Aнна Федорова
Проект «Волшебная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА»
Выполнила: Федорова А. В.
Чебоксары – 2016
Паспорт проекта
Разработчик проекта Федорова А. В., воспитатель МБДОУ «Детский сад №108» г. Чебоксары ЧР
Наименование проекта «Волшебная бумага»
Вид проекта По составу участников – коллективный,
По целевой установке – развивающий,
По срокам реализации – долгосрочный,
По тематике - тематический
Публикация «Проект „Волшебная бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
База реализации проекта МБДОУ «Детский сад №108 «Сказка» г. Чебоксары ЧР
Участники проекта - воспитатели,
- дети,
- родители,
- старший воспитатель
Сроки проекта Сентябрь 2015 – май 2016
Содержание
Паспорт проекта…2
Содержание….3
1. Введение….…. 4
1.1. Анализ внешней ситуации…5
1.2. Анализ внутренней ситуации…6
1.3. Проблематика….…. 7
2. Основная часть…. …. 8
2.1. Концептуация…. …. 8
2.2. Целеполагание….…. …8
2.3. Ожидаемый результат….….8
2.4. Реализация проекта….….9
2.4.1. Этапы работы над проектом…. 9
2.4.2. План действий по реализации проекта…10
2.4.3. Ресурсное обеспечение…11
2.5. Мониторинг….12
3. Заключение….12
Список литературы…. 14
Приложение….15
Введение
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. В НОД по художественному творчеству у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение. У дошкольников воспитывается усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца, умение работать самостоятельно и в коллективе.
В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.
Анализ внешней ситуации
Основная программа, по которой работает Детский сад – программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Это современная вариативная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.
Цели программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Для достижения поставленных целей программой определены следующие задачи:
• забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
• создание в группах атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
• креативность процесса воспитания и обучения;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
• обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;
• соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.
Основная концептуальная идея воспитания и образования дошкольника - создание условий для личностного роста, успешной социально-психологической адаптации каждого ребенка, профилактика социально-психологической дезадаптации. Работа с бумагой помогает развитию личностных качеств детей, их креативности, развитию интеллекта.
Сильные стороны Слабые стороны
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Мало методических пособий, разработанных согласно ФГТ
Анализ внутренне ситуации
Детский сад реализует комплексные программы: «Программа воспитания ребенка - дошкольника», под ред. О. В. Драгуновой, Чебоксары, 1995г. ; программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. В дошкольном учреждении подобран методический материал ко всем разделам программ и диагностический инструментарий, осуществляется контроль по реализации программных требований. Использование данных программ дает возможность выполнения реализации национального компонента и уровня качества воспитательно-образовательного процесса.
Реализация проекта проходила в подготовительной группе «Почемучки».
Списочный состав детей: 22.
Воспитатель – Федорова А. В., образование высшее, общий педагогический стаж – 5,5 года, из них в ДОУ – 5,5.
Сильные стороны Слабые стороны
Детский сад обладает материально-техническими устройствами для проведения мероприятий в рамках проекта В группе недостаточно предметно-развивающей среды
Наличие комплексных и парциальных программ, технологий овладение педагогом новыми технологиями
Проблематика
Работаю по данной проблеме первый год. В основе лежит программа «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также использую книги Давыдовой Г. Н. «Бумагопластика. Цветочные мотивы», Докучаевой Н. И. «Мастерим бумажный мир. Школа волшебства».
В начале работы мною были выявлены проблемы:
- преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. На первый план выступает личностно-ориентированная модель общения педагога с ребенком, раскрытие и развитие творческих способностей. Что в полной мере достигается на занятиях бумагопластикой.
- необходимость реализации сотрудничества с семьей дошкольников, сближение с родителями.
Отсюда возникает центральная проблема проекта – развитие личностной и эстетической сферы и креативности дошкольника средствами бумажной пластики. Решение этой проблемы привело к необходимости систематизировать имеющийся материал по теме и разработать проект.
Основная часть
Концептуация – главная идея проекта – развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами сказочного образа.
Цель проекта : всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи проекта :
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- развивать мелкую моторику рук и глазомер;
- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
Ожидаемый результат
У детей:
научаться различным приемам работы с бумагой;
научаться следовать устным инструкциям;
будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
У родителей:
1. Повышение уровня знаний родителей о воспитательно-развивающем потенциале занятий аппликацией, оригами и т. д.
2. Активное участие в образовательной деятельности детей.
У педагогов:
1. Овладение новой технологией.
2. Повышение собственного познавательного опыта.
Реализация проекта
Этапы работы над проектом
Проект включает три основных этапа:
1-ый – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
2-ой – деятельностный: внедрение комплекса мероприятий по выбранной теме.
Пути реализации:
- работа с детьми,
- работа с родителями.
3-ий – заключительный: обобщение результатов работы.
План действий по реализации проекта
Календарно-тематический план работы с детьми в подготовительной группе
Месяц
№ занятий Тема Форма работы с дошкольниками мероприятия Результат
Сентябрь, занятие 1,2 Художественное конструирование из бумаги лодочки и рыб Наблюдение, бумажная пластика. Путешествие в Японию. Оригами, «Зонтик» Выставка
Октябрь, занятия 3,4 Аппликация. Рванная бумага Наблюдение, бумажная пластика «Осеннее дерево», «Цыпленок на лужайке» Выставка
Ноябрь, занятие 5,6 Аппликация Наблюдение, бумажная пластика «Коровка», «Птица счастья» Выставка
Декабрь, занятие 7,8 Аппликация Наблюдение, бумажная пластика «Снеговик», «Новогодняя маска» Выставка
Январь, занятие 9,10 Волшебные полоски Наблюдение, бумажная пластика «Лягушонок», «Улитки в траве» Выставка
Февраль, занятие 11,12 Аппликация, оригами Наблюдение, бумажная пластика «По морям, по волнам…», «Солдатская пилотка» Выставка
Март, занятие 13,14 Сгибание гармошкой, аппликация Наблюдение, бумажная пластика «Сирень», «Яблочко» Выставка
Апрель, занятие 15,16 Аппликация техникой мозаика,
мятая бумага Наблюдение, бумажная пластика «Морская звезда», «Тихо ночь ложиться…» Выставка
Май, занятие 17,18, 19 Работа с бумагой в разных техниках Наблюдение, бумажная пластика «Голубь мира», «Животные далеких жарких стран», «Экзотические птицы» Выставка подведение итогов
Ресурсное обеспечение
Кадровое обеспечение:
- старший воспитатель,
- педагог – психолог,
- музыкальный руководитель,
- инструктор по физической культуре.
Учебно-методическое обеспечение:
-Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- «Программа воспитания ребенка – дошкольника» / под руководством О. В. Драгуновой. – Чебоксары, 1995.
- Крюкова С. В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
- Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений».
Материально-техническое обеспечение:
В группе созданы условия для эмоционального развития детей: библиотека, плакаты с изображение лиц, мячики с шипами для снятия психоэмоционального напряжения.
В ДОУ имеется техническое оборудование – телевизор, мультимедиа проектор, музыкальный центр.
Мониторинг проекта
Вид деятель-
ности.
Степень
уровня. Сентябрь-Май
Высок. уровень Среднийуровень Низкий уровень
Нач. г Конец г Нач. г Конец г Нач. г Конец г
Составление композиций по образцу. 66% 32% 4% -
Составление композиций по замыслу 20% 62% 18% -
Оригинальность замысла, фантазия 26% 62% 12% -
Самостоятельность 32% 54% 14% -
Аккуратность 20% 58% 22% -
Заключение
Всем известно, что бумага - один из самых технологичных, декоративных, вполне конструктивных и притом доступных и безопасных материалов, какие только можно представить в школе.
Бумагопластика является эффективным средством воспитания школьников. Занятия бумагопластикой в школе и на кружках формируют такие нравственные качества, как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь, желание радовать окружающих результатами своего труда. Работа в технике оригами социально ориентирована.
Ведущими мотивами этого вида деятельности для школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки из бумаги имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на занятиях по другим предметам.
Таким образом, работа в технике бумажного моделирования целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу. Она благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности школьников - формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности.
В ходе работы и ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Конструирование из бумаги улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.
Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.
Таким образом, работа в технике бумагопластика является эффективным средством развития творческих способностей школьников. Это средство обучения и воспитания, может использоваться в процессе обучения в ДОУ, как на правах игровой методики, наглядного пособия, так и в качестве отдельного предмета, интегрирующего в своем содержании культуроведение, технологию, геометрию и формирующего устойчивый интерес детей к учебной деятельности.
Литература
1. Давыдова, Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы / Г. Н. Давыдова. – М. : Скрипторий 2003, 2007.
2. Джун, Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. / Джексон Джун. – М. : Просвещение, 1979.
3. Докучаева, Н. И. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства / Н. И. Докучаева. – СПб. : Диамант, 1997.
4. Кузнецова, О. С. Мастерилка. Я строю бумажный город / О. С. Кузнецова, Т. С. Мудрак. – М. : Мир книги «Карапуз», 2009.
5. Соколова, С. В. Оригами для дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ / С. В. Соколова. – СПб. : Детство-пресс, 2001.
6. Ханна, Линд. Бумажная мозаика / Линд Ханна. – М. : Айрис-Пресс, 2007.