МААМ-картинки

Проект «Развитие элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера»

Людмила Чечетко
Проект «Развитие элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера»

ПРОЕКТ НА ТЕМУ «Развитие элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Публикация «Проект „Развитие элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера“» размещена в разделах

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения.

В 60-70 годы 20 века начался активный поиск новых подходов к содержанию

математического развития дошкольников, а также средств и способов его реализации. Особо значимым для этого периода было признание развивающих и обучающих игр с использованием цветных счётных палочек

Х. Кюизенера - бельгийского математика.

Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эфективность. Используя палочки Х. Кюизенера, реализуется один из важнейших принципов дидактики - наглядность. Игры-занятия с этим материалом позволяют ребёнку овладеть способами действий необходимых для возникновения у детей математических представлений. В силу этого в 80 годы 20 века отечественная методика развития математических прдставлений у детей дошкольного возраста обогатилась идеей предлогической подготовки детей, связанной с подготовкой мышления ребёнка к конструированию простых логических высказываний. Была определена основная линия движения в предлогическом развитии детей дошкольного возраста: от простых предметных действий (нахождение, выделение, группировка) к мыслительным (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация)

Игры-занятия с палочками Кюизенера важны для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом, счётом, измерением, простейшими вычеслениями, помогают в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач.

ПРОБЛЕМА, РЕШАЕМАЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

Проект предлагает систему работы с детьми, с педагогами, с родителяим по внедрению в образовательный процесс современной образовательной технологии. Достоинством проекта является система, которая выстроена на основе постепенно усложняющихся задач развития дошкольника, которые предлагаются в игровой форме.

Основное правило: от простого к сложному – способствует развитию внимания, памяти, воображения, расширяют кругозор, прбуждается интерес к познанию нового.

Формирование математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Игра, как важнейшее средство в решении умственной задачи, поможет проводить процесс обучения более живо и интересно, каждая игра станет радостным открытием нового. Использование палочек Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Проект предоставляет возможность проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитатели, дети старшего возраста, родители.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Разработать систему деятельности по обучению основам математики детей старшего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера.

Организовать развитие и обучение детей с использованием палочек Кюизенера.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

1. Изучить овременную методическую литературу по вопросу «Палочки Кюизенера – средство познания логики и математики в дошкольном возрасте»

2. Разработать дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, с использованием палочек Кюизенера.

3. Разработать систему работы по включению родителей в образовательный процесс. Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников.

4. Разработать систему работы с педагогами.

5. Создать условия для полноценного развития каждого дошкольника, подобрать практический материал.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА.

Реализация проекта проходит в три этапа

1 этап - диагностический

- Изучение методической литературы по данной теме

- Диагностика уровня математического развития детей в соответствии с программой «Детство» с целью выявления проблем, затруднений и их коррекции, поиска путей организации помощи и новых развивающих воздействий

- Подбор, разработка и изготовление дидактического материала. Создание презентации «Игры с палочками Кюизенера» (схемы, инструкции, образцы)

- Оборудование уголка занимательной математики с учётом присутствия дидактического материала и пособия. Сентябрь

Сентябрь - май

2 этап – основной (практический).

- Повышение компетентности педагогов и родителей по данной проблеме.

- Организация игр с цветными палочками Кюизенра в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности Сентябрь – май

3 этап – обобщающий.

Мониторинг проекта Май

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Обучение дошкольников основам математики с помощью игр с палочками Кюизенера (Презентация)

1 Блок. Способы образования числа

«Гусеничка»

«Построим домик для числа»

«Как Том и Джерри играли в числа»

2 Блок. Последовательность числа в числовом ряду

«Построим трап»

«Неделька»

«Восстанови лесенку»

«Будь внимателен»

3 Блок. Отношения между числами (больше-меньше; больше-меньше на).

«О чём говорят палочки

«Где чей домик?»

«Расколдуй животных»,

«Зёрна в кладовках у мышат»,

«Назови моих соседей».

4 Блок. Состав числа из единиц и 2-х меньших чисел.

«Кондуктор»

«Числовые грядки»

«Вместе мы одно число»

«Сколько жильцов в доме?»,

«Какое число живёт в вашем доме?»

5 Блок. Число как результат измерения.

«Зоопарк»

«Цветные коврики (для собачки и котенка)»

6 Блок. Арифмети-ческие действия сложения и вычитания.

«Цветной счёт»

«В городе построены разные дома»

«Аист и лягушки»

«Хитрые примеры»

7 Блок. Соответствие числа и цифры.

«Цифры и цвет»

«Построй пирамиду (по сигнальной карточке)»

«Разведи солдат по постам»

«Узнай номер телефона»

Перспективного плана работы с детьми, нацеленный на развитие элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера

Месяц Обучающие задачи

Развитие операций мышления

Содержание

(игры)

Сентябрь Научить способам образования чисел. Анализ-синтез, абстрагирование, обобщение. «Гусеничка»

«Построим домик для числа»

«Как Том и Джери играли в числа»

Октябрь Последовательность числа в числовом ряду Сравнение, анализ-синтез, обобщение. «Будь внимателен»

«Построим трап»

«Неделька»

«Восстанови лесенку»

Ноябрь Отношения между числами (больше, меньше, больше-меньше на) Сравнение, обобщение,

абстрагирование. «О чём говорят палочки»

«Где чей домик»

«Назови моих соседей»

Декабрь Отношения между числами (больше, меньше, больше-меньше на) Сравнение, обобщение,

абстрагирование. «Расколдуй животных»

«Зерна в кладовках у мышат»

Январь Состав числа из едениц и двух меньших чисел. Анализ-синте, абстрагирование, обобщение. «Кондуктор»,

«Числовые грядки»

Февраль Состав числа из едениц и двух меньших чисел. Анализ-синте, абстрагирование, обобщение. «Вместе мы одно число»

«Сколько жильцов в доме»

«Какое число живет в вашем доме»

Март Число, как результат измерения. Анализ-синтез, сравнение, классификация, обобщение. «Зоопарк»

«Цветные коврики»

Апрель Арифметические действия, сложения и вычитания. Анализ-синтез, абстрагирование, обобщение. «Цветной счет»

«В городе построены разные дома»

«Аист и лягушка»

«Хитрые примеры»

Май Соответствие числа и цифры. Сравнение, анализ-синтез, классификация, обобщение. «Цифра и цвет»

«Построй пирамиду»

«Разведи солдата по постам»

«Узнай номер телефона»

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

№ Мероприятия Сроки проведения

1 Игровой тренинг – практикум «Сложна ли работа с палочками Кюизенера». Сентябрь

2 Показ презентации «Игры с палочками Кюзеинера» Октябрь

3 Мастер-класс «Цветные числа» Кюизенера в детском саду Ноябрь

4 Групповые и индивидуальные консультации «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», «Обучение счёту с помощью палочек Кюизенера». Январь

5 Открытое занятие «Путешествие на корабле». Февраль

6 Проведение обучающего семинаров «Разноцветные палочки. Играем в детском саду и дома». Март

7 Презентация проекта. Апрель

8 Подведение итогов работы. Анализ степени достижения поставленной цели. Май

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

№ Форма работы Мероприятия Срок

1 Анкетирование Анкетирование родителей Сентябрь

2 Презентация Групповое родительское собрание - презентация проекта Октябрь

3 Консультация Консультация для родителей «Как работать с палочками Кюизенера Ноябрь

4 Консультация Консультация для родителей «Какие альбомы приобрести для работы с палочками Кюизенера

Декабрь

5 Наглядно - информационная «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»

Январь

6 Семейный досуг «На улице разноцветных палочек» Февраль

7 Еженедельная информация для родителей Оформление еженедельной информации для родителей «Наши успехи и наши открытия в области математики» Сентябрь-май

8 Совместное занятие с детьми и родителями Совместное занятие с детьми и родителями «Играем вместе» Март

9 Подведение итогов работы. Подведение итогов работы. Заполнение анкет обратной связи родителями и педагогами. Анализ степени достижения поставленной цели Май

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение логико - математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнения, упорядочивание, группировка, сериация, классификация)

Совершенствование навыеов количественного и порядкового счета, прямого и обратного счета.

Развиватие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию.

Развитие логического мышления, памяти, внимания.

Воспитания самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.

МОНИТОРИНГ ПРОЕКТА

Для мониторинга проекта проведена диагностика уровня развития детей в начале года и в конце года, использованно анкетирование родителей.

Проведенная диагностика помогла установить определенный обьём знаний в интеллектуальном развитии, достигнутых под влиянием условий жизни, воспитания, обучения; показала качественные новые результаты в развитии, возможности ребенка в плане овладения тем, что может овладеть с помощью взрослого, в сотрудничестве, что дети достаточно в полном объёме владеют счетом, достаточно развита способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимость, умение «конструировать» оперировать предметы, знаки, символы.

Полученные результаты подтвердили значимость проведенной работы и эффективность проекта.

Анкетирование для родителей проведено два раза: перед началом проектной деятельности и после реализации проекта и помогло определить эффективность совместной работы с родителями и педагогами и возможность достижения поставленной задачи.

Диагностика уровня развития детей

№ п/п Сентябрь Май

1 Владеют счетом 50 % 90%

2 Различают количественный и порядковый счет в пределах 20 20% 75%

3 Составляют и решают задачи в одно действие на «+», пользуются цифрами и арифметическими знаками 25% 50%

4 Знают способы измерения величины: длины, массы. Пользуются условной меркой 50% 80%

5 Знают временные отношения: день-неделя-месяц, минута-час, последовательностьвремени года и дней недели 40% 69%

6 Знают состав числа до 10 из единиц и из двух меньших (до 5) 45% 70%

7 Умеют обозначать словами местоположение предметов в пространстве 60% 80%

8 Владеют обратным счетом от 1 до 10 60% 90%

9 Ориентируются по числовому ряду 50% 85%

Анализ анкетирования родителей:

В ответах родителей преобладают варианты ответов:

в дошкольном учреждении следует реализовать современные образовательные технологии, отличным средством в обучении основам математике являются дидактические пособия – цветные палочки Кюизенера, но не все родители считают необходимым их участие в образовательном процессе.

Перечень приложений.

Приложение 1- Информационные ресурсы

Приложение 2-Презентация «Игры с палочками Кюизенера» (схемы, инструкции, образцы) - диск

Приложение 3- Анкета для родителей

Приложение 4- Фото материалы (центр математического развития, игры детей с палочками Кюизенера)

Приложение 5- Список использованной литературы

Приложение 1

Информационные ресурсы

1. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

2. Смоленцева А. А Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II : Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб. : «Детство-пресс», 2006.

3. З. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2015.

4. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе. Примерная образовательная программа длшкольного образования «Детство»/ СПб. :«Издательство «Детство-пресс», 2014.

5. Е. С. Евдокимова. Технология проектирования в ДОУ/М. : ТЦ Сфера, 2006.

6. Логика и математика для дошкольников/Авт. -сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб, 1996.

Приложение 2

Презентация «Игры с палочками Кюизенера» (схемы, инструкции, образцы)-диск

Приложение 3

Анкета для родителей «Нужна ли математика Вашему ребенку

Ответы на эти вопросы помогут коллективу детского сада

совершенствовать свою работу.

1. Как Вы считаете, следует ли реализовывать в ДОУ современные образовательные технологии?___

2. Как Вы считаете, какова основная цель РЭМП у детей в детском саду:

а) научить считать, решать задачи, выучить цифры;

б) научить ориентироваться в пространстве и во времени;

в) подготовить к обучению в школе;

г) развивать психические функции мышления, внимания, памяти, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

3. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений у своего ребенка? ___

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?___

5. Часто ли Ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?

6. Знакомы ли вы с дидактическими пособия «Цветные палочки Кюизенера», являются они отличным средством в обучении основам математике?

7. Получает ли Ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?___

8. Считаете ли Вы необходимым для Вашего ребенка посещать дополнительные занятия по математике вне детского сада? ___

9. В Вашей группе имеется наглядная информация по РЭМП? Насколько она полезна для Вас?

а) Информация отсутствует.

б) Информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание.

в) Информация есть, но крайне скудная.

г) Я не обращаю на нее внимания.

д) Информация интересная, но для меня не имеет практической значи-мости.

е) Информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное.

ж) Наглядная информация интересна и полезна для меня.

10. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития Вашего ребенка?___

Спасибо за сотрудничество

Приложение 5

Методическая литература

1. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе. Примерная образовательная программа длшкольного образования «Детство»/ СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2014.

2. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (старший возраст). Выпуск 2; Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.

3. З. А. Михайлова, Е. А. Носова. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб. : «Издательство «Детство-пресс», 2015.

4. Смоленцева А. А Математика до школы. Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II : Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб. : «Детство-пресс», 2006.

5. Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб, 1996.

6. Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика – это интересно. – СПб, 2002.

7. Т. А. Новомлынская. Игры с палочками Кюизенера/г. Армавир

8. Интернет ресурсы

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает.

Формирование элементарных математических представлений посредством пескотерапииФормирование элементарных математических представлений посредством пескотерапии Формированию у детей математических представлений отводится важное место в общей системе развивающего обучения. Это вызвано рядом причин:.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств Мастер – класс Тема: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством нетрадиционных дидактических средств.

Модуль: Познавательное развитие Направление: «Формирование элементарных математических представлений» Пояснительная записка Технологическая карта занятия с детьми 4 года жизни разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО по модулю «Познавательное.

Отчет по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность» Отчет по самообразованию на тему «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. «Без.

Проект «Формирование элементарных математических представлений у младших дошкольников посредством дидактических игр» 1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Название проекта: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшего возраста через дидактическую.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у дошкольников в игровой форме» Задачи: проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; разработать систему занятий по развитию элементарных математических.

Развитие речи в познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Развитие речи в познавательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Обогащение, закрепление, активизация.

Развитие элементарных математических представлений посредством дидактических игрРазвитие элементарных математических представлений посредством дидактических игр Дидактические игры по математическому развитию детей. Игра "Разноцветные прищепки" Игра учит ребенка самостоятельно «одевать» прищепки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Развитие элементарных математических представлений посредством использования палочек Кюизенера»
Опубликовано: 7 ноября 2017 в 11:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД