной сказки“» размещена в разделах

«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»

К. Д. Ушинский

Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды придя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.

А что может духовно обогатить среду? Пришли к выводу, что главная задача педагога это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.

Участники проекта являются дети 4-5 лет, воспитатели и родители. Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей группы мы выбрали методическую тему «Русская народная сказка- как средство развития речи

ПРОБЛЕМА

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, беседа с родителями указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.

Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.

Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно : животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Если использовать русскую народную сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

1. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей. Определить уровень развития речевого умения детей.

2. Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей.

3. Приобщение детей к культуре своего народа.

4. Расширение знаний детей об окружающей действительности, развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.

5. Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

6. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

7. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

1. Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.

2. Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.

3. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.

4. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.

5. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

6. Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.

7. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.

8. Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.

9. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней

Тип проекта : групповой, познавательно-творческий.

По содержанию: социально - педагогический.

Участники проекта : дети группы, воспитатели группы, родители.

По времени проведения: долгосрочный (сентябрь-май 2019г)

По характеру контактов: в рамках ДОУ.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПPОЕКТА

ФОРМЫ:

Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.

МЕТОДЫ: наблюдение, рассказ, игры, показ, моделирование.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА :

С ДЕТЬМИ

– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей : проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования русских народных сказок;

- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;

- специальные игровые задания;

С РОДИТЕЛЯМИ

посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад» :

- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;

- Повысить интерес детей к русской народной сказке;

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

-Успешное овладение грамотной и связной речью.

-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

-Использование образных выражений при пересказе сказок;

- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;

-Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

-Совершенствование звуковой стороны речи;

-Усиление интереса к занятиям;

-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;

- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;

-Повысится культурный уровень дошкольников.

Этапы и сроки реализации

Данный проект реализовывался в три этапа:

1этап подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному творчеству;

Подготовительный

Этапы Задачи Мероприятия

подготовительный Повышение профессиональной компетентности Изучение программно-методического материала по направлению работы

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы, подбор диагностического материала

Обогащение игровой среды Пополнение игровой среды, изготовление наглядности (атрибутов к сказкам)

Педагогическое просвещение родителей Беседа с родителями по выявлению организации чтения сказок дома. Проведение консультаций. Оформление наглядно- агитационного материала по организации деятельности дома.

Перспективный план работы со сказкой.

Содержание Программные задачи Работа с родителями

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь Определить уровень развития речи детей – диагностирование. Выявление трудностей у детей. беседа

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

1. Рассказывание русской народной сказки «Репка».

2. Вспомним сказку по иллюстрациям

1. Рассказывание русской народной сказки «Колобок». 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, точно отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

2. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить воспроизводить текст знакомой сказки о иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.

Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народны-ми сказками.

2. Показ настольного театра «Колобок». 2. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи.

3. Слушание аудиозаписи «Колобок». 3. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действия. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

4. Моделирование сказки «Колобок». 4. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели.

Н

О

Я

Б

Р

Ь 1. .Рассказывание русской народной сказки «Зимовье зверей». 1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. Рисунки любимого героя сказки «Зимовье зверей»

2. Показ настольного театра «Зимовье зверей». 2. Порадовать детей, учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову.

3. Помочь детям запомнить содержание сказки, побуждать к участию в рассказывании.

3. Вспомним сказку по иллюстрациям. 4. Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить воспроизводить текст знакомой сказки о иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя. Развивать интонационную выразительность речи.

4. Рассказывание детьми сказки «Зимовье зверей» с помощью плоскостного театра 5. Учить детей воспроизводить сказку с помощью плоскостного театра. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь 1. Чтение русской народной сказки «Теремок». 1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Консультация для родителей: «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка» (папка-ширма).

2. Показ настольного театра «Теремок». 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

3. Хоровод - игра «Теремок». 3. Познакомить детей с малыми фольклорными формами в жанре хороводной игры, развлечениями.

4. Рассказывание детьми сказки «Теремок» с помощью моделей заместителей. 4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью моделей заместителей. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

Я

Н

В

А

Р

Ь 1. Чтение русской народной сказки «Лисичка со скалочкой». 1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Поощрять стремление интонационно точно повторять песенки из сказки. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Оформление альбома: «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей).

2. Показ настольного театра «Лисичка со скалочкой». 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить содержание сказки, развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

3. Игра-пазлы «Лисичка со скалочкой». 3. Напомнить детям героев сказки, развивать логическое мышление, внимание.

4. Рассказывание детьми сказки «Лисичка со скалочкой» с помощью моделей заместителей. 4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью моделей заместителей. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середина, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь 1. Чтение русской народной сказки «Три медведя». 1. Учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Обращать внимание детей на образный язык сказки. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Консультация для родителей: «О чём рассказывает сказка» (папка-ширма).

2. Показ настольного театра «Три медведя». 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой, помочь запомнить сюжет сказки. Поощрять участие в рассказывании, интонационно-выразительном повторении песенок героев сказки.

3. «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки). 3. Уточнить представление детей о загадках. Учить отгадывать описательные загадки. Развивать логическое мышление.

4. Слушание аудиозаписи сказки «Три медведя» 4. Учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действия.

5. Моделирование сказки «Три медведя». 5. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью моделей заместителей.

М

А

Р

Т 1. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». 1. Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, поощрять использование детьми в ответах сказочных оборотов. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки» (папка-ширма).

2. Показ настольного театра «Петушок и бобовое зернышко». 2. Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь представить образы персонажей, помочь запомнить образы персонажей, поощрять участие в рассказывании.

3. Н/печатная игра «Собери героя сказки». 3. Учить детей анализировать элементарную контурную схему, выделять основную форму предмета. Закреплять знание о героях сказки.

.

4. Рассказывание детьми сказки «Петушок и бобовое зернышко» с помощью моделей заместителей. 4. Учить детей пересказывать сказку с помощью моделей заместителей. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, внимание, мышление.

А

П

Р

Е

Л

Ь 1. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» 1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. Консультация для родителей: «Использова- ние моделей заместителей при ознакомлении со сказкой» (папка-ширма).

2. Показ пальчикового театра по сказке «Маша и медведь». 2. Доставить детям радость от встречи со знакомой сказкой, помочь представить образы.

3. Ознакомление с малыми фольклорными формами- потешки. 3. Знакомить детей с жанром потешки, поощрять выразительное рассказывание потешек. Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.

4. Рассказывание детьми сказки «Маша и медведь» с помощью моделей заместителей. 4. Учить детей пересказывать сказку с помощью моделей заместителей. Формировать умение видеть структуру сказки. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы: память, мышление, внимание.

М

А

Й 1. Чтение русской народной сказки «Волк и козлята». 1. Учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать сюжет, отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать словарь детей. Воспитывать интерес и любовь к русским на-родным сказкам. Консультация для родите-лей: «Использование раз-личных видов театра при ознакомлении детей со сказкой».(папка-ширма).

2. Показ настольного театра «Волк и козлята». 2. Порадовать детей встречей со знакомой сказкой. Развивать чуткость к художественно-выразительным средствам сказки.

3. Н/печатная игра «Собери картинку». 3. Напомнить детям героев сказки «Волк и козлята». Развивать внимание, логическое мышление при составлении целого из частей.

4. Игры-имитации «Волк», «Козлята». 4. Учить детей координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки

5. Рассказывание сказки «Волк и козлята» при помощи моделирования. 5. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, внимание, мышление). Помочь запомнить сюжет и рассказать сказку с помощью модели.

1. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». 1. Познакомить детей с шуточной сказкой. Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки. Обогащать словарь детей, подводить их к пониманию значения пословиц. Воспитывать интерес и любовь к русским народным сказкам. Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра :настольный, би-ба-бо и т. д.

2. Отгадывание загадок о животных. 2. Развивать логическое мышление при отгадывании описательных загадок. Закреплять знание некоторых особенностей внешнего вида и повадок животных-героев сказок.

3. Дидактическая игра «Наши сказки». 3. Закрепить знание детьми русских народных сказок о животных. Развивать познавательные психические процессы (внимание, мышление, память).

4. Рассказывание детьми сказки «У страха глаза велики» с помощью мнемотаблицы. 4. Учить детей воспроизводить сказку с помощью графической аналогии – мнемотаблицы. Формировать умение видеть структуру сказки (начало, середину, конец). Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей психические процессы :память, мышление, внимание.

Публикации по теме:

НОД для детей 3–4 лет по развитию речи посредством приобщения к истокам русской народной культуры «Испечём мы пряники» Тема: «Испечём мы пряники». Цель: развитие речи посредством приобщения детей к истокам русской народной культуры. Задачи: - познакомить.

Конспект занятия по развитию речи «Рассказывание русской народной сказки «Морозко» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Рассказывание русской народной сказки «Морозко» Подготовила воспитатель МАДОУ «ЦРР.

Консультация «Развитие связной речи детей посредством сказки» В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить.

Мастер-класс для родителей «Развитие речи детей посредством изготовления народной куклы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 43» г. Сыктывкара. Мастер-класс для родителей «Развитие речи.

НОД по развитию речи в младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Теремок» НОД по развитию речи в младшей группе "Рассказывание русской народной сказки "Теремок". Программное содержание: - учить эмоционально воспринимать.

НОД по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» НОД по развитию речи в старшей группе Тема: «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»» Интеграция образовательных областей: социально.

Открытое интегрированное занятие по развитию речи. Игра-драматизация русской народной сказки «Репка» Открытое интегрированное занятие по развитию речи в группе раннего возраста. Игра драматизация русской народной сказки «Репка». Задачи:.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом» Актуальность темы. Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация,.

Проект «В гостях у русской народной сказки» Проект «В гостях у русской народной сказки» (Комбинированная группа для обучающихся общеразвивающей направленности и обучающихся с ЗПР от.

Консультация «Развитие связной речи детей посредством сказки» В наш стремительный век компьютеризации мы стремимся дать детям повышенный уровень математических знаний, научить английскому языку, развить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие речи детей посредством русской народной сказки»
Опубликовано: 21 апреля 2019 в 19:12
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД